Изучение мотивации одобрения у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенности мотивации одобрения у школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8,9,10,11 классы школы №21.
Исходя из цели, мы выделили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по вопросам мотивации школьников.
2. Изучить мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса № 21школы.
3. Описать мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса №21школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический анализ по вопросам мотивации старшеклассников ....6
1.1. Учебная мотивация и возрастные особенности старшеклассников .6
1.2. Процесс учения и его психологические особенности ………....…...12
1.3. Влияние мотивации одобрения.............................................................15
1.4. Методы изучения и развития мотивации старшеклассников ……..17
2. Изучение мотивации одобрения у школьников-старшеклассников,
возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса……………………………………....19
2.1. Описание выборки……………………………….……………….….19
2.2. Описание методов исследования………………………..………….19
2.3. Процедура исследования ..……….…………………………………20
3. Описание и интерпретация полученных результатов «троечников»,
«ударников», «отличников», возрастной рамки 8, 9, 10, 11, класса
общеобразовательной школы №21……………………………….……….21
Выводы …………………………………………...……………………………..26 Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….........29
Приложения……………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая Лиля.docx

— 70.83 Кб (Скачать)

Таким образом, методы изучения мотивации учителем, должны быть максимально приближены к естественным условиям реального обучения, а предлагаемые учителем экспериментальные задания - к обычным школьным задачам. Это нужно для того, чтобы достаточно надежно судить о характере именно учебной мотивации. Психологи давно описали факты несовпадения проявлений одной и той же психической функции в учебной и во вне учебной работе.

Изучение мотивации  учения каждого школьника надо проводить  для того, чтобы стремиться на основе имеющихся уровней сформировать новые виды и формы мотивации, необходимые для воспитания активной личности. Изучение мотивации не самоцель, а лишь основа для ее дальнейшего формирования.

 

 

 

 

 

 

 

II. Изучение мотивации одобрения у школьников -старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса

 

2.1. Описание выборки

Наше исследование проводилось  в 2012 году в общеобразовательной  школе № 21.

Было исследовано 3 выборки, из них:

15 человек – «троечники»;

15 человек - «ударники»;

15 человек - «отличники».

Всего 45 человек.

 

2.2. Описание методов  исследования

Методика определения  мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна позволяет получить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей. Чем выше полученное значение, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше потребность человека в одобрении других, связанная с. потребностью общения.

Ниже приводятся 20 суждений и 2 варианта ответа. Возле  каждого  суждения надо поставить крестик в одной колонке, соответствующей согласию или несогласию испытуемого  с этим утверждением (Приложение 1).

Шкала применяется при исследовании:

- мотивации одобрения (социальной  желательности); 

- для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах;

- при изучении предпочтительных  средовых и межличностных влияний. 
Одним из проявлений социальности человека является субъективная для него значимость мнений и оценок окружающих его людей. Стремление заслужить похвалу, одобрение становится одним из сильнейших мотивов деятельности. В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения - стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей – гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности.

Приводится ключ к методике, в котором указано что каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показатель мотивации одобрения получают суммированием всех баллов.

Ключ: 
«Да»:1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20 
«Нет»: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19 (15, с.636). 

 

2.3. Процедура исследования

Тестирование по методике определения мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна проводилось в индивидуальном порядке. Каждому испытуемому предлагался опросник с инструкцией: ««Внимательно прочитайте приведенные ниже суждения. Если вы считаете, что верно и соответствует особенностям Вашего поведения напишите «да», если же оно не верно, то «нет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Описание и интерпретация полученных результатов «троечников»,

    «ударников»,  «отличников», возрастной рамки  8, 9, 10, 11, класса 

    общеобразовательной  школы №21

На первом этапе исследования мы выявили с помощью методики определения мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

Обратимся к интерпретации  результатов «троечников», которые  представлены в таблице 3.1.1.

Таблица 3.1.1.

Методика определения  мотивации одобрения Д. Марлоу и  Д. Крауна

 «троечников»

«троечники»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

проценты

60

15

35

55

35

20

45

45

55

55

20

30

50

40

25


Примечание: жирным шрифтом выделены низкие и высокие  значения

0% - 30% - низкий уровень  мотивации одобрения

35% - 65% средний уровень  мотивации одобрения

70% - 100% высокий уровень  мотивации одобрения

 

Согласно результатам, которые  представлены в таблице 3.1.1, мы видим, что в результате проведенных исследований низкий уровень мотивации одобрения, выявлен у пятерых испытуемых «троечников»: 15%, 20%, 20%, 30%, 35%, что говорит об отсутствии стремления выглядеть как можно лучше в глазах окружающих, чем есть на самом деле, возможно это связанно с внутренним миром испытуемых и личностными характеристиками.

Средний уровень мотивации одобрения – 35 – 65%, обнаруженный у десятерых испытуемых, что составляет основную часть «троечников», что

свидетельствует о  сбалансированном отношении к мнению о самом себе со стороны окружающих.

Сопоставив данные о степени успешности «троечников» - исследуемых, в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школьники, которые имеют низкую мотивацию одобрения, имеют, очень низкую степень успеваемости по основным предметам. Со средним уровнем мотивации к одобрению – это школьники, которые имеют удовлетворительную успеваемость по учебной деятельности.

Рассмотрим, полученные результаты у «ударников», которые

представлены в таблице 3.1.2.

Таблица 3.1.2.

Методика определения  мотивации одобрения Д. Марлоу и  Д. Крауна

 «ударников»

«ударники»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

проценты

65

55

70

75

80

70

80

50

40

60

45

65

50

60

60


Примечание: жирным шрифтом выделены высокие значения

0% - 30% - низкий уровень  мотивации одобрения

35% - 65% средний уровень  мотивации одобрения

70% - 100% высокий уровень  мотивации одобрения

 

Согласно результатам, которые  представлены в таблице 3.1.2, мы видим, что в результате проведенных исследований у «ударников» большая часть группы имеет средний уровень мотивации – 35% - 65%, что свидетельствует о сбалансированном отношении к мнению окружающих, казаться такими, какими являются на самом деле. Такое поведение дает возможность для самостоятельности в суждениях о себе.

Высокий уровень  мотивации среди «ударников»  имеют пятеро испытуемых – 70%, 75%, 80%, 70%, 80%, что говорит о предпочтении соответствовать социально желательным  формам поведения и о стремлении выглядеть как можно лучше  в глазах окружающих.

Сопоставив данные о степени успешности «ударников» - исследуемых, в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школьники, которые

с высоким уровнем  мотивации одобрения оказались  в данном случае ближе к отличникам, т.к. по двум-трем учебным основным предметам, имеет отличные результаты. Со средним  уровнем мотивации к одобрению  – это школьники, которые имеют  хорошую успеваемость по учебной  деятельности.

Рассмотрим, полученные результаты у «отличников», которые  представлены в таблице 3.1.3.

 

 

Таблица 3.1.3.

Методика определения  мотивации одобрения Д. Марлоу и  Д. Крауна

«отличников»

«отличники»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

проценты

50

55

35

35

70

80

65

50

95

95

70

70

85

80

70


Примечание: жирным шрифтом выделены высокие значения

0% - 30% - низкий уровень  мотивации одобрения

35% - 65% средний уровень  мотивации одобрения

70% - 100% высокий уровень  мотивации одобрения

 

Исследуя данную группу школьников, можно сделать  вывод, что  большая часть группы имеет высокий уровень мотивации, – 70%, 80%, 95%, 95%, 70%, 70%, 85%, 80%, 70%, что говорит  об их стремлении выглядеть как можно  лучше в глазах окружающих, и о  предпочтении соответствовать социально  желательным формам поведения. Возможно, это связано, с тем, данные «отличники»  уже думают о дальнейшей их судьбе, об отличной характеристики, при выпуске, для поступления в тот или иной ВУЗ.

У шестерых «отличников» средний уровень мотивации к одобрению – 50%, 55%, 35%, 35%, 65%, 50%, что свидетельствует о сбалансированном отношении к мнению о самом себе со стороны окружающих.

На основе табличных данных, которые получены в ходе исследования, мы представим результаты мотивации одобрения «троечников», «ударников», «отличников» группы в виде диаграммы на рис. 3.1.1.

Рис. 3.1.1. Уровень мотивации одобрения  у школьников-

старшеклассников  «троечников», «ударников», «отличников» возрастной рамки 8, 9, 10 11 классов общеобразовательной  школы №21

 

Ряд 1 – «троечники»      Ряд 2 – «ударники»      Ряд 3 – «отличники» 

0% - 30% - низкий уровень  мотивации одобрения

35% - 65% средний уровень  мотивации одобрения

70% - 100% высокий уровень  мотивации одобрения

 

 Согласно представленным  данным на Рис. 3.1.1. мы видим,  что у «троечников» в основном  средний уровень мотивации к  одобрению – 35% -65%. У пятерых «троечников» - низкий уровень мотивации к одобрению – меньше 30%.

У «ударников» большая  часть испытуемых имеет средний  уровень мотивации – 35% -65%, пятеро имеют высокий уровень мотивации  к одобрению, этому свидетельствуют  данные, представленные  на рис. 3.1.1.

«Отличники» характеризуются  большей части группы высоким  уровнем мотивации – 70% - 100%. Со средним  уровнем мотивации одобрения  – 35% - 65% - 6 испытуемых.

Таким образом, у  «троечников», «ударников» - средний  уровень мотивации к одобрению. У «отличников» - большая часть  группы с высоким уровнем мотивации  к одобрению.

В группе «троечников» есть 5 испытуемые с низким уровнем мотивации к одобрению. В группе «ударников» 4 испытуемых с высоким уровнем мотивации. В группе «отличников» 6 с средним уровнем мотивации к одобрению.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих  к двум совокупностям данных, и  для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически  достоверно друг от друга, мы использовали t-критерий Стьюдента.

 

 

 

Таблица 3.1.2.

Т-критерий Стьюдента по Методике определения мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна

 «троечники»

7,8

7,8

 

«ударники»

12,3

 

12,3

«отличники»

 

13,4

13,4

t-критерий

Стьюдента

4,5***

4,7***

0,9


Примечание: ** – p  ≥ 0,01; ***- p ≥ 0,001.

 

Согласно таблице, между  «троечниками» и «ударниками», «троечниками» и «отличниками», существуют статистические различия (** – p  ≥ 0,01; ***- p ≥ 0,001). Средние значения «ударников» и «отличников» выше, чем у «троечников». Различия между «ударниками» и «отличниками» находятся в зоне не значимости, следовательно, различия между ними незначительные.

Информация о работе Изучение мотивации одобрения у школьников