Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Правильный подбор методов профилактического
воздействия, их своевременное и
профессиональное осуществление обеспечивают
эффективность социальной профилактики.
В социальной работе это означает
предупреждение неблагоприятного развития
тех или иных социальных процессов,
сохранение, поддержание и защиту
нормального уровня жизни и здоровья
людей. Профилактика позволяет уберечь
общество и личность от затрат и
серьезных усилий по преодолению
устойчивых негативных явлений и
процессов. Ведь легче предупредить
и предотвратить дальнейшее развитие
негативного процесса, чем по том
преодолевать его, противодействуя
его проявлениям и
Данные исследования социального
статуса многодетных семей
Также можно отметить следующие направления социальной профилактики в отношении многодетных семей:
– Превентивная работа, направленная на предотвращение или профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную жизнь семьи.
– Необходимо помогать строить отношения в семье, уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи.
Необходимо выделить в работе с многодетными семьями два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь).
В работе с многодетной семьей социальному педагогу необходимо сконцентрировать усилия на пропаганде здорового образа жизни, способствовать усилению роли родителей в воспитании детей посредством привлечения их внимания к проблемам детей в семье, школе, на улице. В качестве одной из форм социальной работы могут выступать лектории, конференции для родителей с привлечением специалистов из органов социальной защиты, здравоохранения, образования. Социальный педагог должен помнить, что многодетная семья имеет как слабые, так и сильные стороны. Поэтому при взаимодействии с ней желательно направлять усилия на устранение слабых и укрепление сильных сторон, чтобы семья осознала свои проблемы и нашла собственные силы для их разрешения.
Социальный педагог является связующим звеном между многодетной семьей и субъектами социальной помощи (органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, органы здравоохранения, муниципальные органы власти, неправительственные организации, компетентные специалисты (юристы, психологи, педагоги), предприятия работы родителя). [17]
Конечно, оптимальным вариантом было бы объединение всех субъектов социальной помощи в единую службу – координирующий орган, в котором социальный педагог выполнял бы основную роль, имея возможность проводить разноплановую деятельность с многодетными семьями: консультирование, комплексную диагностику, учет (банк данных таких семей), дифференцированно определять направления помощи, привлекать дополнительные средства, обеспечивать взаимодействие субъектов помощи, включенность семьи в досуговые, оздоровительные и другие мероприятия.
Таким образом, при всем своеобразии
профилактического, адаптационного, реабилитационного
и терапевтического воздействия
на социальные объекты в этих процессах
есть много общего. Они нередко
взаимовлияют друг на друга. Уже отмечалось,
что некоторые терапевтические
методы активно используются в адаптации,
реабилитации и даже в профилактике.
Адаптация может служить одним
из средств реабилитации. С другой
стороны, реабилитационные методы используются
в ходе адаптации. И все это
направлено на достижение общей цели
– оказание социальной помощи путем
восстановления, сохранения или улучшения
способности к социальному
Одной из успешно применяемых технологий работы социального педагога с многодетной семьей является социальное консультирование. Социальное консультирование – это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования.
Основной целью
При проведении социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд исследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально-психологического консультирования:
- доброжелательное и
- ориентация на нормы и
- запрет давать советы клиенту;
- анонимность консультирования;
- включенность клиента в
- разграничение личных и
Социально-психологическое
Важнейшим направлением социономического
консультирования является семейное консультирование.
Оно охватывает такой спектр проблем,
как взаимоотношения между
Опыт работы психолого-педагогических консультационных центров свидетельствует, что школьная успеваемость входит в основное содержание запроса родителей в более чем половине всех обращений. Приемы работы консультанта с детьми и родителями могут быть разными в зависимости от индивидуально-личностных особенностей клиентов. Однако есть некоторые правила, которые должны быть реализованы консультантом практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. Как справедливо заключают некоторые ученые (Т.Н. Овчинникова), к таким правилам можно отнести:
- обязательное наполнение
- использование принципов "
- совместное с родителями
Важнейшим направлением в работе с
многодетными семьями является также
социально-правовое консультирование
– в рамках поддержки создания
малого бизнеса, - содействующее переходу
к полной или частичной
Отсутствие рыночного
Татьяна Шеляг, исследуя социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи, отмечает: "Представляется весьма полезным введение в органах муниципального самоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией о ресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь на наблюдения территориального работника социальных служб, судить о целесообразности или нецелесообразности выделения кредитов и оказания иной помощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере, отсечению таких претендентов, которые заведомо не способны к предпринимательской деятельности".
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий социальной работы с многодетными семьями, играет важную роль в системе социального обслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий. [18, 27, 32]
Одной из технологий социальной работы с многодетной семьей, направленной на поддержку данной категории семей, является социальный патронаж.
Патронаж – это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.
В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи.
Первое направление
Второе направление
Рассматривая первое направление,
отметим, что, например, медико-социальный
патронаж действует в отношении
больных и физически
Социально-психологический
Специалисты, осуществляющие психологический
патронаж, проводят консультирование,
находят вместе с клиентами альтернативные
пути выхода из конфликтных ситуаций,
выполняют посреднические функции
между клиентом и его окружением,
помогают снизить у клиента чувство
тревожности, при этом специалист должен
квалифицированно совместить членов семьи
в процесс планируемых
Социальный патронаж способствует
изучению и прояснению ситуации с
учетом социального и психологического
состояния клиента при
Социально-педагогический патронаж включает
в себя всестороннюю и действенную
помощь семье, имеющей различные
проблемы, силами специалистов социальных
служб, ориентирующихся на собственные
педагогические возможности, а также
на ресурсы социально-
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей