Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенности мотивации одобрения у школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8,9,10,11 классы школы №21.
Исходя из цели, мы выделили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по вопросам мотивации школьников.
2. Изучить мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса № 21школы.
3. Описать мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса №21школы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический анализ по вопросам мотивации старшеклассников ....6
1.1. Учебная мотивация и возрастные особенности старшеклассников .6
1.2. Процесс учения и его психологические особенности ………....…...12
1.3. Влияние мотивации одобрения.............................................................15
1.4. Методы изучения и развития мотивации старшеклассников ……..17
2. Изучение мотивации одобрения у школьников-старшеклассников,
возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса……………………………………....19
2.1. Описание выборки……………………………….……………….….19
2.2. Описание методов исследования………………………..………….19
2.3. Процедура исследования ..……….…………………………………20
3. Описание и интерпретация полученных результатов «троечников»,
«ударников», «отличников», возрастной рамки 8, 9, 10, 11, класса
общеобразовательной школы №21……………………………….……….21
Выводы …………………………………………...……………………………..26 Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….........29
Приложения……………………………………………………………………..31
1.2. Процесс учения и его психологические особенности
Учение целесообразно рассматривать как активную деятельность школьников по усвоению знаний, способов их самостоятельного
приобретения.
Полноценное учение невозможно, далее, без активных учебных
действий - способов, приемов учебной работы (например, сравнить разные стороны изучаемого предмета, выделить в них отдельные признаки, перестроить их и преобразовать, построить схемы, модели).
Осуществление активного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т.е. выполнения действий самоконтроля и самооценки (2, С.106).
Сформированность приемов и способов учебной работы есть главный показатель зрелости учебной деятельности. Учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий при овладении научными понятиями (30, с.73). Именно овладение новыми способами работы обогащает, перестраивает ученика, приводит к появлению новых особенностей его умственного развития, новых качеств его личности.
Осуществление самоконтроля и самооценки школьников необходимо для успешного выполнения учебных действий. В психологии различают три вида самоконтроля (4, с.265):
- итоговый - по результату работы. Например, ученик выполнил работу и сравнил ее результат с образцом (ответ в учебнике, образец на доске и т.д.);
- пошаговый - по ходу работы. Например, ученик выполняет работу и в ее процессе может (сам или на вопрос учителя) сказать, что он сейчас делает, каким способом решает задачи. Этот способ является более зрелым, так как позволяет ученику скорректировать работу, преодолеть ошибки до
завершения работы;
- прогнозирующий, - до начала работы. Он состоит в том, что ученик (сам или по просьбе учителя) может определить, из каких этапов будет состоять его работа, что будет первым, вторым, третьим этапом и т.д. Этот вид самоконтроля является самым сложным видом регуляции своей учебной работы, он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом.
Если самоконтроль - это выделение школьником этапов работы и их
последовательности, то самооценка - это оценка учеником меры освоения
(трудности, легкости) для него этих этапов (4, с.267). Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной) по сравнению с реальными возможностями ученика. Усвоение школьником усложняющихся форм самоконтроля и самооценки является психологической основой преемственности самостоятельной работы учащихся от начальной к средней школе.
В ходе активной деятельности ученик превращается в субъект учения, а это означает, что у него складываются новые особенности психического (умственного, нравственного) развития; их психологи называют психическими новообразованиями.
Учение - это не только и не столько техника учебной работы, но - главное - воспитание личности каждого конкретного ребенка, решающего свои задачи, вытекающие из его индивидуально неповторимого опыта школьной и внешкольной жизни. В ходе учебного процесса учитель не только учит, но и воспитывает, формирует развивающуюся в ходе учения личность (3, с.198). Если по каким-то причинам этого нет, то учение из сложного воспитывающего процесса может превратиться в «натаскивание» на некоторый набор приемов и навыков учебной работы, никак не затрагивающее внутренней сущности человека. Значит, учение - это активная целостная деятельность самого ученика в единстве ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки) и происходящие у ребенка изменения в психическом развитии, в характеристиках его личности (9, с.303).
Необходимо также иметь в виду, что учебная деятельность школьника всегда является совместной (с учителем, с учениками). Учебная деятельность всегда пронизана социальными взаимодействиями, общением ученика с
Другими людьми.
Таким образом, целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все эти компоненты - учебную задачу, учебные действия, действия
самоконтроля и самооценки.
Учение - это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы.
1.3 Влияние мотивации одобрения
Взаимоотношение, процесс коммуникации, - широкое и емкое понятие. Это осознанное и неосознанное, вербальная и невербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда (11, с.87). Взаимоотношение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое взаимоотношение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса (25, с.259). Взаимодействия должны происходить так, чтобы вся учебно-воспитательная работа в классе строилась по принципу индивидуального подхода со стороны преподавателя. Вся индивидуальная работа должна основываться, несмотря на удачу и неудачу, на самостоятельной работе школьника и одобрении преподавателя. Например, что-то не получилось, но школьник старался и поэтому должен получить поддержку не только со стороны преподавателя, но и класса. Одобрение в учебно-воспитательном процессе имеет сильную мотивационную сторону для младшего школьника, несмотря на возможность удачи и неудачи (27, с.120).
Для старшеклассника характерно стремление к социальному сближению,
объективными условиями и ценностными ориентациями личности.
Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на положительные
жизненные условия и материальную обеспеченность (29, с.101).
1.4 Методы изучения и развития мотивации старшеклассников
Общий путь изучения учителем мотивации учения школьников заключается в следующем.
Анализ состояния учебной деятельности школьников включает (22, с.159):
- оценку учителем
объективного состояния
- анализ успеваемости школьников, их поведения, посещаемости;
- учет учителем
субъективной оценки учениками
своего учебного труда: мнение
самих учеников о том, что
им наиболее трудно в учебной
работе, о том, сколько времени
они тратят на уроки, и т.д.
Все эти данные об учебной
деятельности явятся
Анализ собственно мотивации учения может включать (22, с.162):
- выявление учителем
объективных проявлений разных
видов отношения школьников к
учению в ходе длительного
наблюдения на уроках и вне
их, в ходе специально
Главный путь здесь
- сопоставление реальных поступков
учащихся в ходе повседневной школьной
жизни и в условиях многократно
повторяющихся
Виды побуждений - мотивы, цели, эмоции.
Их проявления в учебном процессе.
Условия, способствующие их выявлению.
Методы выявления - наблюдение, экспериментальные ситуации.
- установление учителем
субъективных оценок
часа классного руководителя, на ученических собраниях.
В дальнейшем проводится сопоставление всех этих данных с суждениями других учителей, мнением родителей, составление педагогических характеристик, выводы о возможности дальнейшего развития мотивационной сферы каждого ученика (27, с.131).
Состояние мотивационной
сферы очень подвижно, каждый ребенок
имеет резервы развития мотивации.
Поэтому оценка состояния мотивации
у каждого ученика должна предполагать
возможность ее развития. Цель изучения
мотивации именно в том и состоит,
чтобы определить перспективы развития
мотивации у каждого
Информация о работе Изучение мотивации одобрения у школьников