Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки.docx

— 196.03 Кб (Скачать)

Мнение  психологов. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они делают то, что от них требуется. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дрессировку. Ребёнок может беспрекословно исполнять всё, когда вы рядом, и плевать на все запреты, когда вас рядом нет.

Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать  так: «Ты сейчас делаешь так, как  я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим — почему и зачем».

№ 4. Детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему  малышу это пока не по силам».

Мнение  родителей. Мы готовы всё сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворённость – в наших силах избавить малышей от всех этих трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребёнка.

Мнение  психологов. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребёнок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.

«Попробуй-ка сделать это сам, а  если не получится, я тебе с удовольствием  помогу» - вот один из вариантов мудрого  отношения к дочери или сыну.

№ 5. Навязанная роль

«Мой ребёнок – мой лучший друг».

Мнение  родителей. Ребёнок – главное в нашей жизни, он такой смышлёный, с ним можно говорить обо всём. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение  психологов. Дети готовы сделать всё, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете.

Малыши даже готовы погрузиться  в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и  остаются нерешёнными.

№ 6. Качество воспитания зависит от количества денег 

«Больше денег — лучше воспитание».

Мнение  родителей. Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребёнка, постоянно приходится ему во всём отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение  психологов. Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания.

На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг  для малыша намного важнее содержимого  вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребёнка счастливым, а осознание того, что он для  вас самый-самый.

№ 7. Наполеоновские планы 

«Мой ребёнок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».

Мнение  родителей. Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам – дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдёт время, и они оценят старания взрослых.

Мнение  психологов. К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своём воображении, разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш ещё маленький и слушается взрослых, но затем, желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами. А это может быть не только злоупотребление тяжёлым роком в ночные часы, но и приём наркотиков. Заполняя день ребёнка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

№ 8. Слишком мало ласки 

«Поцелуй и прочие нежности не так  уж и важны для ребёнка».

Мнение  родителей. Приласкать младшую сестрёнку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Обнять папу? Да на это нет времени. А ещё многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более серьёзные и нужные вещи.

Мнение  психологов. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придаёт уверенности в своих силах. Но помните: желание приласкаться должно всё-таки в большинстве случаев исходить от самого ребёнка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

№ 9. Зависимость воспитания от настроения

«Можно или нет? Это зависит  от настроения».

Мнение  родителей. Неприятности на работе, плохие отношения в семье... Как часто взрослые выпускают пар на ребёнке. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом купить малышу давно обещанную игрушку, и всё будет в порядке.

Мнение  психологов. Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создаёт у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребёнок может понять только одно: всё равно, что я делаю, главное – какое у мамы настроение.

Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребёнком: «Итак, когда, у меня хорошее  настроение, тебе не будет позволено  делать всё, что тебе заблагорассудится. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

№ 10. Слишком мало времени для  воспитания ребёнка 

«К сожалению, у меня совсем нет  времени для тебя».

Мнение  родителей. Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и школу, готовят для них, стирают, покупают всё, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение  психологов. Взрослые часто забывают простую истину: если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

♦ Практические рекомендации для  социального педагога по работе с  детьми из многодетных семей "группы риска" по профилактике и преодолению  девиантных форм поведения.

Работа с детьми, имеющими девиантное поведение начинается с работы с  семьей этого ребенка. Нам представляется важным проанализировать методы работы социального педагога при работе с детьми, имеющими девиантное поведение  с целью выявления положительных  сторон и недостатков.

Опытный социальный педагог умеет "видеть" в каждой неблагополучной  семье скрытые негативные факторы, которые зримо проявляются намного  позже. Интуиция грамотного специалиста лучше иного теста позволяет определить основные семейные проблемы и трудности, непосредственно влияющие на воспитание и поведение подростка. Впрочем, не следует переоценивать возможности интуиции. Во избежание ошибочных выводов необходимо проверять свои предположения с помощью проверенных методических приёмов. В противном случае существует опасность навешивания ярлыков на детей и их родителей, что может привести к их полной дезадаптации и отказу от сотрудничества.

Известный метод сбора информации о семье – формализованные  бланки и анкеты, посвященные конкретной семейной группе. Строгая структурированность  этих материалов позволяет выйти  в процессе их заполнения на типологию  семей, что весьма важно для принятия адекватных профилактических мер и поддержки детей с отклоняющимся поведением. Недостатком этой диагностической методики является то, что формализованная информация может упустить какие-либо существенные качественные особенности семьи, не включённые в структуру данной анкеты. В частности, возможное наличие у членов семьи скрытых проблем, к примеру, психических заболеваний, судимостей, суицидов, венерических болезней, вынесение которых на всеобщее обсуждение нежелательно. Выявить эти факторы средствами формализованной анкеты бывает не всегда возможно. И здесь на помощь социальному педагогу приходит интуиция.

Третий метод работы социальных педагогов можно назвать реагирующим. Особенности работы в этой парадигме  заключаются в выполнении функции "идеального родителя". Например, в "вытаскивании" подростков из неприятных ситуаций, проведении профилактических бесед, как с группой детей, так  и индивидуально. Такие социальные педагоги готовы в любой момент взять  на себя роль заботливого родителя и принять меры по защите девиантного  подростка.

Информация, собираемая этими специалистами, представляется важной, но характеризуется  узостью содержания. Основные вопросы, которые они рассматривают: где, с кем, как и когда подросток  может попасть в чрезвычайную ситуацию. Обратной стороной данного  подхода является слабое понимание  механизмов, которые привели к  дезадаптации ребёнка, и невозможность  прогнозирования дальнейшего пути его развития и отношений в  семье.

Ещё один метод, используемый социальными  педагогами в своей работе с неблагополучной  семьей и девиантными детьми, - это  чрезмерное расширение границ своих  функциональных обязанностей и незаметный переход на территорию смежной профессии, например, психологии. Выделив свойственные конкретной семье факторы дезорганизации, социальный педагог не знает, что  делать дальше. Возникает искушение  по мере сил и собственного разумения начать работу с родителями и подростками по "искоренению недостатков".

На этом пути может возникнуть распространённая ошибка социального педагога: установление излишне близких доверительных, даже панибратских, отношений с ребёнком и родителями. Эту ситуацию может  ещё более усложнить возникающее  иногда стремление специалиста к  кооперации с ребенком против родителей  или с родителями против ребёнка.

В работе с дезадаптивными детьми перед педагогическим коллективом  в целом и социальным педагогом, в частности, встаёт сложный вопрос: либо приучать детей к дисциплине, к соблюдению социальных нормативов общества, либо объявить приоритетным оказание психологической поддержки  ребёнку, заботясь о сохранении его  личностных качеств, помочь его индивидуальному  развитию. Сторонники первой позиции  придерживаются точки зрения: "Дети в вашей школе разбалованы. Их следует держать в ежовых рукавицах  и чаше напоминать о возможных  наказаниях" Они мотивируют свою позицию тем, что школьники через  несколько лет будут вынуждены  уйти из "тепличных" условий школы  во внешний мир, где с ними никто  возиться не будет.

Другая часть педагогического  коллектива школы настроена против ужесточения наказания, опираясь на утверждение, что этих детей избалованными  не назовёшь: как правило, они имеют  большой негативный опыт взаимодействия с внешним миром. Поэтому им надо дать возможность окрепнуть, получить поддержку от взрослых, заботу, внимание и только после этого выпускать  в жизнь. Следует отметить, что  особенностью данной группы детей является не только богатый опыт уличного общения, но и неудачный опыт воспитательного  воздействия со стороны взрослых, полученный в предыдущих школах. Опыт показывает: если мы продолжим политику диктата, школьник перестанет посещать и эту школу или будет просто механически отсиживать здесь часы, не пытаясь что-либо понять в рамках урока.

Обычно на наказании и жестком  воспитании настаивают люди, не умеющие  принять ребенка и его родителей  такими, какие они есть, – с  их слабостями и недостатками. Неспособность  принимать детей и их родителей  как индивидуальность приводит социального  педагога к профессиональному "сгоранию". В результате специалисты часто  задаются вопросом: "Почему не получается? Возможно, я плохой специалист?" Такой профессионал совершает привычные действия автоматически или очень болезненно реагирует на необходимость контакта с семьями учащихся, боясь обнаружить свою профессиональную некомпетентность.

В этом случае социальному педагогу может помочь четкое определение  целей, задач, методов своей работы; понимание ее специфики, которая  состоит лишь в относительной  возможности реабилитации дезадаптивных  подростков, восстановлении их нарушенных отношений с родителями. Социальному  педагогу следует осознавать границы  собственной компетентности.

Педагогическому коллективу школы, в  том числе социальному педагогу, необходимо научиться замечать не всегда крупные, но очевидные достижения, пусть  маленькие, но безусловные успехи своих  подопечных.

Необходимо понимать природу девиантности подростков и степень возможных  позитивных успехов реабилитации. Обычно выделяются следующие особенности  подростка, дезадаптированного к социальным условиям:

- слабая чувствительность к  "границам" других людей и  своим собственным; 

- сильно выраженная способность  к проецированию своих негативных  эмоций на окружающих;

- дезориентация при оценке своих  личностных качеств и способностей.

Эти характеристики являются базовыми при описании большинства возникающих "проблемных" ситуаций подростков.

Дезадаптация, как неспособность  подростка соответствовать требованиям  общества, может проявляться в  форме демонстративной активности со знаком минус. Это – как крик ребёнка: "Обратите внимание, мне  плохо!" Когда ребёнок, смирившись, уже не "кричит" своим поведением, он попадает в категорию "тихих", "тупых", "безликих", которые  не доставляют школе излишних хлопот.

Большинство дезадаптивных учеников можно охарактеризовать как слабо  знакомых с нормативными требованиями общества. Правила поведения чаще всего запоминаются, но не понимаются и не применяются на практике. В  ряде случаев можно говорить о  неспособности подростка понимать неправомерность собственных действий. О слабом ощущении собственных "границ" свидетельствует, в частности, и  такая особенность их общения, как  неумение соблюдать коммуникативную  дистанцию с окружающими: учителями, старшими школьниками, посторонними и  малознакомыми людьми. Неконструктивное общение проявляется в оскорблении, драках, использовании ненормативной  лексики и прочих действиях, направленных против личности другого.

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей