Развитие познавательных интересов школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить деятельность классного руководителя по развитию познавательных интересов школьников.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательных интересов школьников;
2. охарактеризовать деятельность классного руководителя;
3. определить возможности развития познавательных интересов школьников классным руководителем.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема развития познавательных интересов
школьников в теории и практике педагогики…………….……………….......5
1.1. Проблема познавательных интересов школьников
в психолого-педагогической литературе………………………………………5
1.2. Педагогические основы деятельности классного руководителя……..12
Выводы по первой главе………………………………………………………..17
Глава 2. Воспитательная работа классного руководителя по
развитию познавательных интересов подростков …………………………..19
2.1 Анализ опыта развития познавательных интересов
школьников в деятельности классного руководителя………………………19
2.2. Показатели и уровни развития познавательных
интересов подростков………………………………………………………27
2.3. Внеклассная воспитательная работа классного руководителя
по развитию познавательных интересов подростков………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….32
Библиографический список…………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

КР развитие познав. интересов школьников.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

     Являясь глубоко личностным образованием, познавательный интерес теснейшим образом связан с потребностью. Взаимосвязь между познавательными потребностями и интересами очень сложна. Существует тончайшая взаимообусловленность интересов и потребностей, которые, однако, не дает оснований проводить между ними знак равенства.

     С точки зрения С.Л. Рубинштейна, интерес  – это направленность помыслов, мыслей; потребность – желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса – стимул его дальнейшего совершенствования и углубления [36].

     Потребности первичны, а интересы развиваются  на основе потребностей, основные побудители деятельности человека – не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности.

     Потребность – непосредственное выражение необходимости  в структуре субъекта, она всегда требует своего удовлетворения. Это – исходная причина деятельности. Интерес связан с необходимостью через потребность [42].

     Сложна  и многообразна связь потребностей и интересов в такой области, как познавательная деятельность человека.

     Ориентировка  в окружающей действительности есть самый начальный акт познавательной деятельности ребенка, и этот акт обусловлен не только первичной потребностью, как имеет место у животного, действующего на основе инстинкта самосохранения. Это уже изначальная форма духовной потребности человека. Эта зародышевая форма потребности в познании выражается на протяжении первых месяцев жизни ребенка в слежении глазами за предметом, который оказывается в поле его зрения, в ощупывании его, и тому подобное. Затем, под влиянием общения с взрослыми, усложняющейся деятельности, расширяющих опыт ребенка, из множества предметов и явлений окружающего мира ребенком постепенно избирательно выделяются лишь некоторые, к которым привлечены его внимание, его эмоции, помыслы.

     Познавательный  интерес вырастает из потребностей знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной потребностью он становиться лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого не только школьника, но и зрелого человека.

     Познавательный  интерес – явление многозначное, поэтому, на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, активизируют мышление, заставят волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.

     Подход  к познавательному интересу как  к внешнему стимулу обучения может  иметь основания, если из окружающего  мира человек отбирает далеко не все, а только значимое для него, то следует  задуматься над тем, чтобы особо важное в обучении представить в интересной для ученика форме.

     Избирательное отношение к учебным предметам, в первую очередь, зависит от учителя, от его личности и от степени его  мастерства.

     Рассматривая  познавательный интерес в качестве средства, стимула обучения, мы не всегда можем рассчитывать на то, что все наши стимулы будут иметь в ходе обучения именно тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности нашего ученика потому, что внешние воздействия механически не преломляются во внутренние процессы личности.

     Учащихся  могут привлекать такие стороны  обучения, которые связаны с особенно яркими, эмоционально поданными фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе учебные  стимулы обучения не должны подменять самого существа познавательного интереса.

     Ограничивать  трактовку познавательного интереса внешней стороной его влияния  на учащегося, понимать его лишь как  средство обучения – неосмотрительно. Отбирая соответствующие приемы, «оживляющие» уроки, учитель очень часто не пытается заглянуть во внутренние процессы познавательной деятельности самих учеников, которые происходят под влиянием этих приемов; управление процессом учения происходит нередко вслепую, наугад.

     Познавательный  интерес как средство обучения становится эффективным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения. Внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не перейдет во внутренний план деятельности, в отношение к учению. С устранением внешне занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть.

     Там, где при отборе «оживляющих» учебный процесс средств учитель приоткрывает для себя процессы познавательной деятельности, «выводит их наружу», там познавательный интерес действительно становится мощным средством обучения, а учение – управляемым процессом.

     Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения поднимает проблему занимательности.

     Занимательность – возникает под влиянием ярких  впечатлений, этот интерес нестоек, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями.

     Включая занимательность в русло формирования познавательных интересов, учитель приобщает ее к тем сторонам обучения, которые способствуют общему развитию учащихся. Изолируя занимательность от проблемы познавательных интересов, учитель игнорирует подлинные цели обучения, превращая его в развлекательное средство, когда учащиеся начинают учиться лишь постольку, поскольку это учение занимательно.

       Учитель, уделяя должное внимание  развитию учащихся, превращает познавательный  интерес-стимул в ценнейший мотив  учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.

     Руководство поведением и деятельностью детей  – без знаний о сущности общих  мотивов деятельности и специальных  мотивов деятельности – невозможно. Для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они, эти  стимулы, должны опираться на потребности самой личности, чтобы стать ее мотивами.

     Как мотив учения познавательный интерес  имеет ряд преимуществ перед  другими мотивами, которые могут  существовать вместе и наряду с ними (мотив самоутверждения, стремление быть в коллективе и др.). Выделяют ряд преимуществ познавательного интереса:

  1. Познавательный интерес фигурирует среди других мотивов учения школьника как мотив, которому отдается предпочтение.
  2. Особенностью познавательного интереса как мотива учения школьника является также и то, что в нем как бы  все совмещается, является тем самым «личностным», которым руководствуется подросток не в перспективе, а непосредственно, постоянно и повседневно. В этом смысле познавательный интерес становится побуждающим к реальным действиям; он сочетает в себе элемент общей мотивации деятельности и мотивов непосредственного действия. Поэтому познавательный интерес выступает в педагогических явлениях и как цель, и как средство.
  3. Познавательный интерес раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьником. «Интересно» и «неинтересно» - основной критерий школьника, по которому он судит о ценности урока или прочитанной книги.
  4. Для характеристики познавательного интереса как мотива чрезвычайно выразителен термин «бескорыстный». Подобно тому, как общение человека с прекрасным приносит ему высокое наслаждение, деятельность под влиянием познавательного интереса вызывает глубочайшее удовлетворение.
  5. Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая «внутреннюю среду» развития, существенно меняет саму деятельность: влияет на ее характер, протекание и результаты.
  6. Как и всякий мотив, познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними [2].

     Познавательный  интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает другие мотивы.

     Познавательный  интерес —  интегральное  образование  личности.  Он  как общий феномен  интереса имеет сложнейшую структуру,  которую  составляют  как отдельные    психические    процессы    (интеллектуальные,    эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные  связи человека  с миром, выраженные в отношениях.

     В  единстве  объективного  и  субъективного  в   интересе   проявляется  диалектика формирования,   развития   и   углубления   интереса.   Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние  на  него  оказывают  не отдельные  компоненты  деятельности,  а   вся   её   объективно-субъективная сущность (характер,  процесс,  результат).  Интерес  —  это  «сплав»  многих психических  процессов,  образующих  особый   тонус деятельности,   особые состояния личности (радость от процесса  учения,  стремление углубляться  в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

     Познавательный  интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно  различают  уровни  его   развития:   любопытство, любознательность, познавательный интерес, творческий интерес. И хотя  эти уровни выделяются условно, наиболее характерные их  признаки  являются общепризнанными.

     Уровни  познавательного интереса:

  1. Любопытство — элементарная  стадия  избирательного  отношения,  которая обусловлена   чисто   внешними,   часто    неожиданными    обстоятельствами, привлекающими   внимание   человека.   Для   человека    эта    элементарная ориентировка, связанная  с  новизной  ситуации,  может  и  не  иметь  особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь  ориентировкой, связанной  с  занимательностью  того  или  иного  предмета,  той  или   иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления  к  познанию, и, тем не менее, занимательность  как  фактор  выявления   познавательного интереса может служить его начальным толчком.
  2. Любознательность — ценное  состояние личности.  Она характеризуется стремлением человека  проникнуть  за  пределы увиденного.  На  этой  стадии интереса обнаруживаются  достаточно  сильные выражения эмоций  удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении  загадок и их расшифровке и  заключается  сущность  любознательности,  как  активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в  труде,  когда человек  отрешён  от  простого исполнительства  и  пассивного  запоминания.

   Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет  значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру,  они всегда находятся  в поиске.

  1. Познавательный интерес на пути своего развития  обычно  характеризуется познавательной  активностью,  явной  избирательной  направленностью  учебных предметов,   ценной   мотивацией,   в   которой   главное   место   занимают познавательные  мотивы.  Познавательный  интерес  содействует  проникновению личности в  существенные  связи,  отношения,  закономерности  познания.  Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной  деятельности школьника, поиском  интересующей  его  информации.  Любознательный  школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.
  2. Творческий интерес связан как  со  стремлением  к  познанию  сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так  и  с  использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия  человека  на мир, на его переустройство, что  непосредственно  связано  с  мировоззрением человека, с его  убеждениями  в  силе  и  возможностях  науки.  Эта  ступень характеризует не только познавательное начало в  структуре  личности,  но  и человека как деятеля, субъекта, личность [8].

     В реальном процессе  все  указанные  уровни  познавательного  интереса представляют собой сложнейшие  сочетания  и  взаимосвязи.  В  познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной  области,  и сосуществование в  едином  акте  познания,  когда  любопытство  переходит  в любознательность. Школьник углубляется  в  сущность  предмета,  он  поглощён решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но  бывает,  что  состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке  под  влиянием  разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю,  удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе),  может пройти,  не  повлияв на развитие личности.

       Итак, сущность познавательных интересов  как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности школьника, содействующий развитию поисковой творческой деятельности.

     Познавательный  интерес – это избирательная  направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения  знаниями.

Информация о работе Развитие познавательных интересов школьников