Изучение мотивации одобрения у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенности мотивации одобрения у школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8,9,10,11 классы школы №21.
Исходя из цели, мы выделили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по вопросам мотивации школьников.
2. Изучить мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса № 21школы.
3. Описать мотивацию одобрения «троечников», «ударников», «отличников» школьников-старшеклассников, возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса №21школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический анализ по вопросам мотивации старшеклассников ....6
1.1. Учебная мотивация и возрастные особенности старшеклассников .6
1.2. Процесс учения и его психологические особенности ………....…...12
1.3. Влияние мотивации одобрения.............................................................15
1.4. Методы изучения и развития мотивации старшеклассников ……..17
2. Изучение мотивации одобрения у школьников-старшеклассников,
возрастной рамки 8, 9, 10, 11 класса……………………………………....19
2.1. Описание выборки……………………………….……………….….19
2.2. Описание методов исследования………………………..………….19
2.3. Процедура исследования ..……….…………………………………20
3. Описание и интерпретация полученных результатов «троечников»,
«ударников», «отличников», возрастной рамки 8, 9, 10, 11, класса
общеобразовательной школы №21……………………………….……….21
Выводы …………………………………………...……………………………..26 Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….........29
Приложения……………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая Лиля.docx

— 70.83 Кб (Скачать)

Выделяют две основные разновидности мотивов учебной  деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и  социальные мотивы, направленные на другого  человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотивов  учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях (13, с.153).

В развитии учебной мотивации  современного старшеклассника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:

- включенность учеников  в совместную учебную деятельность  в классе;

- построение отношений  «учитель-ученик» не по типу  вторжения, а на основе совета;

- занимательность, необычное  изложение учебного материала;

- использование познавательных  игр, дискуссий и споров;

- анализ жизненных ситуаций;

- развитие самостоятельности  и самоконтроля ученика.

Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в

структурировании будущего (4, с.269).

Таким образом, мотивацию  можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало,

направленность и активность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Ведущей   деятельностью   старшеклассников   является учебно-профессиональная деятельность.

У старшеклассников происходит существенное изменение самосознания - повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира.

В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Большинство старшеклассников стоят  перед выбором профессии, определенных жизненных ориентиров.

Познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться  на готовность старшеклассника включаться в учебную деятельность. На уроке учебная деятельность должна иметь полную психологическую структуру, то есть включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку.

Значимым условием развития учебной мотивации современного старшеклассника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

 

1.2. Процесс учения и его психологические особенности

Учение целесообразно  рассматривать как активную деятельность школьников по усвоению знаний, способов их самостоятельного

приобретения.

Полноценное учение невозможно, далее, без активных учебных

действий - способов, приемов учебной работы (например, сравнить разные стороны изучаемого предмета, выделить в них отдельные  признаки, перестроить их и преобразовать, построить схемы, модели).

Осуществление активного  учения требует также от ученика  умений проверить себя, оценить, т.е. выполнения действий самоконтроля и самооценки (2, С.106).

Сформированность  приемов и способов учебной работы есть главный показатель зрелости учебной  деятельности. Учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая  своим содержанием овладение  обобщенными способами действий при овладении научными понятиями (30, с.73). Именно овладение новыми способами работы обогащает, перестраивает ученика, приводит к появлению новых особенностей его умственного развития, новых качеств его личности.

Осуществление самоконтроля и самооценки школьников необходимо для успешного выполнения учебных  действий. В психологии различают  три вида самоконтроля (4, с.265):

- итоговый - по результату работы. Например, ученик выполнил работу и сравнил ее результат с образцом (ответ в учебнике, образец на доске и т.д.);

- пошаговый - по ходу работы. Например, ученик выполняет работу и в ее процессе может (сам или на вопрос учителя) сказать, что он сейчас делает, каким способом решает задачи. Этот способ  является более зрелым, так как позволяет ученику скорректировать работу, преодолеть ошибки до

завершения работы;

- прогнозирующий, - до начала работы. Он состоит в том, что ученик (сам или по просьбе учителя) может определить, из каких этапов будет состоять его работа, что будет первым, вторым, третьим этапом и т.д. Этот вид самоконтроля является самым сложным видом регуляции своей учебной работы, он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом.

Если самоконтроль - это выделение школьником этапов работы и их

последовательности, то самооценка - это оценка учеником меры освоения

(трудности, легкости) для него этих этапов (4, с.267). Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной) по сравнению с реальными возможностями ученика. Усвоение школьником усложняющихся форм самоконтроля и самооценки является психологической основой преемственности самостоятельной работы учащихся от начальной к средней школе.

В ходе активной деятельности ученик превращается в субъект учения, а это означает, что у него складываются новые особенности психического (умственного, нравственного) развития; их психологи называют психическими новообразованиями.

Учение - это не только и не столько техника учебной  работы, но - главное - воспитание личности каждого конкретного ребенка, решающего  свои задачи, вытекающие из его индивидуально  неповторимого опыта школьной и  внешкольной жизни. В ходе учебного процесса учитель не только учит, но и воспитывает, формирует развивающуюся  в ходе учения личность (3, с.198). Если по каким-то причинам этого нет, то учение из сложного воспитывающего процесса может превратиться в «натаскивание» на некоторый набор приемов и навыков учебной работы, никак не затрагивающее внутренней сущности человека. Значит, учение - это активная целостная деятельность самого ученика в единстве ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки) и происходящие у ребенка изменения в психическом развитии, в характеристиках его личности (9, с.303).

Необходимо также  иметь в виду, что учебная деятельность школьника всегда является совместной (с учителем, с учениками). Учебная деятельность всегда пронизана социальными взаимодействиями, общением ученика с

Другими людьми.

Таким образом, целостная  учебная деятельность обязательно  включает в себя все эти компоненты - учебную задачу, учебные действия, действия

самоконтроля и  самооценки.

Учение - это сложная  деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом  виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и  своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы.

 

1.3 Влияние мотивации  одобрения

Взаимоотношение, процесс  коммуникации, - широкое и емкое  понятие. Это осознанное и неосознанное, вербальная и невербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается  повсюду и всегда (11, с.87). Взаимоотношение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое взаимоотношение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса (25, с.259). Взаимодействия должны происходить так, чтобы вся учебно-воспитательная работа в классе строилась по принципу индивидуального подхода со стороны преподавателя. Вся индивидуальная работа должна основываться, несмотря на удачу и неудачу, на самостоятельной работе школьника и одобрении преподавателя. Например, что-то не получилось, но школьник старался и поэтому должен получить поддержку не только со стороны преподавателя, но и класса. Одобрение в учебно-воспитательном процессе имеет сильную мотивационную сторону для младшего школьника, несмотря на возможность удачи и неудачи (27, с.120).

Для старшеклассника характерно стремление к социальному сближению,

поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются

объективными условиями  и ценностными ориентациями личности.

Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего  образования, интересной работы. Усиливается  установка на положительные

жизненные условия и материальную обеспеченность (29, с.101).

В школьный период отмечается общая направленность учащихся старших классов на свое будущее, и все настоящее выступает  для них в свете этой новой  направленности их личности. У них  формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное «Я», которое  предполагает наличие устойчивой системы  убеждений, не зависимых от внешних  условий и давлений окружающих.

Для старшеклассника  важнейшим условием развития личности является

взаимоотношение в школьной среде (27, с.114). Именно взаимоотношение (или общение) на данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении происходят основные новообразования (6, с.360).

Таким образом, для старшеклассника характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных  планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. У них формируется собственное  нравственное мировоззрение, моральное  «Я», которое предполагает наличие  устойчивой системы убеждений, не зависимых  от внешних условий и давлений окружающих.

Для старшеклассника  важнейшим условием развития личности является взаимоотношение в школьной среде.

Человек как существо социальное не может  полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его социальности. Быть

уважаемым человеком, слышать слова одобрения - эти жизненные ценности

важны, для любого. Без одобрения или недовольства со стороны

окружающих  крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем

мы или  нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас

наказывали, а наоборот, рассчитываем на поддержку  окружающих. Благодаря одобрению, как  основному виду такой поддержки, у человека

 формируется  социально желательное поведение  и интерес к учебной

 деятельности.

1.4 Методы  изучения и развития мотивации  старшеклассников

Общий путь изучения учителем мотивации учения школьников заключается в следующем.

Анализ состояния  учебной деятельности школьников включает (22, с.159):

- оценку учителем  объективного состояния учебной  деятельности и ее компонентов;

-  анализ успеваемости  школьников, их поведения, посещаемости;

- учет учителем  субъективной оценки учениками  своего учебного труда: мнение  самих учеников о том, что  им наиболее трудно в учебной  работе, о том, сколько времени  они тратят на уроки, и т.д.  Все эти данные об учебной  деятельности явятся необходимым  фоном для анализа мотивации. 

Анализ собственно мотивации учения может включать (22, с.162):

- выявление учителем  объективных проявлений разных  видов отношения школьников к  учению в ходе длительного  наблюдения на уроках и вне  их, в ходе специально организованных  экспериментальных ситуаций.

Главный путь здесь - сопоставление реальных поступков  учащихся в ходе повседневной школьной жизни и в условиях многократно  повторяющихся экспериментальных  ситуаций. Желательны ведение дневников  учителя, фиксация частоты и выраженности проявлений интереса. Эти дневники могут вестись по следующей форме (26, с.195):

Виды побуждений - мотивы, цели, эмоции.

Их проявления в  учебном процессе.

Условия, способствующие их выявлению.

Методы выявления - наблюдение, экспериментальные ситуации.

- установление учителем  субъективных оценок школьниками  своего отношения к учению, сбор  этого материала с помощью  анкет, индивидуальных бесед,  коллективного открытого обсуждения  в ходе урока,

часа классного  руководителя, на ученических собраниях.

В дальнейшем проводится сопоставление всех этих данных с  суждениями других учителей, мнением  родителей, составление педагогических характеристик, выводы о возможности  дальнейшего развития мотивационной  сферы каждого ученика (27, с.131).

Состояние мотивационной  сферы очень подвижно, каждый ребенок  имеет резервы развития мотивации. Поэтому оценка состояния мотивации  у каждого ученика должна предполагать возможность ее развития. Цель изучения мотивации именно в том и состоит, чтобы определить перспективы развития мотивации у каждого конкретного  школьника.

Информация о работе Изучение мотивации одобрения у школьников