Изучение мотивации одобрения у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенности мотивации одобрения у школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8,9,10,11 классы школы №21.
Исходя из цели, мы выделили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по вопросам мотивации школьников.
2. Изучить мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса № 21школы.
3. Описать мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса №21школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический анализ по вопросам мотивации старшеклассников ....6
1.1. Учебная мотивация и возрастные особенности старшеклассников .6
1.2. Процесс учения и его психологические особенности ………....…...12
1.3. Влияние мотивации одобрения.............................................................15
1.4. Методы изучения и развития мотивации старшеклассников ……..17
2. Изучение мотивации одобрения у школьников-старшеклассников,
возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса……………………………………....19
2.1. Описание выборки……………………………….……………….….19
2.2. Описание методов исследования………………………..………….19
2.3. Процедура исследования ..……….…………………………………20
3. Описание и интерпретация полученных результатов «троечников»,
«ударников», «отличников», возрастной рамки 8, 9, 10, 11, класса
общеобразовательной школы №21……………………………….……….21
Выводы …………………………………………...……………………………..26 Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….........29
Приложения……………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая Лиля.docx

— 70.83 Кб (Скачать)

 

Введение

Современному обществу необходима личность, способная к  самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Эта потребность общества не может быть удовлетворена при не сформировавшиеся  интеллектуально-познавательной мотивации у школьников, при изучении различных дисциплин. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблемаформирования познавательной мотивации учащихся.

Мотивационная сфера  является ядром личности, следовательно, целенаправленное формирование мотивационной  сферы личности - это формирование самой личности, т.е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек.

Мотивационная сфера учения включает социальные, познавательные и творческие побуждения, их содержательные и динамические характеристики, подчеркивается мысль о том, что с возрастом у школьников становятся заметнее изменения в их учебных мотивах. В учебной деятельности старшеклассников начинают преобладать внутренние мотивы, т.е. самоутверждение, престижность, долг, необходимость в получении знаний, достижений и определенных результатов. Характерными чертами старшеклассников являются их самостоятельность, возросшая работоспособность и познавательная мотивация. Это жажда знаний, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний.

Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек  осознал необходимость целенаправленного  обучения подрастающего поколения  и приступил к подобному обучению как специально организованной

деятельности. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов - педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.

Методологической основой  нашей работы послужили работы

известных ученых, как представителей гештальской школы К.Левина, Д.К.

 Маккеланда, отечественных психологов  Б.П.  Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин,  И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.И.  Шамов, В.И. Андреев, Л.А. Казанцева,  А.И. Савенков, С. Л. Рубинштейна,  Л.И. Божовича.

Целью курсовой работы является изучение особенности мотивации одобрения у школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8,9,10,11 классы школы №21.

Исходя из цели, мы выделили следующие задачи:

1. Провести теоретический  анализ по вопросам мотивации  школьников.

2. Изучить мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса № 21школы.

3. Описать мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса №21школы.

Гипотеза: существует взаимосвязь между «троечниками», «ударниками», «отличниками» школьниками-старшеклассниками, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса общеобразовательной школе №21 на мотивацию одобрения.

Объект исследования: старшеклассники 8,9,10,11 класса школы №21

Предмет исследования: мотивация одобрения у школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 общеобразовательной школы №21.

Теоретическая значимость: полученные нами данные можно использовать для проведения новых исследований по проблеме мотивации одобрения на уровень учебной мотивации школьников. Результаты курсовой работы могут использоваться для написания дипломной работы по методу одобрения на выбор будущей учебной деятельности.

Практическая  значимость: результаты исследования были представлены директору, завучам по учебной части, классным руководителям общеобразовательной школы № 21, родителям на классном часу, где проводилась данная работа с выводами и практическими рекомендациями. Были проведены индивидуальные консультации с старшеклассниками по мотивации к обучению.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, вывода, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретический анализ по вопросам мотивации старшеклассников

1.1. Учебная мотивация и возрастные особенности  старшеклассников

Мотивация, по признанию  многих психологов, является стержнем психологии личности, обусловливает  особенности и поведения, и деятельности личности. Существуют различные трактовки мотивации:

Мотивация (от лат. movere) - побуждение к действию; управляющий поведением человека, связанная с удовлетворением потребностей субъекта (16, с.203).

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации (18, с.156).

Мотивация - предметно-направленная активность определенной силы (17, с.126).

Мотивация - осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности (14,  с.513).

Рассмотрение мотивации  как процесса можно встретить  в работах Д.Н. Узнадзе, С. Л Рубинштейна. Согласно С.Л. Рубинштейну, мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром, соотношение  внутренних и внешних условий (3, с.85).

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Исследуя структуру мотивации, Б.И. Додонов выделил ее 4 структурные компонента (8, с.269):

- удовольствие от  самой деятельности,

- значимость для  личности непосредственного ее  результата,

- «мотивирующая»  сила вознаграждения за деятельность,

- принуждающее давление  на личность.

Мотивационный аспект поведения учащегося к самоопределению

проявляется в его  отношении к миру, обществу, человеку, самому себе,

видам деятельности, механизмам саморазвития личности.

Эти направления  интегрируются и проявляются  при решении проблемы

профессионального самоопределения. Советы родителей, учителей не всегда оказываются социально  объективными, адекватными ситуации и значимыми для ребенка. Система  же довузовской подготовки способствует формированию оптимальной самооценки учащихся, совершенствованию навыков  самообразования и обеспечивает их включение в процесс адаптации  к будущей профессиональной деятельности (10, с.159).

Вовлечение старшеклассников в разнообразные виды познавательной деятельности: учебную, коммуникативную, игровую способствует успешному овладению конкретными операциями и действиями (14, с.526).

Изучение мотивов  включения в профессиональное самоопределение  позволило установить, что школьники  связывают свое участие в нем  с (28, с.59):

- социальной значимостью  профессии и решением раннего  выбора профессии;

- желанием утвердиться,  испытать себя в новой сфере  деятельности

дополнительного образования;

- развитием познавательных  интересов и мышления, необходимых  для будущей профессиональной  деятельности;

- добиваться успехов,  быть успешными и избегать  неудач.

Большинство старшеклассников в процессе реализации образовательных программ в качестве основных позитивных моментов называют, во-первых, возможность получать новые знания по предметам, во-вторых, приобретение опыта, который может пригодиться во время учебы в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Включение в ситуацию выбора профессии школьников старших  классов в данный период - как отмечает Д.И. Фельдштейн, - связано с таким мотивом, как «формированием в этот период наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который, выражается в некотором «замысле», плане жизни, связанном со способностью осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование» (28, с.67).

Немаловажную роль в мотивации старшеклассников играет стиль поведения педагога высшей школы. Ему нужно определить доминирующие мотивы подростка, побуждающие его к действию, а также направленность личности. Соединение мотива и способа его реализации важный момент, который перерастает в отношения и разнообразные формы (межличностные отношения, социальный диалог, деловое и управленческое общение), где создается стимулирующая среда, способствующая развитию умственной деятельности школьника. В итоге многие ребята завершают курс обучения на «хорошо» и «отлично», прибавляя себе этим дополнительные бонусы, учитывающиеся при поступлении (20, с.295).

Возрастает авторитет  родителей, которые участвуют в  личностном самоопределении школьников. Готовность учащегося к профессиональному  и личностному самоопределению  включает систему ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение  методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность старшеклассника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания (13, с.83).

Происходит существенное изменение  самосознания - повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать (29, с.95). Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Уровень тревожности школьников старших классов гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения с взрослыми, чувство дружбы - более избирательным. В классах, можно, увидеть примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность. В отношениях преобладает принцип сходства и равенства.

Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном  контакте, понимании, душевной близости, осознании эротических мотивов, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности (10, с.196).

Характерной чертой нравственного  развития в этом возрасте является

 усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой (6, с.256).

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из самых характерных черт нынешнего школьника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мошны учения, которые можно изучить классному руководителю.

Однако классному руководителю будет очень важно изучить наиболее

и наименее осознаваемые мотивы учения старшеклассников (5, с.420).

У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности.

Она включает элементы анализа, исследования в общем  контексте некоторой уже осознанной либо осознаваемой как необходимость  профессиональной направленности, личностного самоопределения (26, с.257).

Важнейшее психологическое  новообразование данного возраста - умение школьника составлять жизненные  планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной  деятельности старшеклассника (21, с. 247). Она сама становится средством реализации этих планов, все более явно «уходя» от положения ведущей деятельности. Существенно, что если для подростка авторитеты учителя и родителей как бы уравновешиваются, дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя-предметника дифференцируется от авторитета школы.

У школьников отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному  первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений старшеклассников является установление прочных отношений  с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с  преподавателями, одноклассниками, друзьями, отношения в семье (30, с.99).

Исследуя мотивацию  учения, психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения, эмоции, которые ученик переживает в процессе учения, умение учиться. Мотив проявляется  в ситуации выбора, поэтому лучше  всего изучить мотивы учения через  предпочтение учащимися одних учебных  предметов другим, выбор более  или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий (27, с.149).

Мотивация учения проявляется  также в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели - это ожидаемые конечные и  промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов. Выделяются следующие уровни целей: познавательные, учебно-познавательные, социальные и цели самообразования. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении  работы до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий. Цели могут быть устойчивыми и неустойчивыми, гибкими и ригидными, стереотипными и нестандартными, новыми или старыми. В педагогической психологии И. Логинов, С. Сарычев, А. Силаков пишут о том, что «чем ниже уровень целеполагания, тем менее устойчива цель, тем быстрее она разрушается» (12, с.135).

Информация о работе Изучение мотивации одобрения у школьников