Технологии социальной работы с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:36, контрольная работа

Краткое описание

Общественно-политические и социально-экономические кризисные явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство семей. В наиболее сложном положении оказались многодетные семьи. Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации – пяти и более).

Оглавление

Введение 3
1. Семья, как социальный институт 5
2. Социальные проблемы современной семьи 7
3. Технологии социальной работы с многодетной
семьей 8
4. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями 11
5. Заключение 13
6. Литература 16

Файлы: 1 файл

Соц.работа с многодетной семьёй.doc

— 72.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Российский государственный социальный университет

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Семьеведение»

 

На тему: Технологии социальной работы с многодетной семьей.

 

 

Выполнил:

Факультет: социальная работа

Специальность: социальная работа

Курс: IV

Группа: 4.1СР

Номер зачетки:

Проверил:

 

Г. Таганрог

2011 год

Содержание

Введение                                                                                                        3

1. Семья, как социальный институт                                                             5

2. Социальные проблемы современной семьи                                             7

3. Технологии социальной работы с многодетной

семьей                                                                                                             8

4. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями               11

5. Заключение                                                                                               13

6. Литература                                                                                               16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общественно-политические и социально-экономические кризисные явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство семей. В наиболее сложном положении оказались многодетные семьи. Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации – пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей.

При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально-экономических трудностей. Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности семьи. В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который, при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную субъективность.

Внимание к многодетным семьям в современной науке объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации. Доля бедных среди многодетных семей особенно велика. Если среди всех семей с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми она значительно выше – около 85%, а среди семей с четырьмя детьми и более – превышает 90%. Более того, значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи. А между тем в многодетных семьях воспитывается около 20% детей в стране.

С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости, постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей.

 

 

 

 

 

 

 

1. Семья как социальный институт

 

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию. Общество накладывает на семью несколько важнейших функций:

1)     репродуктивная – основная социальная функция (семью принято считать идеальным местом для рождения ребенка);

2)     воспитательно-педагогическая – удовлетворяет стремление взрослого человека к материнству/ отцовству;

3)     социализация личности ребенка – усвоение им норм и правил человеческих отношений, приспособление к жизни (как и в отношении репродуктивной функции, семья – лучшее место для социализации ребенка);

4)     хозяйственно-бытовая – состоит в удовлетворении материальных потребностей, членов семьи и содействует сохранению их здоровья;

5)     рекреативная (восстановительная) – организация досуга и отдыха, направлена на сохранение и восстановление здоровья каждого члена семьи как целостной структуры;

6)     сексуально-эмоциональная (гедонистическая) – обучение на примере родителей правильному сексуальному поведению, эмоциям, проявлениям любви и ласки.

В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы – направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь многодетным, малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т.д. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения Российской Федерации 2/3.

Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостоящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных смей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).

Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети, внуки, либо семьи братьев или сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальной расширенной семьи был наиболее когда-то распространенным, но в настоящее время составляет лишь около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи на несколько простых, нуклеарных; вероятно, этот процесс был бы еще более активным при отсутствии трудностей в получении жилья, вынуждающих порой несколько семей жить под одной крышей.

Семьи могут различаться по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей в Российской Федерации имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий – пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента.

2. Социальные проблемы современной семьи

 

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».

Социально-экономические проблемы.

К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.

Социально-бытовые проблемы.

К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточно распространены и известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным.

Социально-психологические проблемы.

Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее – брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждения в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Проблемы стабильности современной семьи.

Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.

Проблемы семейного воспитания.

В данной группе проблемы семьи могут рассматривать состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.

 

3. Технологии социальной работы с многодетной семьей

 

Виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на:

1. экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленные без попечения родителей);

2. направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию – это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями – например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или психотропных веществ. Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям – это прикосновение к их половым органам, принуждение к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Нередко для принуждения к развратным действиям используется физическое насилие.

Однако порой эмоционально отверженные и социально-заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту.

Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубийство. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, равнодушие, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе неизвестного происхождения, проблемы с едой, беспокойный сон, ночное недержание мочи.

Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье; для проведения исследований привлекаются специалисты по социальной работе, психологи, медики, сотрудники ОВД.

К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации (за рубежом есть приюты и для мужчин).

Информация о работе Технологии социальной работы с многодетной семьей