Мотивация учебной деятельности школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Г Положительное отношение к учению, высокая общественная мотивация его – совершенно необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. Учение должно доставлять радость учащимся и удовлетворение от самого сознания, что они узнают новое, полезное, интересное. Радость познания рождает и потребность в знаниях.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики учились, проявляли интерес к учению. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться», «Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались п

Оглавление

Введение


Глава 1. теоретическое обоснование проблемы
1.1. мотивация учебной деятельности как
психолого-педагогическая категория………………………………….. 5
1.2. возрастные особенности сформированности мотивов учения школьников……………………………………………………………... 8
1.3. методы изучения мотивации учения у школьников…………………. 15
1.4. содержание, формы работы по формированию мотивов учения школьников…………………………………………………………….. 19


Заключение………………………………………………………………… 24

Литература……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

НЕИСПРАВЛЕННАЯ.doc

— 123.00 Кб (Скачать)


Департамент образования города Москвы

ГОУ Педагогический колледж № 5

Специальность 050503

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация учебной деятельности школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Выполнена студентом 4 курса

43 группы

Кульковым Сергеем Вячеславовичем

 

Научный руководитель:

Волкова Нина Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

2008

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Глава 1. теоретическое обоснование проблемы

1.1.           мотивация учебной деятельности как

психолого-педагогическая категория………………………………….. 5

1.2.           возрастные особенности сформированности мотивов учения школьников……………………………………………………………...  8

1.3.           методы изучения мотивации учения у школьников………………….  15

1.4.           содержание, формы работы по формированию мотивов учения школьников…………………………………………………………….. 19

 

 

Заключение………………………………………………………………… 24

 

Литература……………………………………………………….... 26

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

 

Я выбрал для своей работы тему «Мотивация учебной деятельности школьников», так как я считаю данную тему актуальной в наши дни.

              Учителя понимают, что хороший учитель не только блестяще владеет материалом. Он ещё, ко всему прочему, мастерски  умеет мотивировать, управлять и оценивать.

              Положительное отношение к учению, высокая общественная мотивация его – совершенно необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. Учение должно доставлять радость учащимся и удовлетворение от самого сознания, что они узнают новое, полезное, интересное. Радость познания рождает и потребность в знаниях.

              Каждый учитель хочет, чтобы его ученики учились, проявляли интерес к учению. В этом заинтересованы и родители учащихся.  Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться», «Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

              Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, не осознавая потребности к нему. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

              Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом отклик и опорную точку в его переживании.

              Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших

4

профессиональных заведениях. Поэтому проблема мотивации обучения  является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Отсюда и обилие работ в этом направлении (Л.И.Божович, 1969; Л.С.Выгодский, 1984; Н.Г.Морозова, 1967; Л.С.Славина, 1972; М.В.Матюхина, 1984; В.Э.Мильман, 1987; А.К.Маркова, 1984; Й.Лингарт, 1970;

Э.Стоунс, 1967; и др.)

Современному педагогу необходимо изучать мотивацию школьников, основные средства возбуждения внимания учащихся для формирования у них интереса к учению.

Предмет исследования – мотивация к учебной деятельности школьников.

Объект исследования – содержание работы по формированию положительной мотивации к учебной деятельности школьников.

Цель работы – изучить теоретические положения мотивации школьников, влияние положительной учебной мотивации на процесс обучения.

Задачи:

1.      ознакомится с теоретическими положениями мотивации и проанализировать методы изучения мотивации учения;

2.      изучить возрастные особенности сформированности мотивов учения у подростков;

3.      продумать содержание работы со школьниками по формированию положительных мотивов учения;

Методы исследования:

1.      теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2.      анкетирование;

3.      беседа;

4.      изучение продуктов деятельности;

5

5. естественный эксперимент;

6. рисунчатый тест;

7. наблюдение;

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы.

 

1.1       Мотивация учебной деятельности как психолого-педагогическая  как педагогическая категория.

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности.

Так, Л.И.Божович, её сотрудники и последователи долгое время изучают мотивы школьников [3, 43]. При анализе нравственности личности(понимая под нравственностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие социальные мотивы порождения самой учебной деятельности.

              Исследуя отношения школьников к учению, Л.И.Божович установила [4, 89], что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую  сущность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Л.И.Божович и её сотрудников имели большое значения для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем, перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является её положение о взаимосвязи мотивов с нравственностью личности и её отношением с окружающей действительностью, а также о структурности мотивации. Л.И.Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Они пришли к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов:

6

«При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его учиться» [3, 73].

Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения

Учеников к активной познавательной деятельности. Управляют мотивами совместно учителя и ученики. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, а с позиции ученика следует вести речь о мотивах учения. Мотивация   как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимают процесс побуждения., причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы, а их много, всегда взаимосвязаны, и в педагогическом процессе мы имеем дело не с одним действующим мотивом, а со многими.

Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям [23, 139]. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на:

- широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего, это стремление личности через учение утвердится в обществе, утвердить свой социальный статус;

- узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);

- мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия, утверждения совей роли и позиции в классе);

- широкие познавательные мотивы, которые проявляются как удовлетворения от самого процесса обучения и его результатов;

- учебно-познавательные мотивы ( ориентация на способы добывания знаний, усвоения конкретных учебных предметов);

7

- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний ).

              Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований указаний, понуканий или даже принуждений. Они, как правило, действуют, но их действия нередко встречают внутреннее сопротивление личности, а поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.

              Учение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы: чувство долга; боязнь наказания; привычка выполнять требования взрослых; познавательный интерес; честолюбие; стремлений утвердится в классе; желание порадовать родителей; желание получать «пятёрки»; желание получить награду.

              Они действуют сообща, но среди этих мотивов один будет главным, ведущим, остальные – сопутствующими. Учитель будет выделять главный мотив и действовать, опираясь прежде всего на него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1.2. возрастные особенности сформированности мотивов учения  у

  школьников.

 

              Правильное отношение к учению формируется у младших школьников далеко не сразу. Семилетние дети обычно положительно воспринимают перспективу школьного обучения. Можно даже говорить о наличии у детей своеобразной потребности в этом. Но указанная потребность отличается характерными особенностями. Это, точнее говоря ещё не потребность узнать новое, познать явления окружающей действительности, а потребность стать школьником, что не одно и то же. [5, 125].

              Потребность стать школьником сводится к желанию изменить своё положение маленького ребёнка, подняться на следующую ступень самостоятельности, занять положение «старшего» и «занятого» члена семьи.

А как же иначе: у ребёнка появилось своё место для занятий; когда он делает уроки, все уважительно ходят вокруг и стараются ему не мешать; утром он, как и папа, идёт на «работу». Хотя ребёнок и слышит от родителей, от учителя слова о сущности и значении школьного обучения и даже может повторять, что «учиться надо, чтобы приносить Родине пользу», но на первых порах до его сознания ещё не доходит глубокий смысл этих слов, он по-настоящему не понимает, зачем надо учиться. Если спросить первоклассника, вскоре после 1 сентября, что ему нравится в школе, он чаще всего ответит так: «Как учительница учила руку поднимать»; «Как мы завтракали»; «Как надо вставать, когда учительница входит» [20, 34].

              Но вот проходит некоторое время, и ученик обнаруживает, что учение – это не своеобразная игра, а труд, требующий усилий, напряжения, самоограничений [6, 88]. Приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. То и дело слышишь: «не вертись», «не мешай»,  «не разговаривай». Если ко всему этому ребёнок не привык, если он пользовался излишней

 

9

свободой дома, родители не требовали строго соблюдения режима, то у него часто наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению [7, 247].

              Вскоре после начала обучения важнейшим мотивом учения школьника постепенно становится стремление получить хорошую отметку, одобрение, похвалу учителя и родителей, желание не огорчать родных [19, 67]. На первых порах первоклассники ее понимают конкретного значения отметки, для них важен тот факт, что учитель как-то отнёсся к ним, как-то отреагировал на их работу. Неоднократно отмечались такие случаи, когда ученик с гордостью сообщает дома, что он получил «большую красивую отметку» (тройку), или когда один ученик с гордостью заявляет другому: «У меня две отметки, а у тебя только одна» (две тройки против одной пятерки).

Впрочем, поскольку отметка сопровождается комментарием учителя, правильное понимание её значения наступает довольно скоро.

              Итак, высокая отметка становится важнейшим мотивом учения. Хорошо ли это? Психологи [3, 55] провели интересный эксперимент: через некоторое время после проведения контрольных работ они задали младшим школьникам вопросы: « Какую отметку ТВ получил?»; «Какие допустил ошибки?»; «Как ты их исправил?». Оказалось, что свои отметки помнят все без исключения. Ошибки свои запомнили лишь пятая часть учеников, а то, как исправили, ещё меньше. Получается, что вначале ученики вообще не понимают значения отметки, а когда начинают понимать, отметка у них заслоняет всё. Отметка становится самоцелью учения [21, 89]. Поэтому сейчас в наших школах в первых классах внедрена система безометочного обучения при сохранении развёрнутой словесной оценки учителем достижения ученика.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности школьников