Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки.docx

— 196.03 Кб (Скачать)

Социальный патронаж семьи включает следующие направления:

- информационно-аналитическое, связанное  с идентификацией и фиксацией  ситуации как неблагополучной  или опасной;

- прямое вмешательство в ситуацию;

- заключение социальной службой  договора о сотрудничестве и  его планирование; непосредственная  поддержка клиента патроната  (патронат);

- контроль, оценка и завершение  работы с клиентом.

На всех этапах работы с многодетной  семьей социальный педагог фиксирует  на специальных учетных карточках  основное содержание работы данной семьей.

В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и  методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.

Таким образом, патронаж в системе  патроната и социальной работы означает:

- на уровне клиента – его  начало с момента определения  и квалификации социальной службой  жизненной ситуации клиента как  тяжелой и даже опасной для  него самого и его ближайшего  окружения; 

- на уровне содержания патронажной  работы – выдвижение тех задач,  которые выходят за рамки содержания  социальной помощи в обычном,  традиционном смысле, а потому  и не включены в работу с  периодически возникающими у  людей проблемами;

- на уровне методов патронажа  – использование не только  традиционных путей оказания  помощи, по и специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и  "пошаговой" помощи, включающей  формирование мотивации, развитие  отношений, применение воздействий,  которые чаще всего используются  при проблемно-ориентированном подходе  к клиенту;

- на уровне организации –  это система патроната, т. е.  особая форма организации среды  в отношениях с клиентом и  к самому клиенту, которая при  соблюдении принципов гуманизма  и учета интересов клиента  предполагает определенную долю  авторитарности и жесткости, отсутствующих  при реализации общих подходов  в социальной работе;

- на уровне границ социальной  работы – максимальное расширение  ее пространства, означающее необходимость  постоянного целенаправленного  привлечения к процессу оказания  социальной помощи и поддержки  целого ряда специалистов (по  горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);

- на уровне продолжительности  работы – пролонгация процесса  оказания помощи и поддержки  и выход за рамки какого-то  одного вида и одной формы  помощи (комплексный подход). [14, 21]

Таковы основные характеристики технологий работы социального педагога с многодетной  семьей. Умелое применение действенных  социальных технологий, включая технологий социальной работы с социально уязвимыми  группами многодетных семей, может  обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного  функционирования.

Таким образом, проведенный нами теоретический  анализ показал, что семья на современном  этапе развития находится в состоянии  кризиса, порожденного социально-экономическими, общественными условиями, сменой ценностных ориентаций и приоритетов в отношении  семьи как социального института. Для преодоления негативных тенденций, в данной области требуется усиление мер политики социальной поддержки  и защиты семьи. Многодетные семьи  являются объектом особого внимания социальных служб ввиду своей  социальной незащищенности и повышенной социальной уязвимости. Государственная  политика социальной защиты уязвимых слоев и групп населения в  первую очередь должна быть ориентирована  на превентивные и профилактические меры, которые бы способствовали предупреждению трудностей в этой области. В связи  с этим, представляется возможным  изучить технологии работы социального  педагога с многодетной семьей в  условиях общеобразовательного учреждения для глубокого анализа проблем  данной категории семей и выработки  практических рекомендаций для социального  педагога.

 

Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной  семьей

 

2.1 Анализ  работы социального педагога  с многодетной семьей в условиях  общеобразовательных учреждений

 

Анализ теоретических положений  проблемы работы социального педагога с многодетной семьей показал, что  современная семья как социальный институт находится в состоянии  кризиса и нуждается в государственной  поддержке. Многодетные семьи являются наиболее уязвимой категорией в силу своей повышенной иждивенческой  нагрузки ряда других причин. Социальная помощь данной категории семей должна включать, кроме адресной социальной помощи, комплекс превентивных и профилактических мер, направленных на предупреждение проблем, возникающих у многодетных семей. В связи с этим, нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение технологий работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Шыгырданская СОШ  », социальный педагог. В эксперимент было вовлечено 33 многодетных семей.

В ходе эксперимента решались следующие  задачи:

1) Изучить технологии работы  социального педагога с многодетной  семьей в условиях общеобразовательного  учреждения;

2) Разработать практические рекомендации  по оптимизации работы социального  педагога с многодетной семьей.

Социальная диагностика является одной из важнейших технологий работы социального педагога с многодетной  семьей. Анализ документации социального  педагога позволил получить следующие данные: из 33 многодетных семей только 29 является благополучной, 4 семьи – неблагополучные 3 категории, 1 семья - неблагополучная 2 категории. Исходя из классификации неблагополучных семей: 4 категория – педагогически несостоятельные; 3 категория – злоупотребляющие алкоголем; 2 категория – злоупотребляющие алкоголем, воспитанием детей не занимающиеся; 1 категория – родители могут быть лишены родительских прав. Из 33 семей – 3 семьи являются неполными и 30 полными семьями (см. диаграмму 1).

Из 33 семей 6 имеют статус малообеспеченных (см. диаграмму 2)

 

Диаграмма 1

 

Диаграмма 2

Анализ материальной обеспеченности полных многодетных семей показал, что из 9 семей в 6-ти семьях один из родителей не работает (чаще мать), в 2-х семьях – не работают оба родителя (см. диаграмму 3), только в одной семье  работают оба родителя.

Анализ причин, которые привели к появлению статуса неполной многодетной семьи, показал, что 1 семья осталась неполной после развода, 2 – после смерти супруга.

Диаграмма 3

 

Диаграмма 4

 

Большинство многодетных семей  имеют в среднем 3-4 ребенка, только в одной семье неработающая мать воспитывает 5 детей (см. диаграммы 5, 6).

 

Диаграмма 5

 

Диаграмма 6

 

 

Из 29 полных семей 2 являются малообеспеченными, 6 семей – с доходом выше прожиточного минимума; из 2 малообеспеченных – 1 семья является неблагополучной 3 категории. Из 4 неполных семей 2 являются малообеспеченными, 1 является неблагополучной 3 категории, 1 – неблагополучной 2 категории, остальные относятся к категории проблемных семей.

Таким образом, анализ социального  статуса и состава семьи показал, что практически все семьи (18%) являются малообеспеченными, наиболее социально уязвимыми являются неполные многодетные семьи одиноких матерей (см. Таблица 5, Приложение 3).

Вторым этапом социальной диагностики  после составления банка данных неблагополучных семей является рейд "Семья", проводимый совместно  с ПДН с целью более тщательного  анализа причин неблагополучия и  выработки плана социальной помощи многодетным семьям. Результаты рейда  позволили выявить следующее: практически 3 семьи (18%) имеют плохие социально-бытовые условия (малый размер жилплощади, отсутствие индивидуального уголка для ребенка, дефицит одежды, игрушек, постельных принадлежностей, неудовлетворительное качество питания). Социально-педагогический патронаж, реализуемый в рамках рейдов "Семья" позволил определить основные направления оказания комплексной помощи многодетной семье и детям в создании благоприятных условий развития ребенка, защите его прав и интересов. Работа с семьей в рамках рейдов "Семья" состояла из нескольких этапов:

- установление контакта с членами  семьи;

- выявление сущности семейных  проблем и причин их возникновения  (т.е. одновременно проводилась  социальная диагностика многодетной  семьи);

- определение плана вывода семьи  из тяжелой ситуации, который  включал комплекс мер социальной  помощи и поддержки со стороны  общеобразовательного учреждения, других служб, привлечение специалистов, способных помочь в решении  тех проблем, которые семья  не может решить самостоятельно (предоставление адресной социальной  помощи, обеспечение учащихся канцтоварами, одеждой, психолого-педагогическое  консультирование родителей, испытывающих  трудности в воспитании и организации  досуга детей; стимулирование  родителей к самопомощи;

- защита интересов и прав  ребенка (фиксация фактов жестокого  обращения с детьми), привлечение  родителей к ответственности  за неисполнение обязанностей;

- контроль, патронирование семьи  для закрепления результатов  проведенной работы.

В работе с многодетными семьями  использовался дифференцированный подход на основе результатов социальной диагностики. Неблагополучным семьям, испытывающим материальные трудности, в первую очередь оказывалась  материально-бытовая помощь, услуги школьного педагога (тренинги, коррекционно-развивающие занятия, проведение родительских лекториев совместно с заместителем по воспитательной работе, классными руководителями), социально-педагогические услуги. Работа с многодетными семьями была направлена прежде всего на профилактику девиантных форм поведения детей, для этого очень важно привить детям умение разумно и с пользой для себя проводить свое свободное время, помочь ребенку приобрести позитивный опыт самоутверждения и общения со сверстниками. Основные составные компоненты этой работы – привлечение подростков к участию в культурно-массовых мероприятиях, проводимых школой, вовлечение в работу кружков и спортивных секций, организация экскурсий.

Третий этап социальной диагностики: подведение итогов рейда "Семья", постановка неблагополучных семей  на учет, составление плана оказания социальной помощи многодетным семьям.

По результатам рейда, 14 многодетных  семей из числа малообеспеченных получили материальную помощь через  отдел социальной защиты, 27 детей  из малообеспеченных многодетных семей  получают в школе бесплатные учебные пособия. Кроме этого, при помощи акции "Помоги собраться в школу" 25 детей из многодетных семей были обеспечены канцтоварами. В целях профилактики безнадзорности, девиантного поведения для детей "группы риска" организована занятость во внеурочное время в кружках и секциях, в летнее время проводилось индивидуальное трудоустройство подростков, организованы мероприятия в рамках программы "Здоровье", "Профориентация", "Воспитание гражданина".

С родителями, уклоняющимися от воспитания, проводилась совместная работа с  КДН, ПДН по привлечению к воспитанию учащихся, а также профилактические беседы с учениками их родителями.

С целью отслеживания динамики и  результативности работы с многодетными семьями рейды "Семья" были проведены  также во время осенних и зимних каникул. По итогам рейда состоялись собеседование с родителями, семьи  которых относятся к категории  неблагополучных, оказание им консультативной  психолого-педагогической помощи, а  также педсовет по оформлению заключений о привлечении родителей к ответственности за неисполнение обязанностей; в течение года совместно с ПДН проводился совет профилактики. Результаты рейда позволили определить актуальные проблемы и направления работы с многодетными семьями; социальным педагогом совместно с классными руководителями были составлены индивидуальные карточки "трудных" учащихся, организованы выступления на психолого-педагогических семинарах.

В рамках программы профилактики и  коррекции девиантного поведения  детей из семей "группы риска" школьными педагогами была проведена диагностика индивидуальных психологических особенностей "трудных" подростков с целью выявления причин девиантного поведения:

- исследование темперамента;

- самооценки;

- уровня школьной тревожности;

- акцентуаций характера;

- выявление мотивации обучения, причин неуспеваемости;

- изучение социального статуса  учащихся в школьном коллективе;

- изучение характера взаимоотношений  со сверстниками;

- диагностика познавательной сферы;

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей