Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа
Целью исследования является изучение теоретического и практического подхода к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы.
2. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
3. Определить способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей.
Введение 3
1. Теоретические основы социально-профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей 5
1.1. Воспитание детей в современной семье 5
1.2. Проблемы неблагополучных семей 13
1.3. Социально-психологический портрет
детей из неблагополучных семей 22
2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей в городе Колпашево 35
2.1. Факторы и условия социально-психического
развития детей из неблагополучных семей 35
2.2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей г. Колпашево 44
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического медико-социального центра «Семья» 57
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение 82
Подобный конфликт
между социально-психологически
Каждый ребенок с самого раннего возраста ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних это неусыпный контроль, для других - постоянное выражение нежности, для третьих - материальное обеспечение, для четвертых - предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми, и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего ассоциируется с равнодушием и отвержением, что может породить чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит ("комплекс феи"). [56]
Проблема родительской любви в неблагополучных семьях является одной из самых острых. Она нередко связанна с особенностями личности отца или матери, с их отношением друг к другу и к самим себе. И неуверенные в себе, и самоуверенные родители способны отрицать в ребенке значимость его личности: "ни ты, ни я ничего хорошего не заслуживаем, и ничего хорошего у нас с тобой быть не может" или "чтобы сравниться со мной, тебе многое надо совершить, еще неизвестно, получится ли из тебя что-нибудь". [28]
Если ребенок начинает понимать, что родители могут полюбить его только за что-то - за успехи, похвалу окружающих, что сам по себе он никакой ценности не представляет, возникает неуверенность, самоотрицание, пессимистическое отношение к жизни. Для ребенка могут быть также характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность, поскольку он не решается проявлять себя, боясь неудач, критики или наказания. Таким образом, у него формируется предубежденность против самого себя, возникает чувство собственной малоценности, слабости и зависимости. [21]
На начальном этапе взросления ребенка особенно велико значение в формировании его личности материнской любви и привязанности, которые не должны, однако, помешать взрослеть. Мать должна верить в жизнь, не должна быть постоянно обеспокоенной, чтобы не передать ребенку своей тревоги. У нее должно быть твердое желание, чтобы ребенок стал независимым, самостоятельным и, в конце концов, отделился от нее. К сожалению, многие матери, подсознательно ощущая неправильность своего отношения к ребенку, не всегда способны конструктивно изменить его. В одних случаях это обусловлено личностными и семейными проблемами, которые невольно проецируются на обращение с детьми, в других - патологическими чертами характера матери. [18]
Среди неблагоприятных черт характера матери, которые непременно скажутся в личностном облике детей, психологи выделяют сензитивностъ, аффективность, тревожность, противоречивость личности, доминантность, эгоцентричность и гиперсоциальностъ. Накапливая, таким образом, собственный опыт поведения и отношения к окружающему миру ребенок в первую очередь берет пример с отца, который не всегда является образцом для подражания, то отрицательное, как правило, быстро перенимается детьми: грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, курение, употребление спиртных напитков. Дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иногда только внешним признакам. [51]
Среди детей довольно часто встречается и такая личностная деформация, как лживость, вызванная также подражанием родителям. Дети лгут, а порой им нравится уличать во лжи своих родителей. Это является для детей самым веским оправдательным аргументом, если взрослые попытаются уличить их в обмане. Некоторые родители неумышленно порождают детскую ложь собственным примером, поэтому им не мешало бы, более серьезно отнестись к таким вопросам детей: "Мама, зачем ты сказала по телефону неправду? Разве ты действительно собираешься уходить и очень торопишься?"
Таким образом, ребенку, чтобы защититься, приходится принимать на себя какую-либо роль. Типология ролей, принимающих на себя детьми:
Как взрослые, так и дети в неблагополучных семьях играют определенные роли. Ролевые функции детей - это реакция на стресс. Описаны три основных роли, которые могут брать на себя дети:
Герой семьи, ответственный ребенок. Этот ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе, компании, активен в ситуациях, требующих быстрых действий. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок в семье. [20]
Проблемный ребенок. Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья, часто попадают в трудные ситуации. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь, наркотики.
"Потерянный". Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями, проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступчив. По мере взросления может приобщаться к употреблению наркотиков и алкоголя с целью достижения психологического комфорта. [1]
Один и тот же ребенок может в разное время принимает на себя разные роли. Но всегда у детей остается неизменной цель: выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы.
Если не заниматься
психокоррекцией поведения
Дети, родители которых были алкоголиками, часто сами заболевают хроническим алкоголизмом. Риск заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Они затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, отличаются заниженной самооценкой, слабо развитым чувством юмора, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное - все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Они не управляют обстоятельствами; индивидуальность, творческое начало у них не проявляются; часто возникают сомнения, неуверенность в правильности своих поступков. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.
Дети из неблагополучных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в неблагополучной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. В неблагополучных семьях, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становится их жизненным кредо: "не говори, не доверяй, не чувствуй".[9]
Дети боятся "высовываться" и просить о помощи из-за клейма, связанного с проблемой семьи, а также из-за того, что они не хотят быть предателями в своей семье. Даже дома они не могут говорить об истинном положении вещей. Кроме того, они становятся недоверчивыми из-за несдерживаемых родителями обещаний, непостоянства, вербального, физического и даже сексуального насилия, объектом которого они нередко являются.
Третье правило
- "не чувствуй" - естественным образом
вытекает из первых двух. То, что происходит
с ними, может быть больно, грязно,
стыдно и безнадежно. Они вынуждены
учиться прятать или игнорирова
Вышеуказанные характерологические изменения личности ребенка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада неблагополучной семьи. Волей-неволей ребенок оказывается втянутым в решение многих семейных проблем и вместе со взрослыми несет груз ответственности за то, что происходит в доме. Все это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения.
Зарубежными учеными, занимающимися проблемами детей из неблагополучных семей, выделены структурные компоненты социально-психологического портрета ребенка из неблагополучной семьи, которые больше всего влияют на становление личности. Подобные обстоятельства свойственны и российской неблагополучной семье. [8]
Дети оказываются жертвами двойного стандарта: с одной стороны, они видят и понимают, что происходит в их семье на самом деле, а с другой - боятся открыто говорить об истинном положении вещей и о своих проблемах не только с окружающими людьми, но и с близкими, становятся замкнутыми. Секрет семьи со временем раскрывается, но дети уже привыкли жить в мире мнимого благополучия и не видят правды, потому что их никто не учил быть открытыми по отношению к своим проблемам и чувствам.
Ребенку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним - чувство надежности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребенок чувствует свое бессилие и, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, предчувствует опасность и впадает в состояние фрустрации. [46]
Живущий в неблагополучной семье ребенок довольно часто слышит такое, что содержит в себе противоречивый смысл. Подобные обращения к детям называют смешанными посланиями, или информацией с двойным смыслом. Например, мать говорит ребенку: "Я тебя люблю, иди, гуляй, не мешай мне работать". Если бы была произнесена только первая часть, ребенку было бы ясно, какие чувства выражают эти слова. Но все услышанное заставляет его думать, что матери вообще не до него, ее заботы связаны с чем-то другим. И как при этом она может его любить? Он находится в смятении, не знает, в какую часть послания можно верить. [6]
Парадоксальна также ситуация, когда родители требуют от ребенка говорить только правду, а сами всеми силами пытаются скрывать от окружающих то, что происходит в семье.
Еще большим парадоксом для ребенка является его взаимоотношение с пьющим отцом. В трезвом виде отец бывает внимательным, ласковым, заботливым, а в состоянии алкогольного опьянения становится агрессивным, злым и даже жестоким. Ребенку трудно разобраться, каков его отец на самом деле: добрый или злой, он не может поверить в "плохого папу", пытается отрицать горькую правду. Амбивалентное отношение к отцу в зависимости от его состояния побуждает ребенка испытывать тягостные переживания по поводу того, что окружающие, да и сам отец могут это заметить. Подобная двойственность чувств, испытываемых к пьющему отцу, изматывает ребенка, может вызвать даже нервное истощение. [24]
В неблагополучных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Словесные ссоры и сопровождающая их физическая агрессия оказывают на ребенка психотравмирующее воздействие. Часто в родительских конфликтах он видит свою вину и сам ищет решение семейной проблемы. Постоянно наблюдаемые споры, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми (особенно это касается мальчиков). Иногда в подобных ситуациях дети ищут поддержки друг у друга, что способствует формированию привязанности между ними и в то же время еще больше усиливает неприязнь к скандалящим родителям. [10]
Какими бы ни были отношения детей с родителями, родители не должны выгонять ребенка из дома. Так появляется не покидающий детскую душу страх за будущее, который с годами не проходит, а все больше усиливается, вынуждая ребенка жить под гнетом плохих предчувствий, в постоянном ожидании жизненных катастроф.
В неблагополучных семьях взрослые часто не выполняют своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, безответственность родителей их угнетает. Но приученные скрывать свои чувства, даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, просто перестают ждать обещанного. Однако для формирования их личности подобное отношение родителей не проходит бесследно. В душе дети считают, что родители совершили предательство, поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что выходцы из неблагополучных семей даже взрослыми продолжают предчувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют. Дети в неблагополучных семьях быстро взрослеют по сравнению с детьми из благополучных семей. Старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции по решению материально-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим братьям и сестрам и прикрывать дезорганизацию семейной жизни. Не свойственная возрасту, забота ребенка о семье, взятая на себя родительская роль не позволяет ему испытать детские радости: он не умеет играть, не допускает легкомыслия, не умеет наслаждаться жизнью. Иногда жизнь окружающих людей становится рядом с ним невыносимой. [43]
Взросление детей из неблагополучных семей было вынужденным, и они не научились делиться своими переживаниями. Внутренняя замкнутость и постоянное ожидание одобрения за свои действия, и поступки, которого в детстве не довелось дождаться от собственных родителей, приводят к немотивированным вспышкам гнева и злости, если одобрения не приходит. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим, - эстафета ненависти и жестокости продолжается. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Такие люди живут с чувством, что их обокрали, и незаслуженно проецируют свое недовольство на тех, кто рядом с ними. [15]