Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенности мотивации одобрения у школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8,9,10,11 классы школы №21.
Исходя из цели, мы выделили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по вопросам мотивации школьников.
2. Изучить мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса № 21школы.
3. Описать мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса №21школы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический анализ по вопросам мотивации старшеклассников ....6
1.1. Учебная мотивация и возрастные особенности старшеклассников .6
1.2. Процесс учения и его психологические особенности ………....…...12
1.3. Влияние мотивации одобрения.............................................................15
1.4. Методы изучения и развития мотивации старшеклассников ……..17
2. Изучение мотивации одобрения у школьников-старшеклассников,
возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса……………………………………....19
2.1. Описание выборки……………………………….……………….….19
2.2. Описание методов исследования………………………..………….19
2.3. Процедура исследования ..……….…………………………………20
3. Описание и интерпретация полученных результатов «троечников»,
«ударников», «отличников», возрастной рамки 8, 9, 10, 11, класса
общеобразовательной школы №21……………………………….……….21
Выводы …………………………………………...……………………………..26 Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….........29
Приложения……………………………………………………………………..31
Выводы
Целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все эти компоненты - учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки.
Учение - это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы.
Для старшеклассника характерно
стремление к социальному сближению,
поиск смысла жизни, построение жизненных
планов, которые определяются объективными
условиями и ценностными
У «троечников», «ударников»
выявлен средний уровень
В группе «троечников» есть пять испытуемых с низким уровнем мотивации к одобрению. В группе «ударников» четверо испытуемых с высоким уровнем мотивации. В группе «отличников» шесть с средним уровнем мотивации к одобрению.
Между «троечниками» и «ударниками», «троечниками» и «отличниками», существуют статистические различия. Средние значения «ударников» и «отличников» выше, чем у «троечников». Различия между «ударниками» и «отличниками» находятся в зоне не значимости, следовательно, различия между ними незначительные.
Заключение
Исследовали три группы,
в которых выясняли, существует
ли взаимосвязь между школьниками-
В дальнейшем, мы планируем изучить более подробно и детально с применением дополнительных валидных методик изучить другие мотивации старшеклассников в общеобразовательной школы №21.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2001. - 674с.
2. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности
старшеклассников. - СПб.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2009. - 210с.
3. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.:
Знание. 2009. - 336с.
4. Бороздина Г.В. Практическое пособие школьного психолога. - М.: Наука,
2003. - 432с.
5. Буланова М.В. Педагогика и психология высшей школы:
учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- 480с.
7. Зворыкин А.А. Прикладная психология. - М.: Наук,. 2004. - 222 с.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2007. - 389с.
9. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. –
486с.
10. Кон И.С. Психология старшеклассника. - Москва: Просвещение, 2008. –
354с.
11. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2003. – 448с.
12. Логинов И.Н. Педагогическая психология в схемах и комментариях:
Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 221 с.
13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2003.
- 386с.
14. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.
- 583с.
15. Марищук В.Л Практическая психодиагностика. Методики и тесты.
Учебное пособие. – Самара, 2008. – 728с.
16. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2009. - 478 с.
17. Махорт Н. Мотивации в трудовой деятельности. Управление персоналом.
СПб.: МОДЭКС, 2002. – 269с.
18. Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002 – 361с.
19. Немов P.С. Психология. Т.1. - М.: Владос, 2004. - 576с.
20. Никифорова Г.С. Современная школа. - СПб.: Питер. 2005. - 488 с.
22. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.:
Просвещение, 200. - 289с.
23. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива.. - М.: Педагогика.
2003. - 31 с.
24. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.:
Высшая школа, 2004. - 246 с.
25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М: ВЛАДОС,
2004. - 384с.
26. Родионов В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе.
- Ярославль: Академия развития, 2001. - 221с.
27. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - М.: Современное
слово, 2001. - 386с.
28. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.
М.: Наука, 2005. - 148с.
29. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности
старшеклассника. - М.: 2009. - 152 с.
30. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития.- М.: 2007. - 173с.
Приложение 1
Методика определения мотивации одобрения
Д. Марлоу и Д. Крауна
Мотивация — побуждения, вызывающие
активность личности и определяющие
ее направленность. В данном тесте
исследуется мотивация к
0-6 баллов — Низкая мотивация
к одобрению.
Имеет достаточно низкий уровень потребности
в одобрении со стороны других людей. Независимость
от окружающих может показаться игнорированием
их мнения о себе. Не свойственна категоричность
суждений в свой адрес. Не старается выглядеть
в глазах окружающих лучше, чем есть на
самом деле и тем самым может ставить себя
вне социальных связей и социального одобрения.
7-13 баллов — Средняя мотивация
к одобрению.
Имеет средний уровень потребности в одобрении
со стороны окружающих людей. Особенности
поведения свидетельствуют о желании
выглядеть в глазах окружающих вполне
адекватно (т.е. казаться таким, каким является
на самом деле), что вполне нормально, т.к.
свойственно большинству людей. Такое
поведение дает возможность для самостоятельности
в суждениях о себе. Не стоит рекомендовать
часто обращать внимание на мнение о себе
других людей, если оно расходится с собственными
представлениями. Но если рекомендовать
задумываться хотя бы над одним мнением
из пяти несовпадающих с собственным —
успех обеспечен.
14-20 баллов — Высокая мотивация
к одобрению.
Одно из двух! Или не искренен с экспериментатором
или неискренен с самим собой. Пытается
быть кем-то выдуманным. Необходимо рекомендовать
больше раскованности, доверия к окружающим
и к их мнению о себе. А пока свойственна
категоричность суждений о себе. Довольно
часто сталкивается с мнением о своем
поведении, не совпадающим с собственным.
Себя знает хорошо, но если сможет задуматься
о себе, то увидит, что для него существуют
перспективы большого понимания и себя
и людей. Надо помнить: адекватное восприятие
себя — есть залог адекватного восприятия
окружающих.
Итоговый показатель может располагаться
в диапазоне от 0 до 20. Этот показатель
характеризует мотивационную
Каждый ответ, совпадающий с
ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый
показатель мотивации одобрения
получают суммированием всех баллов.
Ключ:
— «Да»: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20
— «Нет»: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19
Инструкция: «Внимательно прочитайте приведенные ниже суждения. Если вы считаете, что верно и соответствует особенностям Вашего поведения напишите «да», если же оно не верно, то «нет».
Суждения |
Да |
Нет |
Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет |
||
Дома я веду себя за столом так же, как и в столовой |
||
Я никогда ни к кому не испытывал антипатии |
||
Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах |
||
Иногда я люблю позлословить об отсутствующих |
||
Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был |
||
Был случай, когда я придумал «вескую» причину чтобы оправдаться |
||
Случалось, я пользовался оплошностью человека |
||
Я всегда охотно признаю свои ошибки |
||
Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же |
||
Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему |
||
У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу |
||
У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему мнению |
||
Перед длительной поездкой я всегда тщательно подумаю, что с собой взять |
||
Были случаи, когда я завидовал удаче других |
||
Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой |
||
Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам |
||
Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей |
Информация о работе Изучение мотивации одобрения у школьников