Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Социальный патронаж семьи включает следующие направления:
- информационно-аналитическое,
- прямое вмешательство в
- заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование; непосредственная поддержка клиента патроната (патронат);
- контроль, оценка и завершение работы с клиентом.
На всех этапах работы с многодетной семьей социальный педагог фиксирует на специальных учетных карточках основное содержание работы данной семьей.
В патронировании семьи используются
самые разнообразные формы и
методы: материальная поддержка; социальное
и психосоциальное
Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:
- на уровне клиента – его
начало с момента определения
и квалификации социальной
- на уровне содержания
- на уровне методов патронажа
– использование не только
традиционных путей оказания
помощи, по и специальных
- на уровне организации –
это система патроната, т. е.
особая форма организации
- на уровне границ социальной
работы – максимальное
- на уровне продолжительности работы – пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход). [14, 21]
Таковы основные характеристики технологий работы социального педагога с многодетной семьей. Умелое применение действенных социальных технологий, включая технологий социальной работы с социально уязвимыми группами многодетных семей, может обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного функционирования.
Таким образом, проведенный нами теоретический
анализ показал, что семья на современном
этапе развития находится в состоянии
кризиса, порожденного социально-экономическими,
общественными условиями, сменой ценностных
ориентаций и приоритетов в отношении
семьи как социального
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ
работы социального педагога
с многодетной семьей в
Анализ теоретических
Исследование проводилось на базе МБОУ «Шыгырданская СОШ », социальный педагог. В эксперимент было вовлечено 33 многодетных семей.
В ходе эксперимента решались следующие задачи:
1) Изучить технологии работы
социального педагога с
2) Разработать практические
Социальная диагностика
Из 33 семей 6 имеют статус малообеспеченных (см. диаграмму 2)
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Анализ материальной обеспеченности полных многодетных семей показал, что из 9 семей в 6-ти семьях один из родителей не работает (чаще мать), в 2-х семьях – не работают оба родителя (см. диаграмму 3), только в одной семье работают оба родителя.
Анализ причин, которые привели к появлению статуса неполной многодетной семьи, показал, что 1 семья осталась неполной после развода, 2 – после смерти супруга.
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Большинство многодетных семей имеют в среднем 3-4 ребенка, только в одной семье неработающая мать воспитывает 5 детей (см. диаграммы 5, 6).
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Из 29 полных семей 2 являются малообеспеченными, 6 семей – с доходом выше прожиточного минимума; из 2 малообеспеченных – 1 семья является неблагополучной 3 категории. Из 4 неполных семей 2 являются малообеспеченными, 1 является неблагополучной 3 категории, 1 – неблагополучной 2 категории, остальные относятся к категории проблемных семей.
Таким образом, анализ социального
статуса и состава семьи
Вторым этапом социальной диагностики
после составления банка данных
неблагополучных семей является
рейд "Семья", проводимый совместно
с ПДН с целью более
- установление контакта с
- выявление сущности семейных
проблем и причин их
- определение плана вывода
- защита интересов и прав
ребенка (фиксация фактов
- контроль, патронирование семьи для закрепления результатов проведенной работы.
В работе с многодетными семьями
использовался
Третий этап социальной диагностики: подведение итогов рейда "Семья", постановка неблагополучных семей на учет, составление плана оказания социальной помощи многодетным семьям.
По результатам рейда, 14 многодетных семей из числа малообеспеченных получили материальную помощь через отдел социальной защиты, 27 детей из малообеспеченных многодетных семей получают в школе бесплатные учебные пособия. Кроме этого, при помощи акции "Помоги собраться в школу" 25 детей из многодетных семей были обеспечены канцтоварами. В целях профилактики безнадзорности, девиантного поведения для детей "группы риска" организована занятость во внеурочное время в кружках и секциях, в летнее время проводилось индивидуальное трудоустройство подростков, организованы мероприятия в рамках программы "Здоровье", "Профориентация", "Воспитание гражданина".
С родителями, уклоняющимися от воспитания, проводилась совместная работа с КДН, ПДН по привлечению к воспитанию учащихся, а также профилактические беседы с учениками их родителями.
С целью отслеживания динамики и результативности работы с многодетными семьями рейды "Семья" были проведены также во время осенних и зимних каникул. По итогам рейда состоялись собеседование с родителями, семьи которых относятся к категории неблагополучных, оказание им консультативной психолого-педагогической помощи, а также педсовет по оформлению заключений о привлечении родителей к ответственности за неисполнение обязанностей; в течение года совместно с ПДН проводился совет профилактики. Результаты рейда позволили определить актуальные проблемы и направления работы с многодетными семьями; социальным педагогом совместно с классными руководителями были составлены индивидуальные карточки "трудных" учащихся, организованы выступления на психолого-педагогических семинарах.
В рамках программы профилактики и
коррекции девиантного
- исследование темперамента;
- самооценки;
- уровня школьной тревожности;
- акцентуаций характера;
- выявление мотивации обучения, причин неуспеваемости;
- изучение социального статуса
учащихся в школьном
- изучение характера
- диагностика познавательной
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей