Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:13, реферат
Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.
3. Лицензирование
- это процедура выдачи лицензий
юридическим лицам или
В России лицензируются
такие виды сервисной деятельности,
как телерадиовещание, аудиторская
деятельность, производство драгоценных
металлов и ювелирных изделий, медицинская
и фармацевтическая, ветеринарная деятельность,
физкультурно-оздоровительные
Знаками, подтверждающими качество продукции и встречающимися чаще всего на сертификатах, таре, упаковке, являются знаки соот- Рис. 5. Знак
ветствия соответствия
В целом, как
свидетельствует мировой и
Немаловажное
значение приобретает также
Рассмотрим взаимодействие разных аспектов качества и безопасности обслуживания на примере распространения информации в туризме. При этом будет учтена разная информация: функционирующая в рамках административных связей, включаемая в статистику, проходящая через рекламу и др.
Федеральный
закон «О защите прав потребителей»
содержит статьи, предписывающие производителям
товаров и услуг предоставлять
потребителям объективную и исчерпывающую
информацию о продавце, изготовителе
сервисного продукта, о потребительских
качествах самого продукта. Вместе
с тем проблема информационного
обеспечения потребителей выступает
одним из аспектов более широкой
проблемы, связанной с информационной
безопасностью сервисной
Основная часть туристской информации касается сведений о видах отдыха, наборе услуг в путешествии, их стоимости и т.п. Данная информация проходит через справочные издания, рекламу, публицистику. В этом направлении сервисной деятельности производитель заинтересован в том, чтобы выделить наиболее выигрышные аспекты своего продукта и вместе с тем не допустить искажения каких либо его сторон.
Государственная
политика в рекреационно-туристской
сфере стимулирует развитие официальной
отчетности, данные которой попадают
в государственную статистику. Такого
рода информацию следует признать надежным
источником сведений, что позволяет
использовать ее в сравнительных
международных исследованиях
Наряду с этим в распоряжении фирмы оказываются персональные сведения о возрасте, семейном состоянии и даже о состоянии здоровья клиентов. Данная часть документальных сведений о человеке приобретает статус частной собственности, и никто не вправе распоряжаться ими без согласия самого человека.
В свою очередь предпринимательские структуры, учреждения сервиса и фирмы, работающие в сфере туризма, располагают материалами о своей деятельности, приобретающими статус коммерческой тайны (например, финансовые данные). Они тоже заинтересованы в том, чтобы не допустить утечки подобной информации и манипулирования ею в ущерб своим интересам.
Более конкретные
критерии качества и безопасности информации
могут различаться в
В основе расхождений оценок и отношения к информации о туризме лежат разные интересы, целевые установки и роли, выполняемые представителями социальных групп, участвующих в туристской деятельности. Так, критерии качества и безопасности информации могут не совпадать в процессе освоения информации представителями разных групп, участвующих в туристской деятельности. Например, тот объем информации, который осваивает руководитель гостиницы или туристской фирмы, выступает излишним для клиентов.
Перечисленные
выше разновидности сведений о туризме,
о деятельности конкретных фирм позволяют
выдвинуть важные критерии качества
и безопасности этой информации: объективность,
адекватность, соответствующая тем
или иным целям полнота информации,
оправданность и
Вместе с тем в туризме, как и в любом сегменте сервисной деятельности, создаются ситуации, когда возможны прямые расхождения в оценке информации между производителем и потребителем туристских услуг. Конкретная реклама может оцениваться ее организаторами как правдивая, в то время как потребители в результате неудачного отдыха убеждаются в ее недоброкачественности. Наконец, могут нарушаться нравственные критерии создания и распространения информации: одна фирма может использовать приемы информационного насилия по отношению к фирме-конкуренту и т.п. Таким образом, принципы и критерии, на которых строится качество информации в туризме и о туризме, далеко не всегда совпадают у потребителей и производителей, а также у разных групп производителей.
Обобщая отечественную
практику управления качеством, следует
признать, что в этом направлении
сделаны важные шаги, но пока не сложилась
многоуровневая система, все механизмы
которой эффективно работают. Российский
потребитель далеко не всегда использует
права, данные ему Законом о потребителях;
не все производители услуг
В результате
в последнее десятилетие
7.3. Культура сервиса
Под культурой
сервиса понимается система эталонных
трудовых норм, высоких духовных ценностей
и этики поведения, принципы которой
согласуются как с
Говоря о культуре сервиса, можно отнести это понятие либо ко всей национальной сфере услуг страны, либо к одной отрасли (например, к сервису общественного питания), либо к предприятию, фирме. Деятельность конкретного работника также может соответствовать - полностью или частично - требованиям культуры сервиса, выработанным в рамках той разновидности услуг, где он трудится. Вместе с тем культура сервиса на всех указанных уровнях связана между собой, формируя единообразные нормы обслуживания.
Культура сервиса в отдельной отрасли или в любом коллективе не возникает на пустом месте. Корни многих особенностей этого процесса всегда связаны с национальными элементами культуры труда, с профессиональной культурой отрасли и корпоративной среды. Известно, например, что в дореволюционной России у разных ремесленных, торговых корпораций складывались устойчивые критерии культуры обслуживания. Определенные нормы мастерства, этические принципы обращения друг с другом и с клиентами были выработаны у торговцев, у персонала трактиров, бань, постоялых дворов и ресторанов.
Так, было в
ходу крепкое купеческое слово, надежность
строительных работ, аккуратность и
долговечность выполненных
В целом перед
современным российским сервисом стоит
задача сочетания национальных особенностей
и международных принципов
В любой стране предприниматели и менеджеры сервиса готовы использовать национальные традиции обслуживания, если они не противоречат современным требованиям и повышают эффективность сервисной деятельности в целом. Менеджмент сервиса исходит из того, что культурно, т.е. качественно, с высокой степенью совершенства обслуживать потребителей выгодно, прежде всего, для самих работников. Напротив, отсутствие культуры сервиса заметно отражается на снижении доходов предприятия, фирмы.
Поэтому в
развитых странах мира менеджмент разрабатывает
комплекс единых требований к культуре
обслуживания, внедряет его в практику
своих фирм и контролирует выполнение.
Стратегия менеджмента при этом
выстраивается таким образом, чтобы
сделать сотрудников
Подобный
гибкий и одновременно жесткий подход
не мог быть развит в советской
сфере услуг, хотя тогда культуре
обслуживания уделялось немало внимания
со стороны всех уровней отраслевого
руководства. Вышестоящие органы обязывали
хозяйственных руководителей
Однако работник сферы услуг того периода, во-первых, был не заинтересован в эффективной работе - качество и возрастающий объем труда почти не отражались на вознаграждении, во-вторых, некачественное обслуживание было распространено повсеместно и не влекло серьезных последствий для нерадивого работника. Поэтому грубость и невнимательность к потребителю не были редкостью.
Сегодня в практике отечественного сервиса очевидны положительные сдвиги в следующих направлениях:
♦ производители услуг осознают значение потребителей в развитии бизнеса и конкуренции; за потребителя идет борьба;
♦ трансформируются в лучшую сторону многие организационно-технологические стороны обслуживания: исчезли очереди в магазинах, множество операций производятся посредством автоматизации и с помощью компьютерной техники и др.;
♦ больше внимания уделяется эстетическим сторонам обслуживания. Привлекательный вид приобретают витрины, выкладка товаров, интерьеры приемных помещений и контактных зон сервисного предприятия.
Однако многие
аспекты культуры обслуживания пока
остаются прежними. В связи с этим
более детально рассмотрим те требования,
которые предъявляются к
Говоря о
культуре сервиса, мы, прежде всего, подразумеваем
тот ее аспект, который связан с
овладением менеджерами, квалифицированными
специалистами, рядовыми сотрудниками
фирмы профессиональными
♦ профессиональной подготовки;
♦ высокого уровня профессионализма (дисциплины, ответственности, владения профессиональными навыками, мастерства, широких знаний);
♦ организационно-
Информация о работе Организация обслуживания на производственной сфере сервиса