Развитие познавательных интересов школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить деятельность классного руководителя по развитию познавательных интересов школьников.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательных интересов школьников;
2. охарактеризовать деятельность классного руководителя;
3. определить возможности развития познавательных интересов школьников классным руководителем.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема развития познавательных интересов
школьников в теории и практике педагогики…………….……………….......5
1.1. Проблема познавательных интересов школьников
в психолого-педагогической литературе………………………………………5
1.2. Педагогические основы деятельности классного руководителя……..12
Выводы по первой главе………………………………………………………..17
Глава 2. Воспитательная работа классного руководителя по
развитию познавательных интересов подростков …………………………..19
2.1 Анализ опыта развития познавательных интересов
школьников в деятельности классного руководителя………………………19
2.2. Показатели и уровни развития познавательных
интересов подростков………………………………………………………27
2.3. Внеклассная воспитательная работа классного руководителя
по развитию познавательных интересов подростков………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….32
Библиографический список…………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

КР развитие познав. интересов школьников.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

     Поиск важнейших средств побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития познавательных интересов. В этом плане классному руководителю предлагается следующее:

  1. оживлять внеклассную работу элементами занимательности с учетом поставленной на занятии задачи;
  2. использовать воздействие средств искусства (показ репродукций картин, скульптур, памятников архитектуры, фрагментов из кинофильмов, образцов прикладного искусства; прослушивание записей музыкальных и литературно-художественных произведений, введение элементов театрализации и т.д.);
  3. побуждать учащихся задавать вопросы учителям, товарищам;
  4. развивать на занятии коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся (рецензия на ответ, сочинение, обсуждение составленного плана, сообщения и т.д.);
  5. практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящие за пределы программы (изучение дополнительной литературы, изготовление макета, прибора, модели и др.);
  6. использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области как дополнительный источник знаний для других школьников;
  7. рекомендовать дополнительную научную, научно-популярную, художественную литературу для различных групп учащихся по каждому предмету [5].

     Для поддержания, укрепления и углубления познавательных интересов, во внеклассной  работе предлагается:

  • расширять и углублять кругозор учащихся в определенной, избранной ими области знаний. Для этого сообщать дополнительные, выходящие за пределы программы сведения о развитии наук, знакомить с историей, показывать взаимосвязь современных научных открытий;
  • практиковать решения научно-прикладных задач.

     Из  форм внеклассной работы рекомендуются  те, которые получили достаточную  апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалистых; КВН; вечера-викторины; конференции  и диспуты на темы о новом в  науке, искусстве и жизни; предметные кружки и олимпиады; школьные издательства, «выпускающие» книги о новейших открытиях, изобретениях, которые появляются в периодической печати; стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний; исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников; познавательные игры, игры-путешествия, заочные путешествия с элементами научной фантастики; творческие коллективы любителей искусства, техники и т.д. [27].

     В школе важно создать атмосферу  интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать техническую смекалку. Необходимо направить педагогический коллектив на поиски разнообразных путей и средств развития познавательного интереса учащихся в их деятельности.

  1. Использовать различные формы освещения интересующих учащихся вопросов: обсуждение новой книги, чтение стихов современных поэтов и др.
  2. Систематически проводить дни информации, в которые включать раздел «О самом интересном», освещать вопросы экономики, политики, культуры, науки, литературы, искусства в зарубежных странах.
  3. Готовить выступления учащихся перед товарищами в классе, в творческом коллективе, перед учащимися младших классов по разнообразной тематике.
  4. Направить деятельность актива класса на сбор материала, связанного с историческими событиями.

     Перед индивидуальной работой классного  руководителя с учащимися  ставятся две взаимосвязанные задачи:

     1) выявление познавательных интересов  и склонностей у отдельных  учащихся;

      2) целенаправленное воздействие  на их укрепление, развитие и  углубление. Решение этих задач могло протекать и последовательно и одновременно.

     Изучение  познавательных интересов и склонностей  у отдельных учащихся должно осуществляться и учителями и классными руководителями. С этой целью рекомендуется:

     а) провести анкету, сочинение, интервью (предложить примерные вопросы);

     б) знакомиться с читательскими  формулярами учеников, с их кругом чтения, анализировать собранный  материал;

     в) для выявления познавательных и  практических умений в течение II и III четвертей учебного года в процессе подготовки различных собраний, новогоднего вечера дать возможность каждому ученику проявить себя в определенном виде деятельности, организовать смотры-конкурсы;

     г) данные анкет, сочинений, бесед и  других форм изучения интересов и  склонностей учащихся проанализировать, сопоставить между собой. Составить краткие характеристики на каждого ученика, предусмотрев в них: индивидуальные условия развития ученика, источники появления интереса и его содержание – характер, стойкость, глубину. Характеристику дополнить фактами, конкретным материалом наблюдений за учеником в процессе учебной и других видов деятельности. Формировать индивидуальные интересы по всем направлениям – в процессе обучения, внеклассной работы, индивидуальной работы с учеником [10].

     В обучении и воспитании главное внимание классного руководителя обращается на постепенное усложнение и увеличение разнообразия самостоятельной работы учащихся с целью совершенствования их познавательных навыков и умений.

     Особым  направлением работы по развитию познавательных интересов учащихся является работа с родителями учащихся. Здесь также ставятся две взаимосвязанные задачи: пополнение данных об интересах детей и создание в семье условий для активного формирования и развития этих интересов.

     Для изучения интересов подростков в семье родителям рекомендуется:

     - провести недельный хронометраж  использования свободного от  учебной работы времени;

     - проводить беседы, выявляющие круг  интересов (любимые книги, занятия,  отношение к учебным предметам  и др.);

     - записывать в течение 3 месяцев книги, прочитанные детьми, и проводить с ними беседы по содержанию прочитанного.

     Для развития познавательных интересов  с помощью семьи рекомендуется:

     - беседовать по интересующим учащихся  вопросам;

     - побуждать учащихся задавать  вопросы из интересующей их области;

     - проводить познавательные игры;

     - рекомендовать книги с целью  углубления знаний школьников  в интересующей их области;

     - беседовать с детьми о событиях  дня (происшедших в школе, освещенных  в газетах, журналах);

     - помогать ставить опыты;

     - побуждать подростков к творческой  работе в семье, интересоваться  их успехами в избранной области  [9].

     Изложенная  внеклассная программа по развитию познавательных интересов учащихся может служить ориентиром для  учителей и быть использована в их деятельности.

     При изучении педагогической литературы, в которой описывается опыт классных руководителей по развитию познавательного  интереса, мы обратили внимание на   статью И.Ю. Шустовой [41]. В данной работе описывается исследование деятельности классных руководителей 5 городских и 2 сельских школ.

     Один  из блоков исследования был посвящен содержанию деятельности классных руководителей. Был задан вопрос: «Какие цели и  задачи были самыми важными для вас  в прошедшем учебном году?»  Было указано 24 перспективные цели, которые в дальнейшем систематизировали в несколько групп. Цели, связанные с учебной деятельностью школьников занимали второе место (после целей, направленных на создание, развитие, формирование, сплочение коллектива) - 38%. Были приведены следующие варианты ответов: воспитание сознательного отношения к учебе; повышение уровня успеваемости школьников; развитие познавательных интересов и мотивов учения; активизация мотивов учения.

     Из  всего сказанного выше можно сделать  следующие выводы: классные руководители различных школ, как городских, так и сельских, уделяют достаточное внимание учебному блоку, хотя в исследовании он и стоит на втором месте, а развитие познавательного интереса также имеет место в работе классных руководителей.

     В статье приведены формы деятельности школьников, используемые классными руководителями. На первое место выходят такие как беседа, организационный классный час, тематическая беседа с классом, которые могут служить формой организации обеспечивающей формирование и развитие познавательных интересов школьников.

     В рамках реализации Основных направлений  развития воспитания в системе образования  России на 2002-2004 годы в Москве на базе Академии повышения квалификации  и переподготовки работников образования состоялся Всероссийский семинар-совещание «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях»» [16]. Ученые и практики представили на семинаре разнообразные воспитательные технологии, учитывающие реалии современной социально-педагогической ситуации. Участники семинара выделили следующие рекомендации классным руководителям:

  • формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития  и стимулирования познавательных интересов с помощью разнообразных форм и методов индивидуальной работы;
  • координировать выбор форм и методов индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
  • привлекать школьников к работе в творческих  объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в учреждениях дополнительного образования;
  • координировать усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их материально-бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка.
 

2.2. Показатели и уровни развития познавательных интересов

современных подростков 

     При определении уровней развития познавательных интересов  исходят из следующих показателей: направленность, устойчивость, глубина познавательных интересов, характер мотивации познавательного процесса,  активность, самостоятельность и мотивация.

     Показатели  и уровни развития подростков представлены в таблице 1. Для изучения можно использовать методику исследования познавательного интереса, предложенную Е.А.  Кувалдиной [см. по 12].

     Оценка:

      7 баллов – творческий интерес  – очень высокий уровень;

     14 баллов – познавательный интерес  – высокий уровень;

     21 балл – любознательность –  средний уровень;

     28 баллов – любопытство – низкий  уровень. 

Таблица 1.

Показатели  и уровни развития познавательных интересов  подростков 

Уровни познавательного интереса 

Показатели познавательного  интереса

Низкий уровень. Любопытство Средний уровень.

Любознательность

Высокий уровень. Познавательный интерес Очень высокий  уровень.

Творческий  интерес

Направленность  интересов Разбросанность  интересов. Отсутствие интереса к какому-то определенному виду деятельности и  познания. Эпизодический интерес к эффектным и занимательным сторонам деятельности. Неустойчивые приоритеты в выборе предмета интереса. Устойчивые  осознанные приоритеты в выборе предмета интереса. Интерес к сущности явлений  и процессов. Устойчивая  направленность интересов. Интерес  к сложным теоретическим вопросам. Стремление к исследовательской деятельности, к творческому решению проблем, интересующих личность.
Активность Низкий уровень  активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания. Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т. д.). Активность, стимулируемая  не только внешними, но и внутренними  побудителями. Активная самостоятельная  познавательная деятельность, стимулируемая  внутренними побудителями.
Мотивация Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения. Неустойчивая  мотивация к внешним сторонам деятельности. Эпизодическая познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования. Устойчивая  потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив. Осознанная  познавательная мотивация в выдвижении новых идей, способов деятельности, ведущих  к оптимальным, оригинальным результатам. Стремление к определению перспектив будущей профессии.
Самостоятельность Отсутствие  самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем. Ситуативная самостоятельность  в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии  внешних побудителей. Интенсивный процесс  самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь. Способность к  независимым действиям в поиске новых путей познания. Умение самому находить пути преодоления трудностей.
Глубина интереса Поверхностный интерес к ярким, занимательным фактам и явлениям. Отсутствие четких представлений о предмете интереса. Эпизодический интерес к определенным областям знаний, к зависимостям между отдельными фактами и явлениями. Направленный  интерес к конкретным областям знаний. Сознательный поиск способов познания. Умение разобраться в сути явлений и процессов, найти их причины. Глубокий интерес, характеризующийся стремлением  разобраться в сущности процессов  и явлений. Умение использовать известные  законы и правила в нестандартной ситуации, стремление к обобщениям.
Устойчивость  интереса Неустойчивый  интерес только к внешней стороне  фактов и явлений, привлекающих необычностью, формой деятельности. Кратковременный интерес только к отдельным фактам и явлениям, которые имеют личностно-значимый и эмоционально привлекательный характер. Постоянный  интерес, проявляющийся в избирательном  отношении к процессу познавательной деятельности. Длительный  интерес, перерастающий в потребность  познавать всегда и везде, стремление к исследовательской деятельности. Переход познавательного интереса в профессиональный.

Информация о работе Развитие познавательных интересов школьников