Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенности мотивации одобрения у школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8,9,10,11 классы школы №21.
Исходя из цели, мы выделили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по вопросам мотивации школьников.
2. Изучить мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса № 21школы.
3. Описать мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса №21школы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический анализ по вопросам мотивации старшеклассников ....6
1.1. Учебная мотивация и возрастные особенности старшеклассников .6
1.2. Процесс учения и его психологические особенности ………....…...12
1.3. Влияние мотивации одобрения.............................................................15
1.4. Методы изучения и развития мотивации старшеклассников ……..17
2. Изучение мотивации одобрения у школьников-старшеклассников,
возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса……………………………………....19
2.1. Описание выборки……………………………….……………….….19
2.2. Описание методов исследования………………………..………….19
2.3. Процедура исследования ..……….…………………………………20
3. Описание и интерпретация полученных результатов «троечников»,
«ударников», «отличников», возрастной рамки 8, 9, 10, 11, класса
общеобразовательной школы №21……………………………….……….21
Выводы …………………………………………...……………………………..26 Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….........29
Приложения……………………………………………………………………..31
Таким образом, методы изучения мотивации учителем, должны быть максимально приближены к естественным условиям реального обучения, а предлагаемые учителем экспериментальные задания - к обычным школьным задачам. Это нужно для того, чтобы достаточно надежно судить о характере именно учебной мотивации. Психологи давно описали факты несовпадения проявлений одной и той же психической функции в учебной и во вне учебной работе.
Изучение мотивации учения каждого школьника надо проводить для того, чтобы стремиться на основе имеющихся уровней сформировать новые виды и формы мотивации, необходимые для воспитания активной личности. Изучение мотивации не самоцель, а лишь основа для ее дальнейшего формирования.
II. Изучение мотивации одобрения у школьников -старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса
2.1. Описание выборки
Наше исследование проводилось в 2012 году в общеобразовательной школе № 21.
Было исследовано 3 выборки, из них:
15 человек – «троечники»;
15 человек - «ударники»;
15 человек - «отличники».
Всего 45 человек.
2.2. Описание методов исследования
Методика определения мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна позволяет получить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей. Чем выше полученное значение, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше потребность человека в одобрении других, связанная с. потребностью общения.
Ниже приводятся 20 суждений и 2 варианта ответа. Возле каждого суждения надо поставить крестик в одной колонке, соответствующей согласию или несогласию испытуемого с этим утверждением (Приложение 1).
Шкала применяется при исследовании:
- мотивации одобрения (
- для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах;
- при изучении предпочтительных
средовых и межличностных
Одним из проявлений социальности человека
является субъективная для него значимость
мнений и оценок окружающих его людей.
Стремление заслужить похвалу, одобрение
становится одним из сильнейших мотивов
деятельности. В отличие от мотивации
достижения, уровень мотивации одобрения
- стремление заслужить одобрения значимых
окружающих людей – гораздо меньше определяет
успех в делах и свершениях. Однако весьма
существенно влияет он на качество взаимоотношений
с другими людьми вообще и со своим будущим
спутником жизни в частности.
Приводится ключ к методике, в котором указано что каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показатель мотивации одобрения получают суммированием всех баллов.
Ключ:
«Да»:1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20
«Нет»: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19 (15, с.636).
2.3. Процедура исследования
Тестирование по методике
определения мотивации
3. Описание и интерпретация полученных результатов «троечников»,
«ударников», «отличников», возрастной рамки 8, 9, 10, 11, класса
общеобразовательной школы №21
На первом этапе исследования мы выявили с помощью методики определения мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Обратимся к интерпретации результатов «троечников», которые представлены в таблице 3.1.1.
Таблица 3.1.1.
Методика определения мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна
«троечников»
«троечники» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
проценты |
60 |
15 |
35 |
55 |
35 |
20 |
45 |
45 |
55 |
55 |
20 |
30 |
50 |
40 |
25 |
Примечание: жирным шрифтом выделены низкие и высокие значения
0% - 30% - низкий уровень мотивации одобрения
35% - 65% средний уровень мотивации одобрения
70% - 100% высокий уровень мотивации одобрения
Согласно результатам, которые представлены в таблице 3.1.1, мы видим, что в результате проведенных исследований низкий уровень мотивации одобрения, выявлен у пятерых испытуемых «троечников»: 15%, 20%, 20%, 30%, 35%, что говорит об отсутствии стремления выглядеть как можно лучше в глазах окружающих, чем есть на самом деле, возможно это связанно с внутренним миром испытуемых и личностными характеристиками.
Средний уровень мотивации одобрения – 35 – 65%, обнаруженный у десятерых испытуемых, что составляет основную часть «троечников», что
свидетельствует о сбалансированном отношении к мнению о самом себе со стороны окружающих.
Сопоставив данные о степени успешности «троечников» - исследуемых, в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школьники, которые имеют низкую мотивацию одобрения, имеют, очень низкую степень успеваемости по основным предметам. Со средним уровнем мотивации к одобрению – это школьники, которые имеют удовлетворительную успеваемость по учебной деятельности.
Рассмотрим, полученные результаты у «ударников», которые
представлены в таблице 3.1.2.
Таблица 3.1.2.
Методика определения мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна
«ударников»
«ударники» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
проценты |
65 |
55 |
70 |
75 |
80 |
70 |
80 |
50 |
40 |
60 |
45 |
65 |
50 |
60 |
60 |
Примечание: жирным шрифтом выделены высокие значения
0% - 30% - низкий уровень мотивации одобрения
35% - 65% средний уровень мотивации одобрения
70% - 100% высокий уровень мотивации одобрения
Согласно результатам, которые представлены в таблице 3.1.2, мы видим, что в результате проведенных исследований у «ударников» большая часть группы имеет средний уровень мотивации – 35% - 65%, что свидетельствует о сбалансированном отношении к мнению окружающих, казаться такими, какими являются на самом деле. Такое поведение дает возможность для самостоятельности в суждениях о себе.
Высокий уровень
мотивации среди «ударников»
имеют пятеро испытуемых – 70%, 75%, 80%,
70%, 80%, что говорит о предпочтении
соответствовать социально
Сопоставив данные о степени успешности «ударников» - исследуемых, в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школьники, которые
с высоким уровнем мотивации одобрения оказались в данном случае ближе к отличникам, т.к. по двум-трем учебным основным предметам, имеет отличные результаты. Со средним уровнем мотивации к одобрению – это школьники, которые имеют хорошую успеваемость по учебной деятельности.
Рассмотрим, полученные результаты у «отличников», которые представлены в таблице 3.1.3.
Таблица 3.1.3.
Методика определения мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна
«отличников»
«отличники» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
проценты |
50 |
55 |
35 |
35 |
70 |
80 |
65 |
50 |
95 |
95 |
70 |
70 |
85 |
80 |
70 |
Примечание: жирным шрифтом выделены высокие значения
0% - 30% - низкий уровень мотивации одобрения
35% - 65% средний уровень мотивации одобрения
70% - 100% высокий уровень мотивации одобрения
Исследуя данную
группу школьников, можно сделать
вывод, что большая часть группы
имеет высокий уровень
У шестерых «отличников» средний уровень мотивации к одобрению – 50%, 55%, 35%, 35%, 65%, 50%, что свидетельствует о сбалансированном отношении к мнению о самом себе со стороны окружающих.
На основе табличных данных, которые получены в ходе исследования, мы представим результаты мотивации одобрения «троечников», «ударников», «отличников» группы в виде диаграммы на рис. 3.1.1.
Рис. 3.1.1. Уровень мотивации одобрения у школьников-
старшеклассников «троечников», «ударников», «отличников» возрастной рамки 8, 9, 10 11 классов общеобразовательной школы №21
Ряд 1 – «троечники» Ряд 2 – «ударники» Ряд 3 – «отличники»
0% - 30% - низкий уровень мотивации одобрения
35% - 65% средний уровень мотивации одобрения
70% - 100% высокий уровень мотивации одобрения
Согласно представленным данным на Рис. 3.1.1. мы видим, что у «троечников» в основном средний уровень мотивации к одобрению – 35% -65%. У пятерых «троечников» - низкий уровень мотивации к одобрению – меньше 30%.
У «ударников» большая
часть испытуемых имеет средний
уровень мотивации – 35% -65%, пятеро
имеют высокий уровень
«Отличники» характеризуются большей части группы высоким уровнем мотивации – 70% - 100%. Со средним уровнем мотивации одобрения – 35% - 65% - 6 испытуемых.
Таким образом, у «троечников», «ударников» - средний уровень мотивации к одобрению. У «отличников» - большая часть группы с высоким уровнем мотивации к одобрению.
В группе «троечников» есть 5 испытуемые с низким уровнем мотивации к одобрению. В группе «ударников» 4 испытуемых с высоким уровнем мотивации. В группе «отличников» 6 с средним уровнем мотивации к одобрению.
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, мы использовали t-критерий Стьюдента.
Таблица 3.1.2.
Т-критерий Стьюдента по Методике определения мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна
«троечники» |
7,8 |
7,8 |
|
«ударники» |
12,3 |
12,3 | |
«отличники» |
13,4 |
13,4 | |
t-критерий Стьюдента |
4,5*** |
4,7*** |
0,9 |
Примечание: ** – p ≥ 0,01; ***- p ≥ 0,001.
Согласно таблице, между «троечниками» и «ударниками», «троечниками» и «отличниками», существуют статистические различия (** – p ≥ 0,01; ***- p ≥ 0,001). Средние значения «ударников» и «отличников» выше, чем у «троечников». Различия между «ударниками» и «отличниками» находятся в зоне не значимости, следовательно, различия между ними незначительные.
Информация о работе Изучение мотивации одобрения у школьников