Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки.docx

— 196.03 Кб (Скачать)

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

С социальной диагностики состояния  клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального  работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.

Социальная адаптация занимает существенное значение в системе  технологий работы социального педагога с многодетными семьями. Рассмотрим общие положения социальной адаптации. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и  воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды  как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных  экономических и социальных реформ.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает  объектом воздействия социальной среды  и активным субъектом, осознающим влияние  этой среды. Все виды адаптации взаимосвязаны  между собой, но доминирующим здесь  является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Социальная адаптация – процесс  управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия  социальных институтов на личность в  ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле  самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение  человека к самому себе, к своим  мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация – это  сложнейший процесс усвоения новых  социально-экономических норм и  принципов экономических отношений  индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так  называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. [42]

Педагогическая адаптация –  это приспособление к системе  образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Особое значение это имеет для  многодетных семей, которые часто  обладают малым воспитательным потенциалом  в силу ряда объективных и субъективных причин. Сейчас в России около 45 миллионов  детей и подростков оказались  вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в  бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% – психологическое  насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических  нарушений (среди дезадаптированных  школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди  подростков выросла за последние 5 лет  на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого  населения.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Для многодетных семей в системе  психологической адаптации большую  роль играют такие терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Проведение подобных мероприятий необходимо для снятия эмоциональной напряженности в многодетных семьях, созданию положительного эмоционального настроя и условий для гармоничного развития всех членов семьи.

Психологическая поддержка является частью более широкой программы  социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в  новых социально-экономических условиях.

Итак, применение технологий социальной адаптации в работе педагога с  многодетными семьями определяется основными задачами, решаемыми при  работе с указанной категорией семей. В зависимости от социального  статуса, семейного состава многодетных  семей меняются содержание процесса социальной адаптации, формы и методы проводимой работы.

В работе с многодетными семьями  определенную позицию занимает технология социальной терапии, как целенаправленный процесс практического воздействия  соответствующий государственных  структур, общественных организаций  и объединений на конкретные формы  проявления социальных отношений или  социальной действительности, тесно  связанный с психотерапией, в  которой используются методы воздействия  на психику.

Эти воздействия основаны на психологических  теориях и методах и включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые  вызывают беспокойство, дискомфорт у  пациентов. Врач-психотерапевт работает в основном с неврозами, пограничными состояниями и другими нервно-психическими патологиями человека. Известны 4 основные модели психотерапии:

- психотерапия как метод лечения,  т.е. воздействие на соматическое  и психическое состояние клиента  (медицинская модель психотерапии);

- психотерапия как метод манипулирования,  носящий характер инструмента  и служащий целям общественного  контроля (социологическая модель);

- психотерапия как метод, приводящий  в действие процесс научения  личности (психологическая модель);

- психотерапия как комплекс  явлений, возникающих в ходе  взаимодействия между людьми (философская  модель). [37]

Социальный педагог в процессе работы с индивидами или социальными  группами постоянно сталкивается с  соматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами. Это помогает ему  выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию  его поведения. На первом этапе контакт  социального педагога с клиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Для оказания первой помощи он должен сам проводить терапевтическую работу или организовывать ее совместно с другими специалистами. Если же выявлены серьезные отклонения в здоровье пациента, то социальный педагог рекомендует обратиться к врачу или психотерапевту для более полного проведения необходимого лечения.

Одним из направлений социальной терапии  является семейная терапия, направленная на коррекцию психологических стереотипов, преодоление повышенной конфликтности, неблагоприятного эмоционального климата  в семьях разных категорий (в т.ч. и многодетных).

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления  одного из супругов, хотя иногда поводом  для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного  социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные  психосоматические последствия  семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой  семьей начинается с тщательного  изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего  имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названный  причин. Следует отметить, что внешние  затруднения – материально-экономические  ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь  истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут  вновь актуализироваться и стать  причиной постоянных конфликтов. Серьезное  расхождение в семейно-брачных  установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних  трудностей может обнаружиться, что  супруги придерживаются различных  моделей семьи (эгалитарных или  патриархальных), имеют несовпадающие  взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая  характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями (более подробная классификация  показателей неблагополучия семьи  представлена в таблице 4, см. Приложение 2).

Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает  собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств – осуществление  и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный педагог  не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения  между членами семьи, однако следует  помнить, что разрешение семейных проблем  – это, прежде всего, дело свободного выбора и ответственного поведения  самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая  эффективная социальная технология не принесет успеха.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений  контрольно-коррекционной деятельности в социальной работе. Своевременная  профилактическая, предупредительная  деятельность способствует значительному  снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, "состоявшимися" девиациями.

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в  выявлении причин и условий, ведущих  к отклонениям в поведении  социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления  отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

Таким образом, под профилактикой  понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

– предупреждение, устранение или  нейтрализацию основных причин и  условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

– предотвращение возможных физических, психических и социокультурных  девиаций у различных индивидов  и социальных групп;

– сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего  потенциала.

Профилактические мероприятия  варьируются в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме программных, запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.

Реализация профилактических мер  осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и др. Наиболее распространенным является метод профилактической беседы.

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей