Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:13, реферат
Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.
Заинтересован
в качестве и потребитель: через
улучшение качества услуг создаются
более благоприятные условия
обслуживания, расширяется и обновляется
ассортимент сервисных
Выигрыш изготовителей
сервисных продуктов состоит
в том, что лучше используются
ресурсы, сокращаются потери от брака
и рекламаций, увеличиваются доходы
от реализации продукции повышенного
качества, увеличиваются фонды
прибыли. Главное же состоит в том, что качество услуги повышает ее конкурентоспособность на рынке.
Свойства
услуги, а также конкретные показатели
качества сервиса широко используются
представителями
Вместе с тем производственные свойства услуги представляют собой лишь потенциальное качество. Любой товар, сервисный продукт всегда необходимо протестировать на функциональную пригодность, которая обычно проверяется в период испытаний, в начале выхода новой услуги на рынок, при первой оценке клиентом предлагаемой услуги.
Но и функциональные
свойства не позволяют сделать
Каждый тип,
каждая разновидность сервисных
продуктов и услуг содержат разные
сочетания свойств, составляющих производственные
и потребительские
В отличие
от свойств промышленного товара
свойства сервисного продукта, свидетельствующие
о качестве, являются гораздо более
сложными для вычленения, объективного
измерения, подсчета стоимости. Вместе
с тем производство любого вида услуг
также приобретает ряд
К числу наиболее распространенных свойств разного рода услуг, которые можно фиксировать, подсчитывать и сравнивать, относятся обычно следующие:
♦ количественные характеристики оборудования, инструментов, разного рода материалов и средств, с помощью которых осуществляется услуга;
♦ особенности протекания технологического цикла выполнения услуги и некоторых ее физико-технических характеристик (звук, освещение и др.);
♦ информационное обеспечение потребителя относительно важнейших особенностей услуги, ее результатов и т.п.
♦ период времени обслуживания потребителя с его участием или срок, в течение которого услуга выполняется без его участия;
♦ длительность и надежность использования результатов сервисной деятельности;
♦ характеристики, связанные с санитарией, гигиеной, порядком в помещении, где выполняется услуга или процесс обслуживания;
♦ экологические характеристики услуги, процесса обслуживания;
♦ характеристики, связанные с безопасностью потребителя и обслуживающего персонала;
♦ численный состав сотрудников,
участвующих в процессе обслуживания,
а также их профессионально-
♦ этические качества обслуживания - ответственность, вежливость, чуткость и др.;
♦ эстетические качества обслуживания - комфортность обстановки обслуживания, внешнее оформление товара, дизайн интерьера и др.
Так, для услуг пассажирского транспорта важнейшими характеристиками качества выступают такие, как скорость и точность движения, безопасность услуги, комфортность мест и условий пребывания пассажиров до и во время передвижения, их информированность об этапах передвижения и др.
В таких местах общественного питания, как ресторан, высокоразрядное кафе, качество обслуживания отображают следующие характеристики:
♦ широкий ассортимент блюд и напитков;
♦ приготовление блюд из свежих, высококачественных или редких продуктов, требующих особой обработки и точной рецептуры;
♦ неукоснительное соблюдение всех технологий приготовления пищи;
♦ высокий уровень профессиональной подготовки работников важнейших служб;
♦ комфорт и безопасность общей обстановки в залах обслуживания;
♦ этика и предупредительность обслуживающего персонала;
♦ продуманная эстетика интерьера, наличие музыкальной программы и др.
В случае посещения ресторана показатель времени может носить вариативный характер, так как посетитель обычно отводит время на посещение ресторана, намного превышающее время обеда в столовой или кафе самообслуживания.
В целом ряде
услуг, связанных с удовлетворением
социокультурных потребностей, на первый
план выходят другие производственно-
Во многих
областях сервиса производственно-
Помимо физических свойств обслуживания не менее (а во многих случаях более) важное значение для оценки качества услуги приобретают потребительские свойства.. Как отмечалось, потребительские свойства выражают реальное качество услуги и могут быть определены потребителем лишь в ходе обслуживания или после него.
Главным «экспертом»
в определении реального
Все же не следует
считать оценивание качества услуги
потребителем полностью ошибочным.
Ведь он оценивает функционально-
Все это определяет
двусторонний подход к выявлению
оценки качества услуги: учет производственно-физических
(способных быть зафиксированными,
просчитанными, отображенными в
числовой форме) показателей, а также
учет субъективных оценок потребителей.
Последние в каждом отдельном
случае приобретают нестрогий характер
- они зависят от личных установок
потребителя, а также от моды, национальных
традиций и т.п. Вместе с тем сходные
отзывы о качестве, высказанные тысячами
потребителей, приобретают вполне объективный
характер и должны расцениваться
производителями услуг как
Согласно
теории конкурентной рациональности,
степень удовлетворения потребителя
следует признать важнейшим критерием
контроля качества сервиса. А величина
расхождения между ожидаемыми и
фактическими параметрами услуги свидетельствует
о степени эффективности работы
конкретной сервисной фирмы - чем
больше расхождение в худшую сторону
в сознании потребителя, тем менее
эффективно обслуживание данной фирмы.
Особенно настораживающим показателем
для производителя должно стать
снижение удовлетворенности
Если 25-30% всех клиентов выражают полную удовлетворенность обслуживанием, готовность оставаться приверженными потребителями данной фирмы, рекомендуют ее работу своим друзьям, то эти показатели считаются весьма благоприятными с точки зрения стандартов качества в данной сервисной организации. Именно такой подход в настоящее время закреплен в мировой сервисной практике, где ориентир на потребителя приобретает такое же важное значение, как и экономические критерии сервисной деятельности.
Специально рассмотрим один из показателей качества услуги, связанный с ее безопасностью. В целом безопасность человека в сфере услуг определяется эффективным функционированием данной сферы, отсутствием в ее рамках разного рода угроз, ущерба для жизни, здоровья и имущества потребителей, работников отрасли, а также для окружающей среды.
Существуют
разные разновидности безопасности
услуг, что подразумевает выделение
различных аспектов процесса безущербного
обслуживания потребителей. Принято
выделять следующие аспекты
♦ эксплуатационно-техническую (куда входит электробезопасность, пожарная безопасность, безопасность от воздействия химических веществ и др.);
♦ экологическую;
♦ информационную;
♦ правовую;
♦ финансовую;
♦ имущественную;
♦ психологическую;
♦ связанную со здоровьем людей.
Выделенные общие типы безопасности в разных направлениях сервисной деятельности конкретизируются по-разному.
Но во всех
указанных разновидностях безопасности
имеется возможность фиксации объективных
сервисных качеств, отвечающих общим
стандартам и требованиям. Качество
услуг такого рода сравнительно легко
фиксируется либо визуально, либо через
опытное испытание
Особая разновидность
безопасности в сфере услуг связана
со здоровьем, физическим состоянием,
внешним видом клиента. С одной
стороны, нормативные производственно-
С другой стороны, многие качества услуги оцениваются потребителями, которые в этом случае учитывают субъективные ощущения, внутреннее самочувствие. В данном случае возможны серьезные расхождения между мнением потребителя о качестве и безопасности услуги и ее оценкой производителем сервисного продукта, что способно создать конфликтную ситуацию.
Специального
рассмотрения требует разновидность
безопасности, которая предусматривает
безущербное влияние услуги на человека,
не создающее травмирующего
Менеджеры и персонал сервисных предприятий обязаны обращать особое внимание на предотвращение ситуаций, которые способны создать угрозу безопасности интересам и здоровью потребителей. Причины, способные порождать опасности, угрозы или ущерб как для клиентов, так и для работников, руководства фирмы, могут быть разными в разных видах сервисной деятельности. Специального внимания персонала требуют к себе следующие стороны процессов обслуживания, как наиболее возможные источники опасностей и угроз для клиентов и предприятия:
Информация о работе Организация обслуживания на производственной сфере сервиса