Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:13, реферат
Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.
Наиболее ранними видами специализированной услуговой деятельности в нашем обществе оставались ремесленные занятия и торговля. В русских городах купечество и ремесленники еще с периода Киевской Руси были уважаемыми сословиями. В каждом крупном или среднем городе России в XVII-XIX вв. существовала базарная площадь, где располагались торговые ряды. Здесь велась оптовая и розничная торговля. В теплое время года торговцы выходили на крупные площади и улицы.
Долгий период торговля велась архаическими методами даже в больших городах. Из-за объективных условий жизни в России задержалось существование ярмарочной и караванной торговли, тогда как в Западной Европе торговля развивалась уже под влиянием цехов и торговых гильдий, кроме того, существовали торговые биржи, развивалась выставочная деятельность.
Первые ярмарки появились на Руси в XVI в. К середине XIX в. их было более 16 тыс. Ярмарки носили сезонный характер, что соответствовало типичной для России смене занятий крестьян с переменой времен года.
Ярмарки, расположенные обычно на перекрестке водных путей и сухопутных трактов, нередко приобретали всероссийское значение. Самая большая известность выпала на долю нижегородцев - товары свозились сюда буквально со всей страны. Нижегородская ярмарка была царством пушнины, тканей, кожевенного сырья, изделий из кожи и металла, бакалейных товаров, чая, рыбы.
Другие российские ярмарки, как правило, не имели универсального характера, а ориентировались на определенный товарный ассортимент. Например, на Ирбитской ярмарке преобладала пушнина, на Ильинской (в Тюмени) - сырые кожи, на Меновнической (в Оренбургской губернии) - рогатый скот и лошади. На особом счету была Киевская ярмарка. Здесь заключались сделки в форме контрактов на куплю-продажу товаров, которые еще предстояло произвести (главным образом - сахара).
Значение ярмарок стало постепенно снижаться на грани XIX-XX вв., когда главенствующую роль заняли стационарные формы торговли.
Особенно
отставали в развитии процессы торговли
в провинции и на селе. Например,
вплоть до XX в. село и провинцию обслуживали
предприимчивые торговые агенты-одиночки
или представители торгово-
В государственном реестре XIX в., который устанавливал стоимость торгового патента и размер промыслового налога, разносная и развозная торговля значилась под 5-м разрядом - именно к этому разряду относилась уличная торговля и обслуживание отдаленных поселений. В 4-й разряд входили торговцы, владеющие ларьками и палатками. 3-й разряд составляли собственники мелких лавок, чайных и распивочных. Ко 2-му разряду относили владельцев оптово-розничной торговли, куда входили средние по обороту оптовые склады, магазины, трактиры. К 1-му разряду относились оптовые магазины и склады, крупные предприятия, занимавшиеся скупкой, хранением и перевозкой сельскохозяйственных продуктов, большие рестораны и аптеки.
Количество
заведений розничной торговли в
России начала XX в. стремительно увеличивалось
- накануне Первой мировой войны
оно перевалило за миллион. Число
мелких продавцов и скупщиков
никто не учитывал. Зато у всех на
виду были крупные текстильные фабрики,
промышленно-торговые фирмы, большие
магазины. Начали формироваться сбытовые
объединения промышленников, товаропроизводителей,
изготовителей продуктов
Во второй
половине XIX в. русские мастеровые люди,
крестьяне-отходники и
В конце XIX- начале
XX в. в России широкое распространение
получило кооперативное движение. Оно,
так же как и артель, формировалось
снизу, через самоорганизацию
Рассмотрим,
что нового вносили индустриальные
производства второй половины XIX в. в
организацию услуг. Важнейшими этапами
индустриализации дореволюционной
России стали промышленные подъемы
1893-1899 и 1909-1913 гг. Усиливающаяся конкуренция
создавала в отечественной
К 80-м годам XIX в. российские промышленники, чтобы ограничить конкуренцию между собой, начали создавать сбытовые объединения (картели и синдикаты), члены которых регулировали размеры производства, цены, условия продажи и другие немаловажные вопросы.
Крупные зарубежные
фирмы и компании, работающие в
России (например, компания Зингера, товарищество
братьев Нобель, заводы сельхозмашин),
сбывали свою продукцию через
специальных представителей на местах,
которые гарантировали
Среди направлений
индустрии, имеющих прямое отношение
к массовым видам услуг, следует
указать на развитие средств передвижения
(железнодорожное
Следует также
подчеркнуть, что на рубеже XIX-XX вв. эмансипировалась
и проявила необычную инновационную
мощь русская техническая мысль.
Об этом свидетельствует тот факт,
что в 1912- 1913 гг. Русско-Балтийский завод
в Санкт-Петербурге приступил к
производству крупных многомоторных
самолетов конструкции Игоря
Сикорского «Русский Витязь» и «Илья
Муромец». Правительство Великобритании
в 1913 г. уведомило русское
Среди других
отраслей индустриального производства,
имеющих прямое отношение к сфере
услуг, следует указать на текстильную
и пищевую, которые являлись крупнейшими
отраслями российской экономики
того периода. Так, в кондитерской промышленности
(ее предприятия размещались в
основном в крупнейших центрах России)
множество десертных сладостей
ранее создавались лишь искусными
кондитерами и украшали стол богатых
людей. Теперь эти сладости стали
предметом фабрично-массового
Рассмотрим
роль кредитно-банковских операций в
развитии услуг дореволюционной
России. Ни индустриальное производство,
ни торговля, ни обслуживание невозможны
без кредита, оборота ценных бумаг
и финансов. В конце XIX в. основной
сферой деятельности русских банков
стал учет векселей и товарно-ссудные
операции. Покупатель вместо оплаты товара
наличными обычно вручал продавцу вексель,
по которому обязывался выплатить всю
сумму в определенный срок. Продавец
мог не дождаться истечения
В начале XX в. банки начали самостоятельно проводить торговые операции с хлебом, сахаром, льном, каракулем, другими оптовыми товарами повседневного спроса и пищевыми продуктами. Экономический союз крупных банков и торговых фирм определял ситуацию на внутреннем рынке Российской империи вплоть до революции 1917 г.
Рассмотрим теперь трансформацию рекреационных и художественно-эстетических потребностей, а также связанных с ними услуг в досуговой области. С этой целью проанализируем, как население страны использовало свободное время. Народная культура периода Московской Руси сохраняла свои обычаи и традиции отдыха. Так, представители средних и низших слоев русского общества предпочитали народные игры, а также борьбу, кулачные бои, которые в городах проходили на открытом воздухе. Более состоятельные граждане Московии могли организовать медвежью «потеху» - устраивали травлю медведей и волков собаками. Для царя устраивали медвежью «потеху» в Кремле или в подмосковных царских усадьбах. Представители всех сословий любили соколиную охоту, охоту с борзыми, хотя это было доступно далеко не всем. Позже охота с кречетами и борзыми превратилась в забаву господствующих слоев.
В период Московского царства по улицам городов и деревенских поселений, а также по ярмаркам ходили группы скоморохов, которые были одновременно актерами, музыкантами, циркачами, танцорами. Однако в конце XVII в. борьба церкви со скоморошеством упразднила эту форму развлечения. Во времена скоморохов на городских улицах, в отдаленных селах можно было встретить сказителя, гусельника, которые были хранителями народного поэтического и музыкального творчества и по существу выполняли важную развлекательную функцию. В домашнем обиходе русские увлекались игрой в зернь (фишки, покрашенные в белый и черный цвет), в шашки, карты. Представители высших слоев любили играть в шахматы. Для женщин из простых семей строились во дворах качели.
Все перечисленные
особенности свободного времяпрепровождения
граждан страны в XVI-XVII вв. свидетельствуют
о том, что развлечения не выходили
за рамки традиционной культуры и
в основном развивались на основе
традиций или на самодеятельной основе
- не существовало специальных общественных
заведений и организаторов-
Немало интересного об организаторах «сферы услуг массового типа» можно почерпнуть из воспоминаний русского писателя Ивана Шмелева (1873-1950) о своих детских годах. Проживая после революции во Франции, он вспоминает свое детство, которое прошло в Москве в 70-е годы XIX в. в патриархальной староверческой семье. Его дед занимался строительством, а отец вынужден был подряжаться на самые разные заказы, в том числе на заказ от городской власти на организацию отдыха москвичей. И. Шмелев вспоминает о своем отце: «С пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам. Покупал леса, гонял плоты и баржи с лесом и щепным товаром. После смерти отца занимался подрядами: строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал портомойни на реке, купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы, ставил балаганы на Девичьем поле и под Новинским... Последним его делом был подряд по постройке трибун для публики на открытии памятника Пушкину».
Писатель
вспоминает о «рядовых исполнителях»
подрядного дела: «...В нашем доме
появлялись люди всякого калибра
и всякого общественного
Еще до революции одним из первых в отечественной литературе И.Шмелев сделал героем своего крупного произведения не представителя дворянства, не революционера, а работника «сферы обслуживания» - официанта одного из модных столичных ресторанов (см.: «Человек из ресторана»).
Между революциями 1905 и 1917 гг. массовые развлечения и общественный отдых жителей крупных городов России носили во многом уже современный характер, как по содержанию, так и формам организации. Целый ряд особенностей художественно-эстетических процессов и массового спроса на зрелища свидетельствовал о том, что страна переживала этап становления индустриальной культуры. В этот период публика в столичных городах России с удовольствием ходила в театры, но серьезным пьесам предпочитала оперетту. Царем эстрады был романс - классический, цыганский, городской. За откидное место на концерте певицы Анастасии Вяльцевой платили по 25 рублей (немалые деньги!). Начинал входить в моду кинематограф. В 1914-1916 гг. на отечественном экране царили актеры Вера Холодная, Иван Мозжухин, Осип Рунич.
Информация о работе Организация обслуживания на производственной сфере сервиса