Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
- диагностика внутрисемейных
Проведенный анализ причин девиантного
поведения позволил распределить "трудность"
подростков на группы и выбрать адекватную
программу коррекции
Основной контингент многодетных
семей составляют семьи с малым
воспитательным потенциалом. С целью
повышения педагогической грамотности
родителей и улучшения детско-
Таким образом, работа
Социальная диагностика
Социальная адаптация, социальное
консультирование, социальная профилактика
реализуются в следующих
- проведение психолого-
- проведение профилактических бесед;
- организация социальных
- организация психолого-
- диагностика причин
- привлечение учащихся к работе
в культурно-массовых
- организация летнего отдыха
учащихся в пришкольных
- содействие в профориентации
учащихся, индивидуальное
2.2 Практические
рекомендации для социального
педагога по оптимизации
Существующие проблемы в функционировании семьи, особенно таких уязвимых категорий, как многодетные семьи, на современном этапе развития обуславливают необходимость оказания семье помощи со стороны общества, государства. Анализ теоретических положений по проблеме, также проведенное нами исследование показывают, что это возможно посредством реализации технологий работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений показал, что, несмотря на широкую, многоаспектную работу с данной категорией семей, необходима разработка практических рекомендаций для социального педагога с целью повышения эффективности технологий работы с многодетной семьей.
Практические рекомендации для социального педагога были разработаны нами в двух направлениях: 1) работа с семьей; 2) работа с детьми из многодетных семей "группы риска" по профилактике и преодолению девиантных форм поведения.
♦ Практические рекомендации социальному педагогу по работе с семьей:
Нам представляется важным использование в работе с многодетной семьей структуры деятельности, построенной на дифференцированном педагогическом подходе к содержанию и технологиям социальной работы с семьей. Такая модель включает в себя следующие компоненты:
- наличие у специалиста
- широкое изучение семьи-
- дифференциация семей на типы
соответственно
- разработка программы (
- вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;
- отслеживание результатов
Изучение многодетной семьи и каждого ее члена будет оптимизировано при использовании специальных карт семьи, анкет (см. Приложение 7). Данные этой документации могут быть вынесены на обсуждение во время круглого стола.
Кроме этого, необходима качественная
и количественная характеристика показателей
семьи для учета причин неблагополучия.
Этим требованиям отвечает матрица
определения обобщенного
Таблица 8 - Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания
№ п/п |
Показатели семьи |
Баллы |
1. |
Состав семьи |
|
мать, отец, дедушка, бабушка |
5 | |
только мать и отец |
4 | |
мать и отчим, отец и мачеха |
3 | |
одна мать, один отец |
2 | |
нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники |
1 | |
2. |
Санитарно-жилищные условия семьи |
|
благоустроенная отдельная квартира |
5 | |
квартира с родителями супруга(и) |
4 | |
более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами |
3 | |
комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами |
2 | |
комната в общежитии, в бараке без удобств |
1 | |
3. |
Доход семьи |
|
могут практически ни в чем себе не отказывать |
5 | |
денег в основном хватает, но для покупки
товаров длительного |
4 | |
на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности |
3 | |
живут от зарплаты до зарплаты |
2 | |
денег до зарплаты не хватает |
1 | |
4. |
Педагогический стиль семьи |
|
постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия |
5 | |
слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость |
4 | |
первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям |
3 | |
равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни |
2 | |
напряженно-конфликтные |
1 | |
5. |
Уровень социального здоровья семьи |
|
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви |
5 | |
здоровый образ жизни без |
4 | |
в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке |
3 | |
судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов |
2 | |
стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение |
1 | |
6. |
Ценность детей в семье |
|
дети – главная ценность в семье |
5 | |
дети – равнозначимая ценность наряду с супружеством |
4 | |
дети дополняют супружеские |
3 | |
дети – элемент социального статуса: "как у всех" |
2 | |
дети – обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства |
1 | |
7. |
Отношения семьи со школой |
|
высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка |
5 | |
обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях |
4 | |
интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери |
3 | |
критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний |
2 | |
отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам) |
1 |
Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания
Общая сумма баллов – 105.
При анализе конкретной семьи сумма баллов:
- ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
- от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы;
- более 31 балла характеризует
благополучные семьи (чем
Задача в работе с неблагополучной семьей заключается в изменении ее статуса, нормализация межличностных отношений, морально-психологического микроклимата и устранение недостатков семейного воспитания. В связи с этим необходима работа по повышению педагогической грамотности родителей, вовлечение их в воспитательный процесс. [43]
Мы считаем важным использование в практике работы с неблагополучными многодетными семьями следующих форм работы:
- регулярные педагогические
- организация деятельности
- постоянно действующие
- использование форм
Мы считаем важным использовать в работе с семьей следующих тем нетрадиционных родительских собраний: "Законы семьи, законы жизни класса", "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)", "Детская агрессивность", "Семья и наркотики", "Влияние дисгармоничных семейных отношений на подростковую наркоманию".
Подробные методические разработки и ход проведения нетрадиционных родительских собраний (см. Приложение 8).
Кроме этого, одной из форм работы с родителями многодетных семей является выпуск брошюр, памяток по воспитанию с целью повышения педагогической грамотности. Мы предлагаем предоставить вниманию родителей книжку-памятку: "10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали" [7]:
№ 1. Обещание больше не любить
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».
Мнение родителей. Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!
Мнение психологов. Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воздействия. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствую фальшь. Одиножды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка. Намного лучше сказать так: «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю».
№ 2. Безразличие
«Делай что хочешь, мне всё равно».
Мнение родителей. Зачем напрягаться, спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребёнок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребёнка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.
Мнение психологов. Никогда не надо показывать малышу, что вам всё равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнёт проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребёнок ждёт, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг.
Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребёнком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».
№ 3. Слишком много строгости
«Ты должен делать то, что я тебе сказал (сказала), потому что я в доме главный (главная)».
Мнение родителей. Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный принцип в воспитании. Дискуссии здесь недопустимы. Не важно, сколько ребёнку – 6 или 16 лет, детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей