Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки.docx

— 196.03 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                 высшего профессионального образования

«Чувашский  государственный университет имени  И.Н.Ульянова»

                    

                      Факультет управления и психологии

                Кафедра педагогики и развития образования

 

 

                                                                           Допустить к защите:

                                                                           Зав.  Кафедрой, профессор

                                                                                        _________________/В.Н.Иванов/

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

на тему: «Технологии работы социального педагога с многодетной семьей»

 

 

 

                                                                               Выполнила студентка

                                                       IV курса

                                                                                  группы 14-08, контракт,

                                                                                    заочной формы обучения

                                                                                       по специальности: 050711-

                                                                                   "Социальная педагогика"

                                                                            Пазюкова  Гельнара Рифкатовна

 

                                                                     Научный руководитель:

                                             профессор

                                                                             Лялина Людмила Васильевна 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары -2012

 

Содержание 

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями

1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи

1.2 Воспитательный потенциал в многодетной  семье

1.3 Технологии работы социального  педагога с многодетной семьей

Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями

2.1 Анализ работы социального педагога  с многодетной семьей в условиях  общеобразовательных учреждений

2.2 Практические рекомендации для  социального педагога по оптимизации  работы с многодетной семьей

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

Актуальность  этой темы состоит в том, что многодетная семья в современных условиях не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.

        Семья – есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила поведения, семья обеспечивает такие функции, как поддержание биологической непрерывности; создание культурной непрерывности; стабилизация социальной структуры, обеспечение ее непрерывного развития. Последнее гарантирует также следующие функции:

- создание эмоционального комфорта  и безопасности для своих членов, предотвращение дезинтеграции личности;

- социальное контролирование поведения  (в том числе и сексуального), которое способствует введению  новых членов семьи в механизмы  конформизма;

- назначение воспитательной функции  аналогично культурной функции  и функции социального контроля, рассматриваемых в их единстве.

В своем единстве перечисленные  функции представляют собой систему  семейных отношений, возникновение  в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования  в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Семьи, социальное функционирование которых  по субъективным или объективным  причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей  находится под угрозой, характеризуются  как семьи социального риска.

Ряд авторов [3, 6, 28, 17, 20] к семьям социального  риска относят семьи: малообеспеченные, беженцев, многодетные, неполные, с  детьми-инвалидами, асоциальные. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, разнообразны:

- экономические;

- асоциальные (алкоголизм, наркомания  и т.д.);

- психологические (жестокость, грубость  и т.д.);

- медицинские (хронические инфекционные, венерические заболевания, психические  и сексуальные отклонения).

Итак, многодетные семьи являются семьями, относимыми к группе социального  риска, поскольку широкий спектр причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений, делают их социально уязвимой категорией населения. Технологии социальной работы с данной категорией семей  будут определяться спецификой многодетных  семей как основного объекта  социальной работы. [19]

Технологии социальной работы можно  рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане – как систему  теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, совокупность средств, способов и приемов  воздействия на различные объекты  социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых  обусловлена конкретным субъектом  и объектом социальной работы. С  учетом ранее выделенных особенностей многодетных семей, как семей  социального риска, нами выбрано  изучение технологий социального педагога с многодетной семьей. Рассмотренные  нами аспекты проблем многодетных  семей позволяют определить цель, объект и предмет нашего исследования.

Цель  исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Объект  исследования: работа социального педагога в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.

Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

2. Изучить технологии работы  социального педагога с многодетной  семьей в условиях общеобразовательной  школы.

3. Разработать практические рекомендации  по оптимизации работы социального  педагога с многодетными семьями.

Методы: теоретический анализ, изучение и анализ документации, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, наблюдение, беседа.

Теоретическая значимость: систематизирование социально-педагогического исследования по проблеме работы социального педагога с многодетной семьей.

Практическая  значимость: материалы данного исследования могут быть использованы социальными педагогами общеобразовательных учреждений.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями

1.1 Социально – педагогическая  характеристика многодетной семьи

        Базисной сферой социализации  является семья, которую специалисты  в области педагогики социальной  работы рассматривают как первичную  ячейку общества, осуществляющую  воспитательную, рекреативную, экономическую,  коммуникативную, регулятивную и  ряд других функций. Социально-  экономическая ситуация в России  на современном этапе способствует  дестабилизации семьи, разрушению  семейных связей, что, в свою  очередь, отражается и на дестабилизации  общества, усугубляя критическое  положение основной массы населения.

       Наиболее устойчивой в социальном  плане является многодетная семья,  которая, отражая особенности  российского менталитета, преломляет  и преобразует  малейшие изменения  в общественных отношениях. Многодетная  семья на всех этапах развития  российского государства являлась  его опорой, максимально реализуя  свои функции.

      В настоящее время многодетная  семья подвержена наибольшему  риску, является социально незащищенной  и экономически слабой. Социально-педагогическая  работа с многодетной семьей  реализуется на самых различных  уровнях, направлена на выживание  жизнедеятельности семьи и в  свою очередь требует глубокого  анализа. 

     Семья – часть общества, малая  социальная группа, где человек  получает основы жизнедеятельности.  Находясь в непосредственном  эмоциональном общении с членами  семьи, ребенок не только приобретает  навыки речи и мышления, предметных  действий и межличностных взаимоотношения,  он усваивает образцы поведения  взрослых, хотят они этого или  нет. Родители представляют для  ребенка реальный мир культуры, клеточкой которого является  жизнь самой семьи. Она же  служит для ребенка первой  непосредственной воспринимаемой  моделью общества, а взаимоотношение в семье – основным образцом межличностных отношений. Ребенок учится в семье различать интонационные оттенки голоса, пользоваться языком мимики, жестов и тем самым разгадывать срываемые от него мысли и переживания взрослых.

          Родительская любовь и забота, психологическая зависимость ребенка  от родителей, которые в его  глазах принадлежат ему полностью,  являются «его» родителями, создают  оптимальные условия для передачи  и усвоения знаний и навыков  в раннем возрасте. При достаточной  культуре семьи и нормальных  внутрисемейных отношениях воспитание  в семье может быть в высшей  степени индивидуализированным,  то есть соответствующим склонностям  и природным задаткам каждого  ребенка. Семья регулирует процесс  нравственного и интеллектуального  развития личности, способствует  активизации положительных воздействий,  нейтрализуя отрицательные внешние  факторы. В семье ребенок практически  знакомится со всевозможными  оттенками человеческих взаимоотношений,  приобретает опыт сотрудничества  и разрешения конфликтов. У него  появляется роль в семье, свои  функции в хозяйственной жизни.  Приобщение к нормам и обязательствам  происходит естественно, непринужденно  [135,c.133]. социальная адаптация детей и подростков идет тем успешнее, чем больше социальный опыт, приобретенный в общении с другими людьми. Многодетная семья дает такую возможность. Наблюдение, анализ ошибок и успехов близких людей, эмоциональная близость с которыми способствует более тонкому восприятию и отклику; разнообразные социальные роли, в которые включается ребенок с самых первых дней жизни(внук, сын, брат, брат сестры, брат брата, старший брат, младший брат, племянник, дядя и т.п.) и другие условия способствуют устойчивости и гибкости в приспособлении к самым различным условиям жизни. Эти качества наиболее необходимы в ситуации в которой находится сегодня Российское общество. Неопределенность завтрашнего дня, кризис основных социальных институтов формируют такие требования к личности, как уникальность (конкурентоспособность),  интернальность (самостоятельность, активность), коммуникативность  и другие. Именно эти качества и развивает многодетная семья.

           Исследования показывают, что в  современных социально-экономических  условиях многодетная семья относится  к группе наиболее социально  незащищенных и экономически  слабых.

 Многодетная   семья отличается от других  типов не только социально  незащищенностью и выросшей экономической  нагрузкой, она является  социально  – педагогическим феноменом.  Она реагирует на социальные  изменения нетипично и обостренно. Феномен многодетной семьи особенно  можно выявить через анализ  проблем и развития. При благоприятных  и при критических условиях  многодетная семья дает полярные  результаты формирования и развития  личности:

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей