Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:13, реферат
Исторические этапы развития услуг и сервисной деятельности котором человечество располагает письменными свидетельствами. К данному периоду относят промежуток времени между 3000- 4000 гг. до н.э. и V в. н.э. На первоначальных стадиях этого масштабного периода истории человек начинал осваивать принципиально новые виды деятельности: он переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.
Перед менеджментом сервиса стоит задача углубления профессионально-трудовой подготовки работников, повышения их квалификационного уровня, планирования карьерного роста наиболее перспективных среди них.
При этом важно,
чтобы все сотрудники понимали значение
совершенствования
В сервисной
деятельности немалое значение приобретают
психологические особенности
♦ культивировать конструктивные индивидуально-психологические качества работников, которые контактируют с клиентами;
♦ направлять в позитивное психологическое русло целостную обстановку обслуживания;
♦ создавать условия для проявления позитивных психологических свойств потребителей.
В первом случае
важно осуществлять тщательный подбор
работников, которые трудятся в пределах
контактной зоны, соприкасаясь с потребителями.
Бывает нелегко добиться того, чтобы
психологические особенности
Сотруднику
контактной зоны важно обладать умением
входить в контакт с
Сам работник
должен оставаться доброжелательным и
сдержанным в течение всего периода
контакта с клиентом. Даже если тот
не решается на приобретение товара или
услуги, нельзя показывать нетерпения,
тем более высказывать
7.4. Этические основы, деловой этикет и эстетические аспекты сервисной деятельности
Рассмотренные
выше профессиональные и психологические
аспекты культуры сервисной деятельности
тесно переплетаются с этикой
обслуживания. Этические основы сервисной
деятельности формируются из тех
мировоззренческих
Какие этические принципы и нравственные категории следует признать ключевыми для сервисной деятельности? Перечислим важнейшие среди них:
♦ честность и порядочность по отношению к окружающим;
♦ совестливость и открытость в отношениях с потребителями;
♦ уважение к их достоинству;
♦ осознание своего профессионального долга (обязанностей) во взаимодействии с ними.
Указанные принципы составляют ту нравственную основу, без принятия которой не имеет смысла браться за работу в сфере сервиса. Конечно, немало работников сферы сервиса способны гораздо глубже продумать этическую основу своей профессии: увидеть в ней такие стороны, которые дают возможность саморазвития, приносят им удовлетворение, наделяют их труд нравственным потенциалом.
Вместе с
тем не весь арсенал общеэтических
принципов и норм может быть задействован
в деятельности сервисного предприятия,
а лишь те, которые сопрягаются
с сущностью сервиса как
Под профессионально-служебной
этикой сервисной деятельности понимается
совокупность требований и норм нравственности
по отношению к работникам сервисных
фирм, которые в обязательном порядке
должны быть реализованы в процессе
выполнения ими своих служебных
обязанностей. Профессиональная этика
позволяет конкретизировать те общие
этические принципы, которые были
указаны выше. Так, принятие принципов
честности и порядочности делает
невозможным обман
Ниже перечислим основные нормы служебной этики, которые должны быть присущи всем работникам сервисной деятельности, независимо от того, где находится их рабочее место:
♦ внимательность, вежливость;
♦ выдержка, терпение, умение владеть собой;
♦ хорошие манеры и культура речи;
♦ способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон.
Работники контактной зоны в дополнение к тем этическим нормам, которые перечислены, должны также проявлять:
♦ обходительность, любезность;
♦ радушие, доброжелательность;
♦ тактичность, сдержанность, заботу о потребителе;
♦ самокритичность по отношению к себе;
♦ готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания сразу несколько человек или разные операции, которые осуществляются в процессе обслуживания;
♦ умение держаться спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или напряженной смены;
♦ умение избегать неудовольствий клиентов и конфликтов.
Перечислим недопустимые нормы поведения и личностные качества, несовместимые с профессиональной этикой обслуживания. Работнику сервиса абсолютно противопоказаны:
♦ грубость, бестактность, невнимательность, черствость;
♦ нечестность, лицемерие;
♦ воровство, жадность, эгоизм;
♦ болтливость, разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем бы то ни было их недостатков и слабостей;
♦ неуступчивость, желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.
Не следует стремиться к тому, чтобы переделать или перевоспитать клиентов за время обслуживания - их нужно принимать такими, какие они есть. Серьезные ошибки начинающих работников сервиса нередко бывают связаны с обидчивостью, с завышенными этическими требованиями по отношению к клиентам, что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников. Важно избавляться от подобных установок.
Если работник
допустил ошибку, он должен найти в
себе силы извиниться перед клиентом.
Целесообразно к каждому
Практика
обслуживания порой рождает такие
ситуации, когда неопытному работнику
сложно разобраться в этических
альтернативах. Как быть, если клиент
требует от работника сервисного
предприятия оказать
Еще одна неоднозначная ситуация: как поступить работнику, когда постоянный клиент, демонстрируя хорошее к нему расположение, навязывает дружеские личные отношения? Конечно, теплые отношения между производителем и потребителем услуг встречаются нередко. Иногда они действительно переходят в настоящую дружбу, которая выдержит испытание временем. Но такое происходит не всегда и не сразу. К тому же это не может случиться по желанию лишь одной стороны. Подлинная дружба возникает как итог искренних и длительных отношений между обеими сторонами. Пока такие отношения не сложились, работнику сервисного предприятия лучше всего придерживаться определенной дистанции в отношениях с конкретным потребителем, хотя он и может выделять его среди остальных клиентов.
В сфере услуг
важность этических норм ощущается
не только во взаимодействии работников
с потребителями, но и работников
между собой. Многих из указанных
выше нравственных принципов и этических
норм работник должен придерживаться
и в отношениях с коллегами. На
сервисном предприятии особое значение
приобретает нравственный климат, где
отсутствуют конфликты и
В связи с перечисленными выше требованиями к этической стороне поведения работников сервисного предприятия уместно сказать несколько слов об их нравственном самосовершенствовании и умении себя организовать, эмоционально настроить на выдержанный, деловой лад. Перечисленные выше профессиональные и общественные требования к этике сервисной деятельности не должны создавать представления, что в сервисном обслуживании могут работать лишь совершенные в нравственном отношении личности. Известно, что здесь неплохо работают разные люди, в том числе и те, чье профессиональное поведение не во всем согласуется с этическими требованиями.
В данном случае
необходимо учесть стремление самого
работника к внутреннему
Если же работник
не признает важности конструктивных
качеств характера, высоких нравственных
норм, не проявляет стремления овладеть
ими, то его работа на сервисном предприятии
будет доставлять множество неудобств
всем: прежде всего ему самому, потребителям,
а также фирме. Такой человек
оказывается профессионально
Все это означает,
что процесс овладения
Под служебным
этикетом работников сервисной сферы
понимают совокупность фиксированных
норм, безальтернативных правил поведения,
обусловленных служебным
Например, приемщица
заказа или мастер, осуществляющий
обслуживание, должны встречать посетителя
приветливой улыбкой или каким-либо
иным признаком расположения; они
обращаются к нему на «вы», во время
разговора повернуты к нему лицом,
без крайней необходимости не
отвлекаются на другие дела и т.п.
В этом случае требованиям служебного
этикета подчиняются все
Информация о работе Организация обслуживания на производственной сфере сервиса