Развитие познавательных интересов школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить деятельность классного руководителя по развитию познавательных интересов школьников.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательных интересов школьников;
2. охарактеризовать деятельность классного руководителя;
3. определить возможности развития познавательных интересов школьников классным руководителем.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема развития познавательных интересов
школьников в теории и практике педагогики…………….……………….......5
1.1. Проблема познавательных интересов школьников
в психолого-педагогической литературе………………………………………5
1.2. Педагогические основы деятельности классного руководителя……..12
Выводы по первой главе………………………………………………………..17
Глава 2. Воспитательная работа классного руководителя по
развитию познавательных интересов подростков …………………………..19
2.1 Анализ опыта развития познавательных интересов
школьников в деятельности классного руководителя………………………19
2.2. Показатели и уровни развития познавательных
интересов подростков………………………………………………………27
2.3. Внеклассная воспитательная работа классного руководителя
по развитию познавательных интересов подростков………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….32
Библиографический список…………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

КР развитие познав. интересов школьников.doc

— 226.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

     Развитие познавательных интересов школьников  

     курсовая  работа по педагогике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема развития познавательных интересов

школьников  в теории и практике педагогики…………….……………….......5

    1. Проблема познавательных интересов школьников

 в  психолого-педагогической литературе………………………………………5

    1. Педагогические основы деятельности классного руководителя……..12

Выводы  по первой главе………………………………………………………..17

Глава 2. Воспитательная работа классного руководителя по

 развитию  познавательных интересов подростков  …………………………..19

2.1 Анализ опыта развития познавательных интересов

школьников  в деятельности классного руководителя………………………19

2.2. Показатели и уровни развития познавательных

 интересов подростков………………………………………………………27

2.3. Внеклассная воспитательная работа классного руководителя

по развитию познавательных интересов  подростков………………………29

Выводы  по второй главе………………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………….32

Библиографический список…………………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В результате реформирования образования  за последние десятилетия значительно  изменился подход к образованию. В новой экономической и социокультурной  ситуации органы управления образованием, методические службы, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений направляют свои усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираясь на традиции и проверенный временем педагогический опыт организации учебно-воспитательной работы, осуществляют качественное обновление содержания, форм и методов образования детей.

     Познавательный  интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может  играть значительную роль в структуре  его личности.

     Влияние познавательного интереса на развитие личности обеспечивается рядом условий:

  • уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
  • характером (многосторонними, широкими интересами, локальными - стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
  • местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
  • своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);
  • связью с жизненными планами и перспективами.

     Указанные условия обеспечивают силу и глубину  влияния  познавательного интереса на личность школьника.

     Вполне  объяснимо, поэтому внимание, оказываемое  современными исследователями познавательным интересам, которые в становлении  личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при известных условиях становятся устойчивой чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний. Поэтому проблема познавательного интереса требует своего развития.

     Уже в младших классах формируется  интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным  областям знания, видам труда, развиваются  нравственные и познавательные стремления. Большую роль в этом играет классный руководитель.

     Классный  руководитель – педагог-профессионал. Он посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива. Классный руководитель создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

     Исходя  из актуальности проблемы, выбрана  тема выпускной квалификационной работы: «Развитие познавательных интересов школьников».

     Цель: изучить  деятельность классного руководителя по развитию познавательных  интересов школьников.

     Объект – классное руководство.

     Предмет – воспитательная работа классного руководителя по развитию познавательных интересов школьников.

     Гипотеза: эффективность развития познавательных интересов школьников повысится, если процесс развития познавательных интересов рассматривается как часть целостного воспитательно-образовательного процесса школы.  

        Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме развития  познавательных интересов школьников;

2. охарактеризовать  деятельность классного руководителя;

3. определить возможности развития познавательных интересов школьников классным руководителем.

     Для решения поставленных задач и  проверки исходных предложений нами применялись следующие методы: изучение и анализ литературы, наблюдение, изучение опыта работы классных руководителей по развитию познавательных интересов.

     Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

     Глава І. Проблема познавательных интересов  школьников в теории и практике педагогики

     1.1. Проблема познавательных интересов  школьников в психолого-педагогической  литературе 
 

     Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет множество различных трактовок:

  • интерес выступает как избирательная наблюдательность человека, его внимания (Т.А. Рибо, Н.Ф. Добрынин) [см. по 25];
  • интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной ответственности (С.Л. Рубинштейн) [36];
  • интерес трактуется как активатор разнообразных чувств (Д.С. Фрейер) [см. по 22] и как своеобразная чувствительность ребенка (Ш. Бюлер) и [см. по 1];
  • в интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий (английский словарь психологических терминов);
  • интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон) [см. по 6];
  • интерес – это структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюлер) [см. по 1];
  • интерес – это активное познавательное (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов) [см. по 18], эмоционально-познавательное (Н.Г. Морозова) отношение человека к миру [33];
  • интерес – это специфическое отношение личности к объекту, вызванное эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [29].

    Итак, интерес характеризуется, по крайней  мере, тремя обязательными моментами:

    1. положительной эмоцией по отношению к деятельности;
    2. наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. радостью познавания и познания;
    3. наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и пробуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).

     Другие  мотивы (долга, необходимости, послушания и т.д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности.

     Интерес всегда имеет определенную предметную направленность, интересы человека многообразны, как многообразен окружающий мир. Но из многообразия предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием.

     По  предметной направленности интересов  и ограниченно связанными с ними сферами деятельности вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические и т.д. В свою очередь, внутри каждой из указанных областей может быть более тонкая дифференциация интересов к особым видам спорта, искусства, областями науки, учебным предметам.

     Особой  и важной областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес. Какая разница между интересом и познавательным интересом? Ведь всякий интерес познавателен, без познавательного компонента интереса нет. Значит, познавательным интересом мы будем называть частный случай интереса – интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

     Познавательный  интерес относится к различным  областям познавательной деятельности. Он может быть весьма высоким, размытым, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углублением в определенную область познавания, в ее теоретические основы, в ее существенные связи и закономерности.

     В школе объектом познавательных интересов  учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Тогда в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.

     Ценность  познавательного интереса состоит  в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические  процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности.

     Суть  познавательного интерес состоит  в том, что объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений.

     Познавательный  интерес представляет собою сплав  важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, появляется:

  • активный поиск;
  • догадка;
  • исследовательский подход;
  • готовность к решению задач [см. по 10].

       Различают эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный  интерес:

  • эмоции удивления;
  • чувство ожидания нового;
  • чувство интеллектуальной радости;
  • чувство успеха [13].

     В этом своеобразном сплаве психических  процессов, важнейшим элементом  является волевое усилие. Самыми характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижения и постановки задач на пути познания.

     Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.

     Итак, познавательный интерес выступает  как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.                                      

     Задача  развития познавательных интересов  у людей нашей эпохи, и особенно у учащихся, выходит за пределы  рассмотрения его лишь как побудителя к учению, к отдельным учебным  действиям. Воспитание разносторонних познавательных интересов представляет собою процесс приобщения молодых людей к общественным ценностям; наличие же таких доминирующих интересов, которые способствуют развитию творчества, в конечном итоге содействует созданию новых ценностей. В силу этого гармоничное развитие человека современного общества, в котором чрезвычайно быстро развивается наука, техника, искусство, культура, не может совершаться вне формирования и развития познавательных интересов.

Информация о работе Развитие познавательных интересов школьников