Развитие познавательных интересов школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить деятельность классного руководителя по развитию познавательных интересов школьников.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательных интересов школьников;
2. охарактеризовать деятельность классного руководителя;
3. определить возможности развития познавательных интересов школьников классным руководителем.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема развития познавательных интересов
школьников в теории и практике педагогики…………….……………….......5
1.1. Проблема познавательных интересов школьников
в психолого-педагогической литературе………………………………………5
1.2. Педагогические основы деятельности классного руководителя……..12
Выводы по первой главе………………………………………………………..17
Глава 2. Воспитательная работа классного руководителя по
развитию познавательных интересов подростков …………………………..19
2.1 Анализ опыта развития познавательных интересов
школьников в деятельности классного руководителя………………………19
2.2. Показатели и уровни развития познавательных
интересов подростков………………………………………………………27
2.3. Внеклассная воспитательная работа классного руководителя
по развитию познавательных интересов подростков………………………29
Выводы по второй главе………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….32
Библиографический список…………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

КР развитие познав. интересов школьников.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Выводы  по первой главе 

     1. Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношениям к ним.

     2. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

     3. Сущность познавательных интересов как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности школьника, содействующий развитию творческой деятельности.

     4. Классный руководитель — это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитательной деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.

          5. На примере деятельности классного руководителя мы изучили проблему развития познавательных интересов в воспитательной работе. Внеклассная работа классного руководителя направлена на повышение эффективности учебного процесса.  
 

     Глава ІІ. Воспитательная работа классного  руководителя по развитию познавательных интересов  подростков

    2.1. Анализ  развития познавательных интересов  школьников в деятельности классного руководителя 
     

     Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует  свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с  ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью.

     Организация внеклассной деятельности детей, в  том числе досуговой, в любой  школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а иногда и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя,  классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и ученика друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости.

     Внеклассная работа является составной деятельностью  воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

       Одной из специфических задач  и содержания деятельности классного  руководителя является развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой – усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

     Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели.  В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого классного руководителя, с общешкольной внеучебной работой.

     Цель  и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса – обучающей, воспитывающей и развивающей.

     Обучающая функция внеклассной работы заключается  не в формировании системы научных  знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.

     Для классного руководителя в воспитании познавательного интереса очень  важна развивающая функция педагогического  процесса, которая заключается в  развитии психических процессов школьника, развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность, в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить интересную дополнительную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интереса ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, то есть педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

     Познавательная, развивающая деятельность детей  во внеклассной работе предназначена  для формирования  и развития у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, умственных способностей,  накопления знаний, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности и организуется в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и так далее.

     Рассмотрим, как классный руководитель, организуя  такую деятельность детей во внеклассной  работе, может приступить к развитию познавательного интереса. Выявим необходимые  условия для развития познавательного  интереса классным руководителем [см. по 17].

     Самая первая необходимость, которая возникает  у классного руководителя, желающего  воспитать у учеников познавательный интерес – создание материальных условий для успешного обучения и воспитания.

     Это заботливое оборудование внеклассного занятия, с помощью которого осуществляется нормальное обучение и воспитание, в том числе хорошо оборудованные мастерские, кабинеты. Это и обстановка, располагающая к занятиям, организация жизни класса, упорядоченность работы.

     Наряду  с материальными условиями подготавливается «умственная почва». Это важнейшее обстоятельство, обеспечивающее воспитание познавательного интереса. Только на определенном уровне накопления предварительных знаний, навыков и хотя бы простейших умственных операций, возможно, воспитать интерес. Но если у детей нет интереса даже к первоначальным занятиям, как могут они эти знания приобрести? Вот тут-то и понадобится предшественница интереса – занимательность. Она может хоть на некоторое время привлечь детей к занятиям.

     В младших классах такую занимательность могут создать дидактические игры, яркие, красочные наглядные пособия. Все это поможет на первых порах приохотить детей к учению и создать у них некоторый, пусть элементарный, запас знаний.

     Не  менее важным для привлечения  детей к накоплению знаний и расширению круга представлений в изучаемой области оказывается обогащение учащихся новыми яркими впечатлениями, создание необходимого нового опыта, облегчающего восприятие знаний по интересующему их предмету. Параллельно должна иди подготовка «нравственной почвы», т.е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.

     А теперь рассмотрим два пути создания положительного отношения к учению.

     Первый  путь – создание положительных переживаний, связанных с учением, т.е. формирование эмоционально-положительного отношения к учению.

     Положительное эмоциональное отношение обязательно  должно быть связано со школой в  целом. В его создании важна роль родителей и детского сада. Плохо, если ребенка пугают школой, предстоящим  учебным трудом и двойками.

     Особенное значение в создании положительного отношения к учению приобретает  личность классного руководителя. Его  облик, манера общения, отношения к  детям – все это влияет на отношение  детей не только к учителю и  его занятиям, но и к школе и  учению в целом. Начиная с третьего – четвертого классов, все более значимыми для учащихся становятся знания учителя, широта его кругозора. И все же и на этом этапе важнейшим фактором остается отношение классного руководителя к ученикам – требовательное, но справедливое, заботливое и доброжелательное.

     В процессе подготовки почвы для формирования интереса большое значение имеет  показ учителем образцов работы, которые  созданы на основе достижений какой-либо отрасли знаний, это воодушевляет учащихся, создает то положительное эмоциональное переживание, с помощью которого можно воспитать подлинный интерес к предмету.

     Этой  же цели служат историко-научные знания, рассказы о личности, биографии самоотверженных  борцов за научный процесс, об истории  наиболее замечательных научных  открытий.

     Созданию  такого отношения содействует и  посещение выставок, музеев, учреждений и предприятий, особенно если в таком  посещении участвуют любимые  учителя, родные и близкие учащихся.

     Не  возникает любовь к занятию без  любви к книге – учебной, познавательной, художественной, заботливого, бережного к ней отношения.

     Огромную  роль в создании положительного эмоционального отношения к учению и учебному труду играет коллектив. Опираясь на него, классный руководитель может  привлечь к учению учеников, «выпадающих» из общей работы класса, равнодушных к учебному труду.

     Нередко школьники, до того равнодушные к  какой-либо деятельности, постепенно увлекаются ей, вступив в кружок сначала исключительно  «ради дружбы», чтобы не разлучаться  с товарищами. Коллективная деятельность сопровождается обычно взаимопомощью и при умелой поддержке учителя приводит к большему успеху, чем может достичь ученик в одиночку.

     Немалую роль играет и отношение родителей  к деятельности детей. Внимание старших, своевременная помощь, одобрение  содействуют развитию учения, успеху деятельности.

     Говоря  о роли успеха в развитии интереса, необходимо учитывать следующее:

  • слишком легкая работа приводит к успеху, но не дает настоящего удовлетворения; она скоро наскучит;
  • трудное, но преодолимое, делает работу увлекательной и радостной: в этом уже содержится залог будущего интереса к ней [см. по 40].

     Второй  путь подготовки почвы для интереса – воспитание сознательного отношения  к учению, понимание его значимости, его личного и общественного  смысла. Наибольшее значение имеет он в среднем и, особенно в старшем школьном возрасте. Но в младших классах учитель старается в доступной форме, на конкретных примерах довести до их сознания смысл и значение учения. Без любви к учению и понимания смысла учебной работы – трудно воспитать познавательный интерес.

     Попытаемся  выяснить, какими средствами учитель-предметник достигает сознательного отношения  к учению.

     Прежде  всего, этим задачам служит рассказ  учителя, в котором он рассказывает значение учения, знания для каждого человека, для всех людей.

     Желая поднять в глазах учащихся престиж  своей науки, учитель сообщает им историко-научные знания, рассказывает об истории открытия в той или  иной области о том, как результаты этих открытий воздействовали на развитие техники, производства, способствовали научно-техническому процессу.

     Рассказ учителя нередко дополняется  посещением предприятий, лабораторий, выставок, музеев. Это не только вызывает положительное эмоциональное отношение  к знаниям, но и убеждает учащихся в важности той или иной отрасли познания. Наблюдая труд рабочих на производстве, школьники убеждаются в необходимости серьезной подготовки к труду – приобретения знаний и умений.

     Огромную  роль играет привлечение на уроках современного материала, который придает  обучению актуальность.

       В области обучения придается большое  значение отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления  и укрепления познавательного интереса. Классному руководителю предлагается следующее:

  1. знакомить учащихся с новыми данными, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
  2. раскрывать историю вопроса (зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности);
  3. показывать различные противоречия при помощи проблемного обучения и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
  4. показывать необходимость научных выводов, приобретенных в результате личного опыта, для объяснения явлений жизни;
  5. раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в последующей трудовой деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, в повседневной жизни [8].

Информация о работе Развитие познавательных интересов школьников