Изучение мотивации одобрения у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенности мотивации одобрения у школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8,9,10,11 классы школы №21.
Исходя из цели, мы выделили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по вопросам мотивации школьников.
2. Изучить мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса № 21школы.
3. Описать мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса №21школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический анализ по вопросам мотивации старшеклассников ....6
1.1. Учебная мотивация и возрастные особенности старшеклассников .6
1.2. Процесс учения и его психологические особенности ………....…...12
1.3. Влияние мотивации одобрения.............................................................15
1.4. Методы изучения и развития мотивации старшеклассников ……..17
2. Изучение мотивации одобрения у школьников-старшеклассников,
возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса……………………………………....19
2.1. Описание выборки……………………………….……………….….19
2.2. Описание методов исследования………………………..………….19
2.3. Процедура исследования ..……….…………………………………20
3. Описание и интерпретация полученных результатов «троечников»,
«ударников», «отличников», возрастной рамки 8, 9, 10, 11, класса
общеобразовательной школы №21……………………………….……….21
Выводы …………………………………………...……………………………..26 Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….........29
Приложения……………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая Лиля.docx

— 70.83 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Мотивацию  можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение  человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Ведущей   деятельностью   старшеклассников   является учебно-профессиональная деятельность.

Значимым  условием развития учебной мотивации  современного старшеклассника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

У старшеклассников происходит формирование половой взрослой

принадлежности. Они пытаются обратить внимание на собственную

непохожесть и уникальность и пытаются это  подчеркнуть возможными

средствами.

Целостная учебная  деятельность обязательно включает в себя все эти компоненты - учебную  задачу, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки.

Учение - это сложная  деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом  виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и  своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы.

Для старшеклассника характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных  планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. У них формируется собственное  нравственное мировоззрение, моральное  «Я», которое предполагает наличие  устойчивой системы убеждений, не зависимых  от внешних условий и давлений окружающих.

Для старшеклассника  важнейшим условием развития личности является взаимоотношение в школьной среде.

Человек как существо социальное не может  полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его социальности. Быть

уважаемым человеком, слышать слова одобрения - эти жизненные ценности

важны, для любого. Без одобрения или недовольства со стороны

окружающих  крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, а  наоборот, рассчитываем на поддержку  окружающих. Благодаря одобрению, как  основному виду такой поддержки, у человека формируется социально  желательное поведение и интерес  к учебной деятельности.

У «троечников», «ударников»  выявлен средний уровень мотивации  одобрения. У «отличников» - большая  часть группы с высоким уровнем  мотивации к одобрению.

В группе «троечников» есть пять испытуемых с низким уровнем  мотивации к одобрению. В группе «ударников» четверо испытуемых с высоким уровнем мотивации. В группе «отличников» шесть с средним уровнем мотивации к одобрению.

Между «троечниками» и «ударниками», «троечниками» и «отличниками», существуют статистические различия. Средние значения «ударников» и «отличников» выше, чем у «троечников». Различия между «ударниками» и «отличниками» находятся в зоне не значимости, следовательно, различия между ними незначительные.

 

Заключение

Мотивацию  можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение  человека, его начало, направленность и активность.

Значимым  условием развития учебной мотивации  современного старшеклассника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. Для старшеклассника важнейшим условием развития личности является взаимоотношение в школьной среде.

Для старшеклассника  характерно стремление к социальному  сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными  ориентациями личности. У них формируется  собственное нравственное мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий  и давлений окружающих.

Исследовали три группы, в которых выясняли,  существует ли взаимосвязь между школьниками-старшеклассниками  «троечниками», «ударниками», «отличниками», возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса на мотивацию  одобрения в общеобразовательной  школы №21. На основе полученных данных сделали вывод, что гипотеза подтвердилась. Различия между «троечниками» и «ударниками», «троечниками» и «отличниками» находятся в зоне значимости.  Различия между «ударниками» и «отличниками» находятся в зоне не значимости. Мы интерпретировали результаты на основе средних значений, что свидетельствует о тенденциях в различиях в трех исследуемых группах.

В дальнейшем, мы планируем  изучить более подробно и детально с применением дополнительных валидных методик изучить другие мотивации  старшеклассников в общеобразовательной  школы №21.

 

Список литературы

 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2001. - 674с.

 2. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности

     старшеклассников. - СПб.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2009. - 210с.

 3. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.:

     Знание. 2009. - 336с.

 4. Бороздина Г.В. Практическое пособие школьного психолога. - М.: Наука,

    2003. - 432с.

 5. Буланова М.В. Педагогика и психология высшей школы:

     учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544с.

 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

     - 480с.

 7. Зворыкин А.А. Прикладная психология. - М.: Наук,. 2004. - 222 с.

 8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.:  Питер, 2007. - 389с.

 9. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. –

      486с.

10. Кон И.С. Психология старшеклассника. - Москва: Просвещение, 2008. –

      354с.

11. Крысько  В.Г. Социальная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,

      2003. – 448с.

12. Логинов И.Н. Педагогическая психология в схемах и комментариях:

      Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 221 с.

13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2003.

      - 386с.

14. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

      - 583с.

15. Марищук В.Л Практическая психодиагностика. Методики и тесты.

      Учебное пособие.  – Самара, 2008. – 728с.

16. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2009. - 478 с.

17. Махорт Н. Мотивации в трудовой деятельности. Управление персоналом.

     СПб.: МОДЭКС, 2002. – 269с.

18. Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002 – 361с.

19. Немов P.С. Психология. Т.1. - М.: Владос, 2004. - 576с.

20. Никифорова Г.С. Современная школа. - СПб.: Питер. 2005. - 488 с.

21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – СПб.: Феликс, 2008. – 359с.

22. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.:

      Просвещение, 200. - 289с.

23. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива.. - М.: Педагогика.

      2003. - 31 с.

24. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.  М.:

     Высшая школа, 2004. - 246 с.

25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М:  ВЛАДОС,

      2004. - 384с.

26. Родионов В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе.

      - Ярославль: Академия развития, 2001. - 221с.

27. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - М.: Современное

       слово, 2001. - 386с.

28. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.

      М.: Наука, 2005. - 148с.

29. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности

      старшеклассника. - М.: 2009. - 152 с.

30. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития.-  М.: 2007. - 173с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика определения мотивации одобрения

Д. Марлоу и Д. Крауна

Мотивация — побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность. В данном тесте  исследуется мотивация к одобрению. 
0-6 баллов — Низкая мотивация к одобрению. 
Имеет достаточно низкий уровень потребности в одобрении со стороны других людей. Независимость от окружающих может показаться игнорированием их мнения о себе. Не свойственна категоричность суждений в свой адрес. Не старается выглядеть в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле и тем самым может ставить себя вне социальных связей и социального одобрения. 
7-13 баллов — Средняя мотивация к одобрению. 
Имеет средний уровень потребности в одобрении со стороны окружающих людей. Особенности поведения свидетельствуют о желании выглядеть в глазах окружающих вполне адекватно (т.е. казаться таким, каким является на самом деле), что вполне нормально, т.к. свойственно большинству людей. Такое поведение дает возможность для самостоятельности в суждениях о себе. Не стоит рекомендовать часто обращать внимание на мнение о себе других людей, если оно расходится с собственными представлениями. Но если рекомендовать задумываться хотя бы над одним мнением из пяти несовпадающих с собственным — успех обеспечен. 
14-20 баллов — Высокая мотивация к одобрению. 
Одно из двух! Или не искренен с экспериментатором или неискренен с самим собой. Пытается быть кем-то выдуманным. Необходимо рекомендовать больше раскованности, доверия к окружающим и к их мнению о себе. А пока свойственна категоричность суждений о себе. Довольно часто сталкивается с мнением о своем поведении, не совпадающим с собственным. Себя знает хорошо, но если сможет задуматься о себе, то увидит, что для него существуют перспективы большого понимания и себя и людей. Надо помнить: адекватное восприятие себя — есть залог адекватного восприятия окружающих.

Итоговый показатель может располагаться  в диапазоне от 0 до 20. Этот показатель характеризует мотивационную структуру  субъекта и, в частности, степень  его зависимости от благоприятных  оценок со стороны других людей, его  ранимость и чувствительность к  средовым и межличностным влияниям. Иными словами, шкала позволяет  получить косвенную меру потребности  человека в одобрении со стороны  других людей. Чем выше полученное значение, тем выше мотивация одобрения  и тем, следовательно, выше потребность  человека в одобрении других, связанная  с. потребностью общения.

Каждый ответ, совпадающий с  ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показатель мотивации одобрения  получают суммированием всех баллов. 
Ключ: 
— «Да»: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20 
— «Нет»: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19

Инструкция: «Внимательно прочитайте приведенные ниже суждения. Если вы считаете, что верно и соответствует особенностям Вашего поведения напишите «да», если же оно не верно, то «нет».

 

Суждения

Да 

Нет

Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет

   

Дома я веду себя за столом так  же, как и в столовой

   

Я никогда ни к кому не испытывал  антипатии

   

Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах

   

Иногда я люблю позлословить об отсутствующих

   

Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был

   

Был случай, когда я придумал «вескую» причину чтобы оправдаться

   

Случалось, я пользовался оплошностью  человека

   

Я всегда охотно признаю свои ошибки

   

Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему  тем же

   

Были случаи, когда я настаивал  на том, чтобы делали по-моему

   

У меня не возникает внутреннего  протеста, когда меня просят оказать  услугу

   

У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное  моему мнению

   

Перед длительной поездкой я всегда тщательно подумаю, что с собой  взять

   

Были случаи, когда я завидовал  удаче других

   

Иногда меня раздражают люди, которые  обращаются ко мне с просьбой

   

Когда у людей неприятности, я  иногда думаю, что они получили по заслугам

   

Я никогда с улыбкой не говорил  неприятных вещей

   

Информация о работе Изучение мотивации одобрения у школьников