Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:59, дипломная работа
Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по развитию патриотического сознания младших школьников.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.
Основной рабочей гипотезой исследования является предположение: если подойти к работе по воспитанию патриотизма школьников то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»…………………………………………….……..........................
6
1.1. Сущность, структура и содержание «патриотизма»……………
6
1.2. Вышивка крестом, как часть культуры и быта русского народа…………………………………………………………………………..
16
Выводы по первой главе……………………………………………………...
26
Глава 2. Педагогические условия эффективного развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»……………………………………...........................
27
2.1. Развитие и поддержание интереса учащихся к изучению вышивки крестом ……………………………………………………..………
27
2.2. Разработка учащимися авторской схемы для вышивки крестом…………………………………………………………………………
37
2.3. Разработка и внедрение факультативного курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»………….
41
Выводы по второй главе……………………………………………………...
47
Заключение…………………………………………………………………….
49
Список литературы………………………………………………
С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства[24].
К 13-15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX-XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины-вышивальщицы создавали в своих вышивках-картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.
Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до второй четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.
Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно усовершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.)
По своим мотивам орнамент может быть:
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками – продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей. Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит – гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры. В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные.
Орнамент бывает:
Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть [9].
В разных областях России были свои особенности и приемы вышивания крестиком. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми. Существует несколько видов вышивки крестом, среди которых наиболее распространенным является односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия крестики, а по изнаночной – вертикальные или горизонтальные стежки. Каждый крестик выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками, при этом нижние стежки кладутся слева направо (из левого нижнего угла квадрата в правый верхний), а верхние – справа налево (из правого нижнего угла квадрата в левый верхний). Только при соблюдении этого правила вышивка получится аккуратной.
Крестом вышивают по канве (существуют наборы для вышивания, где канва, нити и схема собраны в единый комплект), полотну и тканям полотняного переплетения, где нити утка и основы составляют квадраты и имеют одинаковую толщину. Каждый крестик захватывает одинаковое число нитей полотна в высоту и в ширину, например по 2, по 3 или по 4. Начинающим вышивальщицам лучше шить по канве.
Если же вы решили попробовать себя в этом виде искусства, то сейчас во многих специализированных магазинах есть для этих целей наборы для вышивания крестом. Состав этих наборов различный, в них могут входить канва, обязательно, схема, которая может находиться, как на отдельном листе, так и на самой канве, иголки и нитки, согласно цветовой схеме узора.
Если вам хочется самостоятельно разработать схему вышивки крестом, например, по фотографии или по картинке, которая запала в душу, то вы можете сделать это с помощью специальных программ для вышивки крестом.
Времена, когда схемы в интернете выкладывали в виде огромных сканированных плохочитаемых файлов, прошли. Сегодня такие схемы можно достаточно просто просматривать и создавать с помощью программ, которые без труда можно найти в интернете. Ниже приведён краткий обзор наиболее удобных из них.
Одна из лучших программ, доступных широкому кругу любителей вышивки, это Pattern Maker for Cross stitch. Большой набор инструментов, применяемых при импорте изображений и обработке схемы, делают программу по-настоящему функциональной на всех этапах разработки дизайна. Среди прочих следует упомянуть инструмент «Передний план», позволяющий выбрать приоритетные цвета переднего плана, а также возможность подсветки крестиков выбранного цвета, что позволяет эффективно бороться с одиночными крестиками.
Программа имеет неплохой алгоритм преобразования цветов. В программу может встраиваться машинный модуль. Широкому распространению программы способствовал тот факт, что был найден способ продления пробного периода. Для наших пользователей хорошим стимулом к освоению программы стала её русификация, а также наличие русскоязычной литературы по работе в программе. Всё вышесказанное позволяет считать Pattern Maker лучшим решением для тех, кто разрабатывает собственные схемы. Ну а всем, кто просто пользуется готовыми схемами, необходимо иметь на своём компьютере эту программу или соответствующий просмотрщик, чтобы иметь возможность просматривать и распечатывать схемы в этом программном формате.
Первые версии программы создавали файлы с расширением PAT. В новой, четвёртой версии, файлы имеют расширение XSD.
Относительная лёгкость освоения, сделала PCStitch7 самой распространённой программой в мире любительской вышивки. PCStitch7 изначально позиционировалась как программа для широкого круга пользователей. В вольном переводе её девиз звучит так: «Если у вас есть картинка – вы можете её вышить».
Интерфейс программы прост и интуитивно понятен, освоить превращение картинки в схему совсем не сложно. К плюсам также следует отнести очень маленький размер файла схемы. Однако на этом достоинства программы заканчиваются, дальше идут недостатки. Не смотря на довольно приличный инструментарий, самого главного – подсветки выделенного цвета – нет даже в восьмой, профессиональной версии программы. Поэтому среди схем, разработанных в PCStitch (если только это не перенабор или рисованная схема), так много некачественных (найти и удалить одиночный крестик – совсем не простое занятие, если выделить его невозможно).
Алгоритм преобразования цветов похуже, чем у Pattern Maker. Ко всему прочему стоит заметить, что, не смотря на широчайшее распространение и многолетнюю историю, у программы нет и не предвидится русификатора. Причины тут чисто технические. Все версии программы создают файлы с расширением PAT, однако не совместимымы с одноименными файлами, созданными в Pattern Maker. Кроме того, файлы, созданные в новой, восьмой версии программы, не открываются в предыдущих версиях. Это делает применение PCStitch Pro для разработки схем весьма проблематичным. Установить одну из версий этой программы на компьютере совершенно необходимо хотя бы потому, что очень много схем, сохранённых в этом формате.
Для просмотра и распечатки схем достаточно просмотрщика.
CrossStitchPro – замечательная
во многих отношениях
Выводы по первой главе
В первом параграфе данной главы рассмотрена сущность формирования патриотизма школьников как педагогической проблемы. Термин «патриотизм» мы понимаем как – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Описывается проблема патриотического воспитания и его актуальность в современном обществе.
Во втором параграфе «Вышивка крестом, как часть культуры и быта русского народа» такое народное творчество, как вышивка крестом рассматривается в качестве одного из способов привития детям любви к Родине, к народному искусству. Описываются необычные современные виды этого древнего творчества – это объемная вышивка и вышивка по металлу.