Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Мнение психологов. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они делают то, что от них требуется. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дрессировку. Ребёнок может беспрекословно исполнять всё, когда вы рядом, и плевать на все запреты, когда вас рядом нет.
Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим — почему и зачем».
№ 4. Детей надо баловать
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам».
Мнение родителей. Мы готовы всё сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворённость – в наших силах избавить малышей от всех этих трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребёнка.
Мнение психологов. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребёнок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.
«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу» - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
№ 5. Навязанная роль
«Мой ребёнок – мой лучший друг».
Мнение родителей. Ребёнок – главное в нашей жизни, он такой смышлёный, с ним можно говорить обо всём. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.
Мнение психологов. Дети готовы сделать всё, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете.
Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешёнными.
№ 6. Качество воспитания зависит от количества денег
«Больше денег — лучше воспитание».
Мнение родителей. Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребёнка, постоянно приходится ему во всём отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
Мнение психологов. Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания.
На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребёнка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.
№ 7. Наполеоновские планы
«Мой ребёнок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».
Мнение родителей. Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам – дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдёт время, и они оценят старания взрослых.
Мнение психологов. К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своём воображении, разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш ещё маленький и слушается взрослых, но затем, желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами. А это может быть не только злоупотребление тяжёлым роком в ночные часы, но и приём наркотиков. Заполняя день ребёнка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
№ 8. Слишком мало ласки
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребёнка».
Мнение родителей. Приласкать младшую сестрёнку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Обнять папу? Да на это нет времени. А ещё многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более серьёзные и нужные вещи.
Мнение психологов. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придаёт уверенности в своих силах. Но помните: желание приласкаться должно всё-таки в большинстве случаев исходить от самого ребёнка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.
№ 9. Зависимость воспитания от настроения
«Можно или нет? Это зависит от настроения».
Мнение родителей. Неприятности на работе, плохие отношения в семье... Как часто взрослые выпускают пар на ребёнке. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом купить малышу давно обещанную игрушку, и всё будет в порядке.
Мнение психологов. Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создаёт у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребёнок может понять только одно: всё равно, что я делаю, главное – какое у мамы настроение.
Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребёнком: «Итак, когда, у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать всё, что тебе заблагорассудится. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».
№ 10. Слишком мало времени для воспитания ребёнка
«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».
Мнение родителей. Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и школу, готовят для них, стирают, покупают всё, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Мнение психологов. Взрослые часто забывают простую истину: если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.
♦ Практические рекомендации для социального педагога по работе с детьми из многодетных семей "группы риска" по профилактике и преодолению девиантных форм поведения.
Работа с детьми, имеющими девиантное
поведение начинается с работы с
семьей этого ребенка. Нам представляется
важным проанализировать методы работы
социального педагога при работе
с детьми, имеющими девиантное поведение
с целью выявления
Опытный социальный педагог умеет
"видеть" в каждой неблагополучной
семье скрытые негативные факторы,
которые зримо проявляются
Известный метод сбора информации о семье – формализованные бланки и анкеты, посвященные конкретной семейной группе. Строгая структурированность этих материалов позволяет выйти в процессе их заполнения на типологию семей, что весьма важно для принятия адекватных профилактических мер и поддержки детей с отклоняющимся поведением. Недостатком этой диагностической методики является то, что формализованная информация может упустить какие-либо существенные качественные особенности семьи, не включённые в структуру данной анкеты. В частности, возможное наличие у членов семьи скрытых проблем, к примеру, психических заболеваний, судимостей, суицидов, венерических болезней, вынесение которых на всеобщее обсуждение нежелательно. Выявить эти факторы средствами формализованной анкеты бывает не всегда возможно. И здесь на помощь социальному педагогу приходит интуиция.
Третий метод работы социальных
педагогов можно назвать
Информация, собираемая этими специалистами,
представляется важной, но характеризуется
узостью содержания. Основные вопросы,
которые они рассматривают: где,
с кем, как и когда подросток
может попасть в чрезвычайную
ситуацию. Обратной стороной данного
подхода является слабое понимание
механизмов, которые привели к
дезадаптации ребёнка, и невозможность
прогнозирования дальнейшего
Ещё один метод, используемый социальными педагогами в своей работе с неблагополучной семьей и девиантными детьми, - это чрезмерное расширение границ своих функциональных обязанностей и незаметный переход на территорию смежной профессии, например, психологии. Выделив свойственные конкретной семье факторы дезорганизации, социальный педагог не знает, что делать дальше. Возникает искушение по мере сил и собственного разумения начать работу с родителями и подростками по "искоренению недостатков".
На этом пути может возникнуть распространённая
ошибка социального педагога: установление
излишне близких доверительных,
даже панибратских, отношений с ребёнком
и родителями. Эту ситуацию может
ещё более усложнить
В работе с дезадаптивными детьми перед педагогическим коллективом в целом и социальным педагогом, в частности, встаёт сложный вопрос: либо приучать детей к дисциплине, к соблюдению социальных нормативов общества, либо объявить приоритетным оказание психологической поддержки ребёнку, заботясь о сохранении его личностных качеств, помочь его индивидуальному развитию. Сторонники первой позиции придерживаются точки зрения: "Дети в вашей школе разбалованы. Их следует держать в ежовых рукавицах и чаше напоминать о возможных наказаниях" Они мотивируют свою позицию тем, что школьники через несколько лет будут вынуждены уйти из "тепличных" условий школы во внешний мир, где с ними никто возиться не будет.
Другая часть педагогического коллектива школы настроена против ужесточения наказания, опираясь на утверждение, что этих детей избалованными не назовёшь: как правило, они имеют большой негативный опыт взаимодействия с внешним миром. Поэтому им надо дать возможность окрепнуть, получить поддержку от взрослых, заботу, внимание и только после этого выпускать в жизнь. Следует отметить, что особенностью данной группы детей является не только богатый опыт уличного общения, но и неудачный опыт воспитательного воздействия со стороны взрослых, полученный в предыдущих школах. Опыт показывает: если мы продолжим политику диктата, школьник перестанет посещать и эту школу или будет просто механически отсиживать здесь часы, не пытаясь что-либо понять в рамках урока.
Обычно на наказании и жестком
воспитании настаивают люди, не умеющие
принять ребенка и его
В этом случае социальному педагогу может помочь четкое определение целей, задач, методов своей работы; понимание ее специфики, которая состоит лишь в относительной возможности реабилитации дезадаптивных подростков, восстановлении их нарушенных отношений с родителями. Социальному педагогу следует осознавать границы собственной компетентности.
Педагогическому коллективу школы, в
том числе социальному
Необходимо понимать природу девиантности подростков и степень возможных позитивных успехов реабилитации. Обычно выделяются следующие особенности подростка, дезадаптированного к социальным условиям:
- слабая чувствительность к "границам" других людей и своим собственным;
- сильно выраженная способность
к проецированию своих
- дезориентация при оценке
Эти характеристики являются базовыми при описании большинства возникающих "проблемных" ситуаций подростков.
Дезадаптация, как неспособность
подростка соответствовать
Большинство дезадаптивных учеников
можно охарактеризовать как слабо
знакомых с нормативными требованиями
общества. Правила поведения чаще
всего запоминаются, но не понимаются
и не применяются на практике. В
ряде случаев можно говорить о
неспособности подростка
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей