Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:59, дипломная работа
Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по развитию патриотического сознания младших школьников.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.
Основной рабочей гипотезой исследования является предположение: если подойти к работе по воспитанию патриотизма школьников то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»…………………………………………….……..........................
6
1.1. Сущность, структура и содержание «патриотизма»……………
6
1.2. Вышивка крестом, как часть культуры и быта русского народа…………………………………………………………………………..
16
Выводы по первой главе……………………………………………………...
26
Глава 2. Педагогические условия эффективного развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»……………………………………...........................
27
2.1. Развитие и поддержание интереса учащихся к изучению вышивки крестом ……………………………………………………..………
27
2.2. Разработка учащимися авторской схемы для вышивки крестом…………………………………………………………………………
37
2.3. Разработка и внедрение факультативного курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»………….
41
Выводы по второй главе……………………………………………………...
47
Заключение…………………………………………………………………….
49
Список литературы………………………………………………
Глава 2. Педагогические условия эффективного развития патриотизма школьников при изучении курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере»
2.1. Развитие
и поддержание интереса
Для изучения педагогических условий развития патриотизма школьников рассмотрим, что же такое «условие».
Условие – это то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия [28].
Изучение различных подходов к раскрытию понятий «педагогические условия» позволило выйти на уточнение его определения. Объяснение данного понятия можно начать с определения, которое дает О.В. Лукьяшко: под педагогическим условием понимают совокупность мер в учебном процессе, обеспечивающих активизацию учебно-познавательной деятельности достижение учащимися творческого уровня деятельности [28].
В дальнейшей работе мы будем придерживаться данного определения.
Мы рассмотрели понятие «условия», «педагогические условия», которые характеризуются как совокупность мер в учебном процессе, обеспечивающих активизацию учебно-познавательной деятельности. На основании теоретического анализа исследуемой проблемы мы выделили ряд предположений, требующих экспериментальной проверки: эффективное развитие патриотизма школьников возможно, если:
Рассмотрим подробнее каждое из вышеперечисленных условий.
Основной задачей, которую
ставит перед собой преподаватель
факультативного курса «
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников.
Образовательный процесс невозможен без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Еще Г.И. Щукина в своей работе «Проблема познавательного интереса в педагогике» писала, что проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения – одна из центральных.
Интерес как очень
сложное и значимое для личности
образование имеет много
Считается, что интерес выступает перед нами: – и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира. («Проблема познавательного интереса в педагогике» Г.И. Щукина)
Таким образом, психологическое понятие «интерес» отображает множество значительных процессов – от единичных до совокупности их, он выражается в потребностях и отношениях.
Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности [28]. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
В педагогической теории Л.С. Выготского
были заложены основы концепции культурно-
Л.С. Выготский утверждал, что пассивное восприятие учеником указаний учителя является «верхом психологической несуразности» и абсолютно недопустимо. В противоположность такому подходу Л.С. Выготский выдвинул требование, которое должно быть основным принципом воспитания и обучения – личная деятельность ученика и его собственный опыт. Вот почему значение категории «интерес» в этой концепции заметно возросло по сравнению с концепцией «tabula rasa». Л.С. Выготский считал, что образовательный процесс необходимо строить на «точно учтенных детских интересах». По его мнению, обучение возможно в том случае, если оно опирается на интерес ребенка, другого обучения быть не может. Согласно психологическому закону, который выявил Л.С. Выготский, педагог должен следовать основному правилу: «…прежде чем объяснять – заинтересовать; прежде чем заставить действовать – подготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку; прежде чем сообщать что-нибудь новое – вызвать ожидание нового…».
Необходимость повышения мотивации и интереса при современном преподавании определила актуальность и цели разработки факультативного курса «Конструирование схем для вышивки крестом на компьютере».
В частности, было выдвинуто предположение о том, что введение данного курса повысит интерес у учащихся к народному творчеству, а, следовательно, и степень патриотизма и обученности. Так как факультативные занятия – один из видов дифференцированного обучения по интересам, программы курсов носят ориентировочный характер. Общие психологические подходы к дифференцированному образованию сформулировали еще в конце 19 века В. Штерн и Э. Клапаред.
Факультативный курс дополняет и углубляет знания и представления детей о предмете, он ориентирован на развитие мышления детей, их воображение, творческой активность, наблюдательности, то следовательно и повышение обученности и качества знаний.
Объяснения терминов «обученность» и «качество знаний» дается в педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М.Бим-Бад за 2002 год как:
Таким образом, мы видим, что интерес является одним из главных положений педагогической системы, но важную роль также играют установки и ожидание деятельности.
В поддержании интереса у учащихся при изучении вышивки крестом, важную роль играет подбор интересного материала.
Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Они должны научиться учиться.
Как воспитать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы поисковая активность, реализуясь в разного рода творчестве, как бы сама себя поддерживала? Можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается творческий интерес к учению. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным и посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы школьника, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.
Отечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.
Только активность, только творчество, только постоянный поиск растят настоящего человека – с гармонически развитым интеллектом.
Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Что же можно сделать, чтобы активизировать класс?
Приведем слова Д. Пойа о том, что «обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков».
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».
Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, используются различные приёмы активизации учащихся на уроке. Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний.
Такое древнее искусство, как вышивание крестиком, человек открыл для себя еще много веков назад, украшая оригинальными узорами не только свою повседневную и праздничную одежду, но и некоторые предметы обихода. Можно сказать, что первобытные женщины, ожидавшие своих мужчин с очередной охоты в скромном жилище, тоже старались привнести что-то необычное в свой быт. У каждого народа были свои способы сплетения ярких нитей, благодаря чему мировая культура обогатилась тысячами замечательных работ. В средние века это искусство приобрело большую популярность у представительниц знатных родов и монахинь. Возникали разные виды вышивки крестом и гладью, особой гордостью у мастериц пользовались украшенные тканевым орнаментом предметы повседневного обихода и головные уборы.
Основные мотивы, которые можно встретить на картинах и прочих объектах, – это геометрические фигуры, природные вариации и разнообразные орнаменты. Например, у каждого из славянских народов есть свои предпочтения в вышиваемых узорах. Так, работы украинских мастеров славятся мастерски выполненными фигурами животных и птиц, а в русской вышивке преобладают цветущие деревья, женские силуэты и геометрические переплетения. Если же говорить о грузинских и татарских мастерах, то здесь можно найти прекрасные панно, вышитые цветным бисером, изображающие сцены из жизни народа и картины природы [9].
Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке в области содержания материала.
Совершенствование технологий вышивки и многовековой опыт, передаваемый в каждом народе из поколения в поколение, отшлифовали форму самых разных элементов вышиваемого узора. Во многих странах орнаменты на обуви, одежде или головных уборах превратились из дополняющего элемента в неотъемлемую часть текстильного изделия. Но полету фантазии рукодельниц нет предела, и сегодня иногда появляются необычные виды вышивки, которые заставляют говорить о себе все средства массовой информации.
Изучение на занятиях таких видов вышивки безусловно привлечет внимание учащихся, так как это необычно, современно и каждый здесь сможет дать волю своей фантазии.
Рукодельный мир потрясает
своим многообразием и
Еще одним, не менее интересным, видом вышивки является объемная или 3D-вышивка. Она представляет собой вышитые детали крестом и соединенные в разные образы, например дома, дачи, дворцы, шкатулки, корзины и т.д. (Приложение 3).
Для создания таких поделок используется специальная канва – пластиковая, которую можно приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно. Пластиковая канва по своим качествам и возможностям напоминает перфорированную бумагу, однако у нее есть и свои особенности. Например, такой материал можно подвергать влажной обработке и стирке; края пластиковой канвы не обтрепываются; она очень гибкая, поэтому ей можно придавать различную форму, при этом такая канва не сомнется; у этого материала очень высокая прочность (Приложение 1).