Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа
Г Положительное отношение к учению, высокая общественная мотивация его – совершенно необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. Учение должно доставлять радость учащимся и удовлетворение от самого сознания, что они узнают новое, полезное, интересное. Радость познания рождает и потребность в знаниях.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики учились, проявляли интерес к учению. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться», «Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались п
Введение
Глава 1. теоретическое обоснование проблемы
1.1. мотивация учебной деятельности как
психолого-педагогическая категория………………………………….. 5
1.2. возрастные особенности сформированности мотивов учения школьников……………………………………………………………... 8
1.3. методы изучения мотивации учения у школьников…………………. 15
1.4. содержание, формы работы по формированию мотивов учения школьников…………………………………………………………….. 19
Заключение………………………………………………………………… 24
Литература……………………………………………………….
Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности, без осознания её значения. У многих детей, пришедших в первый класс, сохраняется игровая мотивация деятельности. А
10
в произношении звуков, написании элементов букв ещё много от игры. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у первоклассников интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению новых знаний [18, 156]. Ученик начинает понимать, что учение даёт возможность узнать много интересного и полезного. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям, осознанным чувством долга. Динамику мотивов учения младшего школьника можно схематично проиллюстрировать следующими последовательными его ответами на вопрос о том, зачем надо учиться: «Потому, что на уроках
интересно руку поднимать»; «Чтобы не огорчать маму»; «Чтобы пятёрки получать»; «Чтобы узнать много интересного»; «Чтобы, когда вырос, приносить пользу людям».
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживаниями школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя. Который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд [8,365]. Младшие школьники, особенно первоклассники и второклассники, испытывают, например, чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель, желая поощрить их и стимулировать у них желание работать лучше, говорит: «Вы работаете теперь не как маленькие дети, а как настоящие ученики!»; «Ты уже пишешь гораздо лучше: сравни, как ты написал сегодня, и как ты писал неделю назад. Молодец! Ещё немного усилий. И ты будешь писать так, как надо!». Для формирования положительного отношения к учению очень важно закреплять эту радость от успеха.
11
Эффективность обучения и воспитания младших школьников связана, в частности, с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Никаких сомнений у детей
По поводу действий учителя не возникает. Никаких объяснений, мотивировки от учителя в оправдание его слов и действий первоклассники и второклассники, как правило не требуют и не ждут. Учитель должен, тем не менее, разъяснять, почему надо действовать так, а не иначе, почему один поступок хорош, а другой – плох.
Огромную роль для формирования положительных мотивов учения у детей младшего школьного возраста играет сама личность учителя, его бережное, тактичное, доброжелательное отношение к детям, его личный пример правильного поведения. Первый учитель всегда запоминается на всю жизнь – такое сильное впечатление он производит на детей. И своим обращением с детьми, своим личным примером, словами, глубоко проникающими в сознание, умелой организацией между учителем и учениками учитель может пробудить у школьников интерес к учёбе.
Авторитет учителя – важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах. Умело пользуясь им, опытный учитель успешно формирует у школьников организованность, трудолюбие, положительное отношение к учебным занятиям.
Первые годы обучения в школе – годы очень заметного развития интересов. И основной из них – познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше. Развитие интересов идёт от интересов к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы) к интересам, связанным с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимости между явлениями (3 класс). Если основной вопрос первоклассников: «Что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся «почему?» и «как?».
12
С развитием навыка чтения быстро складывается интерес к чтению, к литературе с острой и занимательной фабулой, к сказкам, а затем и к книгам с несложным, научно-фантастическим и приключенческим сюжетом.
Формируется интерес к технике (преимущественно у мальчиков), причем к современной технике.
С середины 2 класса наблюдается дифференциация учебных интересов. Если первоклассники интересуются учением вообще, то ученик 2 класса подчеркнет, что ему интересно: решать задачи или писать диктанты, интересны уроки рисования и т.д.
У младших школьников “знаемые” мотивы часто не соответствуют реальным, побуждающим их к учебной деятельности. По данным Г.Г.Гусевой [10,28], диапазон “знаемых” мотивов у учащихся 2-3 классов весьма широк и включает как познавательные, так и социальные мотивы. В первую тройку вошли: “хочу больше знать”, “интересно узнавать новое”, “хочу получать отличные отметки”. Последними названы: ”все учатся”, “не хочу, чтобы ругали”.
У школьников, хорошо успевающих и проявляющих интерес к занятиям, “знаемые” мотивы совпадали с реальными. У школьников, хорошо успевающих, но без ярко выраженного интереса к занятиям, имеется неполное совпадение тех или иных мотивов. У них доминируют мотивы: ”получение отметки”, “похвала и требование”.
У посредственно- и слабоуспевающих школьников основным является мотив “избегания наказания”. Этот же мотив входит в первую тройку “знаемых” мотивов. Следовательно, отрицательный “знаемый” и реальный мотивы у них совпадают, а положительные “знаемые” (“хочу получать хорошие отметки”,”хочу больше знать”) не совпадают с реальными.
М. В. Матюхина отмечает [19,67], что не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижные, целый ряд
13
мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы чаще всего выступают в качестве
Реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто “знаемым”. Выделяют внешние, гетерогенные мотивы, содержание которых не имеет ничего общего с мотивами обучения. Они делятся на престижные и “принудительные” (угроза наказания). Последние, если выражены сильно, создают стрессовые ситуации, отрицательно влияющие на мышление школьников. По данным С.А Мусатова [22,76] значение мотивов «избегания санкций», побуждающих к выполнению учебных заданий, усиливается к 3-му классу. При этом снижается доминирование интереса к содержанию школьных предметов. Очевидно, что мотиваторами учебной деятельности младших школьников могут быть социально-психологические факторы: желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников, обожание своего учителя, желание доставить ему удовольствие своим ответом на уроке и получить за него похвалу. Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени , чтобы это стремление не “остыло”. Кроме того, перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие. Например, было выявлено, что в тех случаях, когда ребенку не хочется выполнять какое-либо задание, деление его на ряд небольших отдельных заданий с конкретными целями побуждает ребенка не только начать работу, но и довести ее до
14
конца. В 3 – 4 классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как
положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается. Наконец, в этих классах снижается роль учителя в побуждении к учебной деятельности в связи со снижением его авторитета. Это обусловлено и повышением самостоятельности школьников и большей их ориентацией на мнение одноклассников.
15
1.3. Методы изучения мотивации учения у школьников
Качественная диагностика мотивации учебной деятельности помогает выявить причины неуспеваемости школьника в обучении, предупредить возможные осложнения (снижение интереса, появление признаков негативизма) [1,17]. В современной психолого-педагогической диагностике накоплен большой арсенал методического инструментария, позволяющего осуществлять оценку уровня мотивации школьников [11,8]. Наиболее широко используются изучение документации, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности детей. Н.Г. Лусканова (рацпредложение № 138 то 7.06.1975 г.) [16,23] для оценки уровня школьной мотивации предлагает использование анкетирования и рисунчатого теста. Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации предлагается система бальных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единичной 30-бальной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты. При помощи данного метода можно быстро выявить среди большого контингента учащихся тех детей, которые характеризуются негативным отношением к школе.
Схема оценки детских рисунков
В этой методике рисунок ребенка рассматривается как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи избирательных средств. Это интервью имеет проективный характер: в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не
16
осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать [2,34]. Исследование эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку было проведено ещё в 1928 году А.М. Шуберт [24,23] . Полученный материал (свыше 10 тысяч рисунков) показал, что своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка – его умом, зрительной памятью, запасам знаний ( что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка), сколько его эмоционально-волевой сферой-настроением, интересами, активностью и т.п. В предлагаемой методике разработаны эффективные критерии для оценки детских рисунков.
Детям предлагается тема: «Что мне нравится в школе». Это позволяет выявить динамику отношения ребенка к школе. При анализе рисунков оцениваются следующие показания: соответствие заданной теме; сюжет (что именно изображено); размеры рисунка и отдельных деталей; цветовое решение; динамика изображения; правильности рисунка; законченность рисунка. Примерная схема оценки детских рисунков на тему “Что мне нравится в школе” (Н.Г. Лусканова (рацпредложение № 138 от 7.06.1985 г.)) [16,23]. 1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и на преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети
17
или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. Если рисунок не соответствует заданной теме, то при количественной обработке проставляется 0 баллов.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:
а) учебные ситуации- учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов ( 30 баллов);
б) ситуации не учебного характера- школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты ( оценка 20 баллов);
Информация о работе Мотивация учебной деятельности школьников