Развитие познавательных интересов школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить деятельность классного руководителя по развитию познавательных интересов школьников.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательных интересов школьников;
2. охарактеризовать деятельность классного руководителя;
3. определить возможности развития познавательных интересов школьников классным руководителем.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема развития познавательных интересов
школьников в теории и практике педагогики…………….……………….......5
1.1. Проблема познавательных интересов школьников
в психолого-педагогической литературе………………………………………5
1.2. Педагогические основы деятельности классного руководителя……..12
Выводы по первой главе………………………………………………………..17
Глава 2. Воспитательная работа классного руководителя по
развитию познавательных интересов подростков …………………………..19
2.1 Анализ опыта развития познавательных интересов
школьников в деятельности классного руководителя………………………19
2.2. Показатели и уровни развития познавательных
интересов подростков………………………………………………………27
2.3. Внеклассная воспитательная работа классного руководителя
по развитию познавательных интересов подростков………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….32
Библиографический список…………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

КР развитие познав. интересов школьников.doc

— 226.50 Кб (Скачать)
 

У половины класса (50,0%) низкий уровень развития познавательных интересов – любопытство; у трети класса (35,0%) – средний уровень – любознательность; у десятой части класса (10,0%) высокий уровень развития познавательных интересов; очень небольшому числу учеников (5,0%) характерен очень высокий уровень – творческий интерес. Следовательно, уровень развития познавательных интересов учащихся в целом по классу недостаточный, и есть резерв для его развития.

           Развитие познавательных интересов возможно в деятельности классного руководителя. 

2.3. Внеклассная воспитательная работа классного руководителя по развитию познавательных интересов подростков 

     Система  воспитательной работы классного руководителя, направленная на развитие познавательных интересов учащихся включает организацию познавательной деятельности учащихся.

     Развитие познавательных интересов подростков можно проводить в познавательной шоу-программе «Свет» на основе разработки А.Н. Курач, С.В. Турыгиной [24]. Шоу-программа состоит из четырех игровых действий: С – «Смекалка – ваш друг»; В – «Веселое соревнование»; Е – «Если вам не изменяет память»; Т – «Точные ответы».

     Участники игры делятся на команды и в  начале игры представляют себя ведущему, болельщикам и другим командам. В каждом блоке начисляются очки за правильные ответы. Во всех четырех действиях понадобятся знания школьников и неутомимая их энергия.

     В первом блоке – «Смекалка –  ваш друг»  участникам требуется острота зрения и острота ума. Школьникам предлагаются конкурсы на определение объемов, размеров и форм различных бытовых предметов на глаз, назвать и распределить предметы в порядке их появления на столе.

     Во  втором блоке – «Веселое соревнование»   в каждом из конкурсов учитываются правильность и скорость выполнения заданий, предлагаемых ведущим.

     В третьем игровом действии участникам требуются знания, приобретенные раннее в школе и в жизни, недаром этот блок называется «Если вам не изменяет память». Командам предлагается рассказать о предмете, изображенном на выданной карточке (корабль, лампочка, бумага, и т.д.).

     Четвертое действие – «Точные ответы». Участникам игры задаются вопросы, на которые нужно ответить поднятием карточки (на каждой из них изображен какой-либо предмет или написан ответ), также предлагаются вопросы определенной «стоимости».

     В конце игры подводятся итоги: подсчитываются баллы по каждой команде, награждается команда-победительница. По ходу проведения программы ведущий приводит исторические факты, проводит конкурсы не только с командами, но и с болельщиками. В процессе игры школьники узнают много нового и интересного. На наш взгляд, программа носит познавательный характер, активизирует познавательные интересы  школьников, способствует формированию и развитию их интересов.

            Развитию познавательных интересов способствует игра- путешествие «Джунгли». Она имеет следующие цели:

  • оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных познавательных интересов;
  • способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества;
  • организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, проявление их фантазии;
  • наметить пути и способы дальнейшего позитивного развития классного коллектива.

     Перед проведением игры проводится подготовительная работа, где классный руководитель вместе с учениками выполняет необходимые рисунки и фигурки домашних и диких животных, опорные таблицы, разучиваются песни («Лесной олень», «Чёрный кот», «Пропала собака», «Подарите жирафа») и  танцы («Танец зверей» - музыка «animals» группы x-moda, «Канкан», «Танго» под песню «Танго втроём»). В ходе проведения внеклассного занятия классный руководитель использует диафильм о тропических джунглях.

     Игра  проводится в несколько этапов. Первый – эмоциональный заряд на предстоящую игру – вводное слово учителя и просмотр диафильма. На втором этапе проходит выбор каждым участником игры образа обитателя джунглей, демонстрация представления животных, при этом классный руководитель оказывает помощь  каждому участнику. Третий этап – динамическая пауза – ученики исполняют заранее приготовленный танец. Четвертый этап – выбор образа жизни – классный руководитель и участники игры выводят правила (законы) жизни класса исходя из законов джунглей. Пятый и шестой этап – возвращение «домой» и рефлексия – участники подводят итоги игры (что понравилось, что было самым главным, что запомнили важного и интересного, что пригодится в жизни). Седьмой заключительный этап – этический заряд доброты – учитель благодарит всех за участие в игре – путешествии «Джунгли».

     Классный  час составлен в форме игры, поэтому ученики получают новую  информацию, у них развиваются познавательный интересы, раскрывают себя, проявляют фантазию, общаются, между собой играя, при этом помогают учителю реализовать перечисленные выше цели.

     Систематическая и целенаправленная деятельность классного руководителя (внеклассная воспитательная работа) способствуют развитию познавательного интереса школьников. 

      Выводы  по второй главе 

           1.Были проанализированы пути и средства развития познавательных интересов школьников.

      2. Система внеклассных мероприятий (познавательная шоу-программа «Свет», игра-путешествие «Джунгли» и др.) способствуют развитию познавательных интересов подростков.

      3. Систематическая и целенаправленная деятельность классного руководителя (внеклассная воспитательная работа) способствует развитию познавательного интереса школьников.

Заключение

        

     Развитие  познавательных интересов школьников является самой актуальной проблемой в обучении. Сущность познавательных интересов как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности школьника, содействующий развитию поисковой творческой деятельности.

         Развитие познавательного интереса  школьников происходит под влиянием  систематической целенаправленной  деятельности учителей-предметников, а также классных руководителей.

          На примере деятельности классного  руководителя мы изучили проблему  развития познавательных интересов  в воспитательной работе. Внеклассная  работа классного руководителя  направлена на повышение эффективности  учебного процесса.

           Приоритетной при формировании  и развитии познавательного интереса  школьников является организационно-координирующая  функция классного руководителя. Возникновению познавательного  интереса у школьников, в большей  степени способствуют трудовые  и игровые (досуговые) формы воспитательной работы.

              Систематическая и целенаправленная деятельность классного руководителя (внеклассная воспитательная работа) способствует развитию познавательного интереса школьников.

      Следовательно, классный руководитель при проведении внеклассной воспитательной работы способствовал развитию познавательных интересов девятиклассников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие  для студентов пед. ин-тов. / ред. Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – С.43.
  2. Актуальные вопросы интереса в обучении / ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 186с.
  3. Активизация познавательной деятельности учащихся / В.Г. Кузьмина. – М.: Просвещение, 1995. – 320с.
  4. Аникеев А.С. Положение о классном руководителе // Классный руководитель. – 2004. – №6. – С.47-52.
  5. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е.В. Баранова, М.М. Зайкин // Классный руководитель. – 2004. – №2. – С.7.
  6. Березовин К.А. Воспитание у школьников интереса к учению / К.А. Березовин, А.П. Сманцер. – Минск, 1987. – 202с.
  7. Воспитание в современной школе: кн. для учителя-воспитателя / ред. Л.И.  Маленкова. – М.: Ноосфера, 1999. – С.78-80.
  8. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / под ред. В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 1985. – 119с.
  9. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н.Г. Морозова. – М., 1961. – С.56-57.
  10. Воспитывая  интерес / А.К. Дусовицкий. – М.: Знание, 1979. – С.19-22.
  11. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы / В. Воронов // Воспитание школьников. – 2001. – №7. – С.21-26.
  12. Григорьев Д.В. Личностный рост ребёнка: методика диагностирования / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов // Классный руководитель. – 2003. – №6.  – С.65-86.
  13. Детская и педагогическая психология / ред. Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение,1964. – 476с.
  14. Закиров А.З. Классный час. Тема: «В здоровом теле – здоровый дух» / А.З. Закиров // Классный руководитель. – 2002. – №8. – С.79-83.
  15. Ильюшенкова Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты / Р.И. Ильюшенкова // Классный руководитель. – 2004. – №4. – С.20-31.
  16. Информация о проведении Всероссийского семинара-совещания «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях // Народное образование. –  2003. – №8. – С.271-273.
  17. Казаренков В.И. Формирование интереса к учению на внеклассных занятиях / В.И. Казаренков // Советская педагогика. – 1985. – №8. – С.63-65.
  18. Как научить детей учиться / ред. К.В. Бардин. – М.: Просвещение,1987. – С.57-59.
  19. Калинина Р. На пути к образованному человеку: классный час для учащихся 9 классов / Р. Калинина // Школьный психолог. – 2004. – №17 (1-7 мая). – С.12-13.
  20. Кеверик Е. Государственные символы России / Е. Кеверик // Воспитание школьников. – 2003. – №9. – С.27-31.
  21. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Пед. поиск, 2000. – С.12-15.
  22. Ковалёв А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1969г. – 512с.
  23. Колесник В.А. Положение о классном руководителе и МО классных руководителей / В.А. Колесник // Классный руководитель. – 2004. – №6. – С.40-46.
  24. Кугач А.Н. Познавательная шоу-программа «Свет» / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина // Классный руководитель. – 2002. – №8. – С.123-128.
  25. Кузнецова А.М. От познавательного интереса к созиданию знаний / А.М. Кузнецова // Педагогика. – 1993г. – №4. – С.41-44.
  26. Куликова О.П.Активизация познавательной деятельности учащихся / О.П. Куликова // Классный руководитель. – 1998. – №4. – С.15.
  27. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы / Б. Куприянов // Воспитание школьников. – 2002. – №4. – С.19-26.
  28. Левитов Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1998. – 362с.
  29. Личность воспитывает себя / под ред. А.Г. Ковалёва. – М.: Политиздат, 1983. – С.17-20.
  30. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для вузов и начинающих педагогов-воспитателей / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2002. – С.85-88.
  31. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – С.14-15.
  32. Муравьёва И. Классный час на тему: «Конфликты в нашей жизни» / И. Муравьева, Д. Соколова // Воспитание школьников. – 2001. – №1. – С.28-30.
  33. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 1979. – С.20.
  34. Подласый И.П. Основы общей психологии / И.П. Подласый: в 2кн. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2003. – 530с.
  35. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – С.43-47.
  36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн: в 2т. Т. І. – М.: Педагогика. – 1989. – 623с.
  37. Социальный калейдоскоп / ред. С.В. Турыгина. – М.: прогресс – традиция, 1995. – 64с.
  38. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой. – М.: Просвещение, 1983. – 448с.
  39. Черноусова Ф.П. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности / Ф,П. Черноусова, И.Н. Круть // Завуч. – 2003. – №8. – С.107-117.
  40. Чтобы ребёнок успешно учился / под ред. К.В. Бардина – М.: Педагогика, 1988. – 222с.
  41. Шустова И.Ю. Классный руководитель, каков он? / И.Ю. Шустова, Е.Л. Петренко // Классный руководитель. – 2002. – №7. – С.5-23.
  42. Щукина Г.И.  Педагогическая проблема формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика. – 1988. – 236с.
  43. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1975. – С.67-72.
  44. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 453с.

Информация о работе Развитие познавательных интересов школьников