Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа
Г Положительное отношение к учению, высокая общественная мотивация его – совершенно необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. Учение должно доставлять радость учащимся и удовлетворение от самого сознания, что они узнают новое, полезное, интересное. Радость познания рождает и потребность в знаниях.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики учились, проявляли интерес к учению. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться», «Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались п
Введение
Глава 1. теоретическое обоснование проблемы
1.1. мотивация учебной деятельности как
психолого-педагогическая категория………………………………….. 5
1.2. возрастные особенности сформированности мотивов учения школьников……………………………………………………………... 8
1.3. методы изучения мотивации учения у школьников…………………. 15
1.4. содержание, формы работы по формированию мотивов учения школьников…………………………………………………………….. 19
Заключение………………………………………………………………… 24
Литература……………………………………………………….
в) игровые ситуации – качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).
При изучении школьной мотивации учащихся рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение учебного года. Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он
18
изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию. Иногда по рисункам детей можно судить не только об уровне учебной мотивации, но наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни. Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью не редко изображают игру в футбол на уроке физкультуры , драки с ребятами на перемене, рисуют класс, в котором все перевернуто вверх дном и т.п. Чувствительные, сентиментальные дети обязательно включают в рисунок декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.). Анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками. Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета. Школьникам предлагаются вопросы, наилучшим образом отражающие отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию. Образец анкеты представлен в приложении № 1. Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система бальных оценок: - -ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтению им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
- нейтральный ответ(«не знаю»,»бывает по- разному» и т.п.) оценивается в один балл;
-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики.
19
1.41Содержание и формы работы по формированию мотивов
учения школьников
Как отмечает А.К. Маркова с соавторами [17,87], мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (был “просто ребенок”, а теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. Поэтому формирование уже в начальных классах мотивов, придающих учебе значимый смысл, когда она становится для ребенка сама по себе жизненно важной целью, является одной из главных задач учителя. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится. А.К. Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: - содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя.
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач и тому подобных средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности.
20
Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Важно показать, что имеющийся у каждого жизненный опыт часто обманчив, противоречит научно установленным фактам; объяснение наблюдаемых явлений природы придаст новому материалу значимый смысл, разовьет потребность в научном познании мира. Организация учебной деятельности так же имеет важное значение. А.К. Маркова [17,89] и соавт. Отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. Мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. На операционно-познавательном этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации, осознают ли они связь между частными учебными задачами и основной, выступают ли эти задачи как целостная структура, т.е. понимают ли они предложенный учебный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности (“понравилось”) и достигнутого результата. Поэтому важно не
21
рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и интересным обстоятельствам. Многие учителя для повышения интереса к предмету используют эффект загадки. Они с удовольствием разгадывают викторины, загадки, кроссворды и т.п. [23,150]. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма “втягивает” в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергаясь обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других. Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этап должен служить своеобразным “подкреплением” учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью, что и показано в ряде исследований. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на отметку, которая “добывается” многими школьниками нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной
22
(познавательной) деятельности и к деформации развития личности учащегося. Поэтому в ряде стран в начальных классах отметки не выставляются, а в более старших классах используются лишь тематические формы учета и оценки. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный (валовой) анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. Поэтому велика роль адекватной оценки знаний учащихся, что не всегда имеет место. В исследовании Н.А. Курдюковой [15,45] выявлено, что учителя, имеющие склонность к авторитарному стилю деятельности, занижают отметки по сравнению с учителями демократического стиля; учителя с либеральным стилем, наоборот завышают отметки. Опытный учитель знает, что одно из самых действенных средств мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность учеников в собственных силах. При этом педагоги часто используют “самосравнение”, т.е. оценку реальных результатов и тех результатов, которые ученик мог бы иметь при должном отношении к учебе. На формирование мотивов учения оказывает влияние и стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует “внешнюю” (экстринсивную) мотивацию учения, мотив “избегания неудачи”, задерживает формирование “внутренней” (интриинсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует развитию положительной мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив “надежды на успех”. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет: 1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; 2) одобрять
23
учеников при возникновении у них трудностей; 3) поддерживать положительную обратную связь; 4) заботиться о разнообразии методов обучения; 5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность; 6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности; 7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии отметки самостоятельных работ; 8) формировать чувство долга, ответственности; 9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе. Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог будет постоянно изучать действующие мотивы школьников. Для этого необходимо изучение исходного уровня мотивации. В дальнейшем необходимо продумать и провести работу по формированию положительной учебной мотивации, изучить изменения в мотивах школьников. Формирование должных мотивов осуществляется учителем в ходе учебно-воспитательного процесса при решении всех других задач. В комплексе используются различные методики, в том числе: переключение с одного вида работы на другой, метод проблемного изложения материала и исследовательский метод, самостоятельные работы, использование программных заданий, алгоритмов, технических средств, метод соревнования и др. [14,103]. Учитель должен знать, что на мотивацию влияет работоспособность учеников. Эффективность обучения понижается, если, прежде чем появилась усталость, будет сделана физкультпауза (около трех минут) или будет изменена форма подачи материала. Обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более стресса блокирует мыслительную деятельность. Поэтому постоянной заботой учителя будет создание ситуаций для поддержания у школьников общего положительного отношения к учению, школе, педагогам.
24
Заключение
Школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление и развитие учебной деятельности, в частности её мотивации и учебных умений [10,79].
Обращение учёных к проблеме активизации познавательной деятельности у детей разного возраста выдвинуло в разряд остроактуальных изучения такого психического феномена, как положительная мотивация учебной деятельности, поскольку она, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями , в значительной мере способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной и учебной деятельности.
Изучением проблемы мотивации обучения занимались многие педагоги и психологи: Л.И. Божович, 1969; Л.С. Выготский, 1984, 1984, Н.Г. Морозова, 1967; Л.С. Славина, 1972; М.В. Матюхина, 1984; В.М. Мильман, 1987; А.К.Маркова, 1984; И.Лигарт, 1970;Э. Стоуне, 1967 и др.
Мотивация учебной деятельности основывается на мотивах,под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. Положительная мотивация значительно стимулирует деятельность. Дети, испытывающие положительные эмоции по отношению к ситуации обучения, желающие посещать школу и учиться, понимающие, для чего они это делают, успешнее справляются с учебными знаниями: меньше сил затрачивают на усвоение материала, легче справляются с упражнениями, спокойнее выполняют контрольные задания.
25
Именно поэтому с самого первого момента обучения учителю необходимо особое внимание обращать на формирование мотивационной стороны деятельности ребёнка.
Уроки опытного учителя всегда отличаются не только высоким методическим уровнем и интенсификацией учебного процесса, но и разнообразием методов и приемов, занимательным материалом. Все это способствует развитию у детей познавательных способностей, воспитывает устойчивый интерес к знаниям. Настоящий педагог всегда работает увлеченно, Тонкая наблюдательность, человечность, как неотъемлемые качества учителя, позволяют ему заглянуть в душу каждого ребенка, развивать в нем то хорошее, что на первый взгляд мало заметно. В таком классе ребятам уютно и радостно, интересно учиться.
26
Литература
1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников.- СПб.: Речь. 2005. 128 с.
2. Бачерикова Л.Н. Речь и рисунок показатели деятельности второй сигнальной системы. Автореф. Канд. Дисс. – М., 1979.
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., Просвещение, 1972.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. 321 с.
5. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология развития личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л.В. – Спб.: « Питер», 2000,с. 160-166.
Информация о работе Мотивация учебной деятельности школьников