Развитие патриотизма школьников при изучении курса "Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по развитию патриотического сознания младших школьников.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.
Основной рабочей гипотезой исследования является предположение: если подойти к работе по воспитанию патриотизма школьников то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»…………………………………………….……..........................


6
1.1. Сущность, структура и содержание «патриотизма»……………
6
1.2. Вышивка крестом, как часть культуры и быта русского народа…………………………………………………………………………..

16
Выводы по первой главе……………………………………………………...
26
Глава 2. Педагогические условия эффективного развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»……………………………………...........................


27
2.1. Развитие и поддержание интереса учащихся к изучению вышивки крестом ……………………………………………………..………

27
2.2. Разработка учащимися авторской схемы для вышивки крестом…………………………………………………………………………

37
2.3. Разработка и внедрение факультативного курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»………….

41
Выводы по второй главе……………………………………………………...
47
Заключение…………………………………………………………………….
49
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 653.00 Кб (Скачать)

Таким образом, патриотическое воспитание является одной из основных задач образовательного учреждения. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Но зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. К.Д. Ушинский говорил, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…» [56]. Народное прикладное творчество, например вышивка крестом, не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма [48].

Патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности. Патриотизм является могучим источником прогресса каждого человека, коллектива, страны, цивилизации.

Патриотизм формируется  в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма  не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют  семья и другие социальные институты  общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Для формирования патриотизма  в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и  те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются  в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В  этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С. Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

Таким образом, значимость изучения системы  патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

К настоящему времени  уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов) от 9 апреля 1997 года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года Концепция военно-патриотического воспитания и постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 года.

Проблемы патриотического  воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (от 05.10.2010г. №795), программе «Федерального архивного агентства по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (от 28.12.2010г. №109), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

Проблема патриотического  воспитания в науке отнюдь не является новой, она уходит своими корнями  в далекое прошлое. Издревле эта  проблема привлекала внимание государственных и общественных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства.

Прогрессивные мыслители  античности (Платон, Аристотель, Геродот) оставили бесценное наследие по воспитанию подрастающего поколения. Большой  вклад в решение проблемы патриотического воспитания внесли М.А. Бакунин, Г.В. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, О.В. Ключевский, Н.К. Крупская, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, А.И. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.

Общетеоретическое значение для изучения патриотического воспитания имеют труды И.И. Валеева, Э.Ф. Виртяковой, Б.З. Вульфова, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Вырщикова, А.С. Гаязова, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, А.С. Запесоцкого, Д.С. Лихачева, А.В. Мудрика и др.

В русле нашего исследования заслуживают внимания труды A.Ф. Амирова, П.Р. Атутова, К.Ш. Ахиярова, М.Н. Берулавы, И.В. Бестужева-Лада, Г.Н. Волкова, Р.Т. Гарданова, Г.С. Голошумовой, В.Н. Гурова, B.В. Краевского, Т.С. Мальцева, С.Е. Матушкина, Н.Д. Никандрова, З.Г. Нигматова, И.И. Павловой, Т.В. Поштаревой, А.З. Рахимова, Ф.Г. Ялалова, исследовавших проблему с различных позиций.

Проблемы становления  личности, этнокультурные основы формирования патриотического духа, роль педагогической культуры в усвоении школьниками общечеловеческих и конкретно – исторических ценностей, которые средствами народной педагогики способны повысить их познавательные способности, исследованы в монографиях В.И. Баймурзиной, Ф.Ш. Терегулова, В.С. Хазиева, Э.Ш. Хамитова, Ю.И. Юричка, В.М. Янгировой.

В исследованиях Д.Ж. Валеева, Р.Р. Мунирова рассматривается взаимосвязь национальных, патриотических, интернациональных и нравственных факторов.

По проблеме патриотического воспитания, в том числе и сельских школ, в последние годы появились диссертационные работы, методические пособия и научные статьи Р.Н. Азаровой, Н.К. Беспятовой, Х.Х. Галимовой, З.Т. Гасанова, Ю.С. Давыдова, Ш.И. Исламовой, И.Т. Ильясова, Л.М. Каменковой, З.М. Кулаковой и О.Р. Газизовой, Ю.Г. Круглова, Т.А. Касимовой, С.Г. Лукманова, А.А. Леонтьева, Т.А. Орешкиной, А.П. Пашковича, С.И. Пудовиной, К.А. Тисленковой, Е.В. Усатовой, В.М. Филиппова, Р.А. Хамидуллиной, Д.Е. Яковлева и др.

Большое значение в воспитании патриотизма имеет и эмоциональное воздействие. Чувство – центральное звено между знаниями и действиями. Важен эмоциональный фактор, эмоции, оказывающие мотивирующее влияние на результативность. Они в воспитании чувства патриотизма, как, впрочем, и любого другого нравственного качества, – необходимейшее слагаемое эффективности [28].

Огромное значение в  воспитании подрастающего поколения  имеют и традиции. В ряде наиболее важных традиций можно назвать такие: беспредельная преданность народу, непримиримость к врагам Отечества, верность общественному, воинскому долгу, готовность к самопожертвованию, высокий гуманизм поступков. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе. Многие из традиций закреплены ритуалами. Они торжественны, строги, лаконичны и исполнены глубокого внутреннего смысла.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет и пример взрослых. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежит чувство Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинкта Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания патриотических чувств. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Необходимо всегда помнить, что при всех богатых воспитательных возможностях процесс обучения не может решить весь комплекс задач всестороннего и гармоничного развития личности школьника. Это возможно лишь на основе неразрывной связи процесса обучения с внеклассной и внешкольной работой, на основе комплексного объединения воспитательных влияний школы, семьи, ученических организаций, общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Вышивка  крестом, как часть культуры и быта русского народа

В деле гуманизации и  демократизации образования обращение  к народным традициям – это  возможность обеспечения общекультурного интеллекта личности, приближение к культуре родной страны. Благодаря своей необычной емкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина. Народные традиции как никакой другой вид учебно-творческой деятельности обеспечивают естественную среду для полноты личностного развития школьников, позволяют воспитывать в них определенную культуру воспитания материального мира, развивают творческие качества личности, способствуют становлению готовности наследовать духовные ценности народных традиций, вести диалог культур разных эпох и народов мира [36].

Возросший интерес к  духовному наследию России делает актуальным приобщение учащихся к народному  искусству. Задачу воспитания гражданина, патриота своей страны нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, органической частью которого является вышивка крестом.

Народное искусство  – наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное  по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов – вышивка является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла русских женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.

Произведения прикладного  искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали  проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.

Искусство вышивания  имеет многовековую историю. О существовании  вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X векам. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей [9].

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство  вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые  узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.

Информация о работе Развитие патриотизма школьников при изучении курса "Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере"