Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки.docx

— 196.03 Кб (Скачать)

Правильный подбор методов профилактического  воздействия, их своевременное и  профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь  общество и личность от затрат и  серьезных усилий по преодолению  устойчивых негативных явлений и  процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем по том  преодолевать его, противодействуя  его проявлениям и последствиям.

Данные исследования социального  статуса многодетных семей позволяют  рассмотреть целесообразность стимулирования многодетности сверх определённого  предела, о выработке критериев  и параметров здоровой многодетной  семьи, о путях и способах её поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных  установок. Следует интенсифицировать  помощь на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетная семья не перешла ещё в разряд "проблемных". Распространение принципов и стереотипов ответственного родительства способствовало бы стабилизации хотя бы некоторых показателей рождаемости на социально желательном уровне.

Также можно отметить следующие  направления социальной профилактики в отношении многодетных семей:

– Превентивная работа, направленная на предотвращение или профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную жизнь семьи.

– Необходимо помогать строить отношения  в семье, уметь взаимодействовать  с членами семьи, строить отношения  в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать  на себя ответственность за нормальную жизнь семьи.

Необходимо выделить в работе с  многодетными семьями два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые  еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые  не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь).

В работе с многодетной семьей социальному  педагогу необходимо сконцентрировать усилия на пропаганде здорового образа жизни, способствовать усилению роли родителей в воспитании детей посредством привлечения их внимания к проблемам детей в семье, школе, на улице. В качестве одной из форм социальной работы могут выступать лектории, конференции для родителей с привлечением специалистов из органов социальной защиты, здравоохранения, образования. Социальный педагог должен помнить, что многодетная семья имеет как слабые, так и сильные стороны. Поэтому при взаимодействии с ней желательно направлять усилия на устранение слабых и укрепление сильных сторон, чтобы семья осознала свои проблемы и нашла собственные силы для их разрешения.

Социальный педагог является связующим звеном между многодетной семьей и субъектами социальной помощи (органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, органы здравоохранения, муниципальные органы власти, неправительственные организации, компетентные специалисты (юристы, психологи, педагоги), предприятия работы родителя). [17]

Конечно, оптимальным вариантом  было бы объединение всех субъектов  социальной помощи в единую службу – координирующий орган, в котором  социальный педагог выполнял бы основную роль, имея возможность проводить разноплановую деятельность с многодетными семьями: консультирование, комплексную диагностику, учет (банк данных таких семей), дифференцированно определять направления помощи, привлекать дополнительные средства, обеспечивать взаимодействие субъектов помощи, включенность семьи в досуговые, оздоровительные и другие мероприятия.

Таким образом, при всем своеобразии  профилактического, адаптационного, реабилитационного  и терапевтического воздействия  на социальные объекты в этих процессах  есть много общего. Они нередко  взаимовлияют друг на друга. Уже отмечалось, что некоторые терапевтические  методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже в профилактике. Адаптация может служить одним  из средств реабилитации. С другой стороны, реабилитационные методы используются в ходе адаптации. И все это  направлено на достижение общей цели – оказание социальной помощи путем  восстановления, сохранения или улучшения  способности к социальному функционированию и обеспечению социального оздоровления семей социального риска, в том  числе и многодетных. А социальное здоровье граждан, благополучие семей  является необходимым условием стабильного  и прогрессивного развития страны.

Одной из успешно применяемых технологий работы социального педагога с многодетной  семьей является социальное консультирование. Социальное консультирование – это  квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с  целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление  консультирования.

Основной целью социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций. [37]

При проведении социономического консультирования важно придерживаться основных принципов  этой деятельности. Ряд исследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо  выделяют шесть основных принципов  социально-психологического консультирования:

- доброжелательное и безоценочное  отношение к клиентам;

- ориентация на нормы и ценности  клиента;

- запрет давать советы клиенту; 

- анонимность консультирования;

- включенность клиента в процесс  консультирования;

- разграничение личных и профессиональных  отношений.

Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с  клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.

Важнейшим направлением социономического консультирования является семейное консультирование. Оно охватывает такой спектр проблем, как взаимоотношения между супругами, между ними и их родителями, детьми и родителями. В последние годы в нашей стране создаются и  начинают функционировать психолого-педагогические консультационные центры. Значительное количество лиц, обращающихся в них  за помощью, - это родители, которых  беспокоят проблемы воспитания и развития детей, конфликты во взаимоотношениях с ними. Как показывает практика, совершенно бессмысленно консультировать детей до 14-15 лет без участия родителей. Ведь их проблемы просто невозможно решать без анализа общего контекста семейных отношений, учета специфики общения детей с родителями.

Опыт работы психолого-педагогических консультационных центров свидетельствует, что школьная успеваемость входит в  основное содержание запроса родителей  в более чем половине всех обращений. Приемы работы консультанта с детьми и родителями могут быть разными  в зависимости от индивидуально-личностных особенностей клиентов. Однако есть некоторые  правила, которые должны быть реализованы  консультантом практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. Как справедливо заключают  некоторые ученые (Т.Н. Овчинникова), к таким правилам можно отнести:

- обязательное наполнение родительской  жалобы-запроса конкретным содержанием  путем получения от родителей  подробного описания поведенческой  ситуации, явившейся основой запроса; 

- использование принципов "стереоскопичности"  взгляда на ситуацию, т.е. фиксации  этого взгляда как субъективно,  с позиций, связанных с ситуацией  членов семьи, так и объективно, с позиции консультанта;

- совместное с родителями выдвижение  консультантом гипотезы об истории  развития "отрицательного" качества  у ребенка и возможных путях  его преодоления. 

Важнейшим направлением в работе с  многодетными семьями является также  социально-правовое консультирование – в рамках поддержки создания малого бизнеса, - содействующее переходу к полной или частичной самообеспеченности данной категории семей.

Отсутствие рыночного менталитета  и информации о механизмах деятельности этой социально-экономической системы  требует создания специальных структур, оказывающих консультативно-методическую, информационную, организационную помощь семьям, изъявившим желание организовать малое производство. В настоящее время усилия государственных и негосударственных органов в этой сфере разрозненны и непоследовательны. Так, переученные в службах занятости и приобретшие современную специальность индивиды не могут применить её в силу ряда объективных причин, прежде всего, материально-экономического характера. Кредитование инициативных малых фирм затруднено отсутствием гарантий и высоким банковским процентом. Недостаток информации и рекламы приводит к тому, что производятся продукты, имеющие небольшой спрос, а то, что могло бы удовлетворить вполне платёжеспособный спрос, не находит потребителя.

Татьяна Шеляг, исследуя социальный статус многодетных семей и их способность  к самопомощи, отмечает: "Представляется весьма полезным введение в органах  муниципального самоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией о ресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь на наблюдения территориального работника социальных служб, судить о целесообразности или  нецелесообразности выделения кредитов и оказания иной помощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере, отсечению таких  претендентов, которые заведомо не способны к предпринимательской  деятельности".

Исходя из вышесказанного, можно  заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий социальной работы с многодетными семьями, играет важную роль в системе социального  обслуживания населения, особенно социально  уязвимых категорий. [18, 27, 32]

Одной из технологий социальной работы с многодетной семьей, направленной на поддержку данной категории семей, является социальный патронаж.

Патронаж – это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря  которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и  повысить ее адаптационные возможности.

В настоящее время различают  два направления социального  патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех действий, которые  осуществляют социальные службы в отношении  семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой  принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и  т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей  алкоголиков)1 и т. д.

Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении  больных и физически неполноценных  членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической  и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в  воспитании детей, находящимся в  состоянии хронической социально-психологической  дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический  патронаж, проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции  между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство  тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи  в процесс планируемых изменений. [24]

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с  учетом социального и психологического состояния клиента при использовании  средств, снижающих уровень тревоги  и предоставляющих эмоциональную  поддержку, а также направлен  на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную  помощь семье, имеющей различные  проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные  педагогические возможности, а также  на ресурсы социально-педагогического  пространства.

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей