Развитие патриотизма школьников при изучении курса "Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по развитию патриотического сознания младших школьников.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.
Основной рабочей гипотезой исследования является предположение: если подойти к работе по воспитанию патриотизма школьников то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»…………………………………………….……..........................


6
1.1. Сущность, структура и содержание «патриотизма»……………
6
1.2. Вышивка крестом, как часть культуры и быта русского народа…………………………………………………………………………..

16
Выводы по первой главе……………………………………………………...
26
Глава 2. Педагогические условия эффективного развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»……………………………………...........................


27
2.1. Развитие и поддержание интереса учащихся к изучению вышивки крестом ……………………………………………………..………

27
2.2. Разработка учащимися авторской схемы для вышивки крестом…………………………………………………………………………

37
2.3. Разработка и внедрение факультативного курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»………….

41
Выводы по второй главе……………………………………………………...
47
Заключение…………………………………………………………………….
49
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 653.00 Кб (Скачать)

ГБОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры»

 


 

Кафедра теории методики профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «КОНСТРУИРОВАНИЕ СХЕМ ДЛЯ ВЫШИВКИ КРЕСТОМ НА КОМПЬЮТЕРЕ»

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

по специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство»

(специализация «Графика  и дизайн»)

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент кафедры  ТМПО

Допущена к защите:

_________________________2013

 

зав. кафедрой теории и методики профессионального образования

 

 

 

 

Сургут, 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические аспекты развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»…………………………………………….……..........................

 

 

6

1.1. Сущность, структура и содержание «патриотизма»……………

 6

1.2. Вышивка крестом, как часть культуры и быта русского народа…………………………………………………………………………..

 

16

Выводы по первой главе……………………………………………………...

26

Глава 2. Педагогические условия эффективного развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»……………………………………...........................

 

 

27

2.1. Развитие и поддержание интереса учащихся к изучению вышивки крестом ……………………………………………………..………

 

27

2.2. Разработка учащимися авторской схемы для вышивки крестом…………………………………………………………………………

 

37

2.3. Разработка и внедрение факультативного курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»………….

 

41

Выводы по второй главе……………………………………………………...

47

Заключение…………………………………………………………………….

49

Список литературы……………………………………………………………

52

Приложения……………………………………………………………………

58




 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Патриотическое  воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить [23]. К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.

Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по развитию патриотического сознания младших школьников.

Объект  исследования – процесс патриотического воспитания школьников.

Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.

Основной рабочей гипотезой исследования является предположение: если подойти к работе по воспитанию патриотизма школьников то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

  • повысить уровень развития школьников;
  • обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;
  • повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.

В соответствии с объектом, предметом и выдвинутой гипотезой, для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  • обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
  • выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников;
  • показать эффективные формы воспитания патриота в школе.

Методологическая  основа исследования. Проблема воспитания патриотов имеет глубокие исторические корни. Прогрессивные мыслители античности (Платон, Аристотель, Геродот) оставили бесценное наследие по воспитанию подрастающего поколения.

Большой вклад в решение  проблемы патриотического воспитания внесли М.А. Бакунин, Г.В. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, О.В. Ключевский, Н.К. Крупская, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, А.И. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.

Общетеоретическое значение для изучения патриотического воспитания имеют труды И.И. Валеева, Э.Ф. Виртяковой, Б.З. Вульфова, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Вырщикова, А.С. Гаязова, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, А.С. Запесоцкого, Д.С. Лихачева, А.В. Мудрика и др.

Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебно-воспитательным процессом учащихся, опрос, беседа с учащимися.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Введение содержит оценку современного состояния решаемой научной проблемы, объект и предмет  исследования, теоретическую и практическую значимость, а так же цель, задачи и гипотезу исследования.

В первой главе  «Теоретические аспекты развития патриотизма у школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере» рассматривается понятие «патриотизма», проблема патриотического воспитания и его актуальность в современном обществе. Такой вид народного творчества, как вышивка крестом рассматривается в качестве одного из способов привития детям любви к Родине, к народному искусству.

Во второй главе «Педагогические условия эффективного развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере» рассматриваются педагогические условия, необходимые для успешной реализации факультативного курса и получения положительных результатов. Рассматриваются такие условия, как развитие и поддержание интереса учащихся к изучению вышивки крестом, разработка учащимися авторской схемы для вышивки крестом. Основным условием для реализации поставленной задачи, а именно развитие патриотизма, является разработка и внедрение самого факультативного курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере».

Теоретическая значимость исследования состоит в том что:

– определены педагогические условия эффективного развития патриотизма школьников.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что:

– разработан методический комплекс (программа факультативного курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере», методические рекомендации), которые могут быть использованы в учебной деятельности преподавателей начальных классов общеобразовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «КОНСТРУИРОВАНИЕ СХЕМ ДЛЯ ВЫШИВКИ КРЕСТОМ НА КОМПЬЮТЕРЕ»

 

1.1. Сущность, структура и содержание «патриотизма»

Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из важнейших задач современной школы, ведь именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине.

Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни  общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого [28].

Патриотизм проявляется  в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к  своей «малой родине». Патриотические чувства, пройдя через целый ряд  этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Роль школы в этом плане неоценима [26].

К сожалению, в настоящее  время даже в учебниках истории  очень мало говориться о роли нашего народа в Великой Отечественной войне. У школьников почти нет идеалов, они не знают или очень мало знают о тех, кто обеспечил им будущее, отстоял его для них. У школьников должно формироваться чувство любви к своей Родине, они должны вырастить поколением людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, которых можно было бы с гордостью назвать словом «патриот». В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.

За последнее время  в российском обществе значительно  усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились  негативизм, демонстративное отношение  к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко подросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое  поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов [32].

В последние годы внимание российского общества все больше концентрируется на проблеме формирования мировоззренческих, гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения. В отечественном общественном сознании формируются и укрепляются установки на научно-концептуальное обоснование патриотического воспитания детей, молодежи и взрослых граждан Российской Федерации, позиционируемое как важнейшее условие повышения его эффективности.

Патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании, потому что оно всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: её роль в этом плане неоспорима. Очевидна необходимость разработки и реализации приоритетов в основополагающих принципах патриотического воспитания [4].

О важности приобщения ребенка  к культуре своего народа написано много, потому что обращение к  отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Информация о работе Развитие патриотизма школьников при изучении курса "Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере"