Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки.docx

— 196.03 Кб (Скачать)

Примечание. Заполните лист со всеми  детьми вместе. Его можно использовать как пример в случае затруднения.

Время выполнения задания – 40 минут. [25]

Мы считаем, что использование  этих упражнений в социально-педагогической работе с девиантными детьми будет  способствовать повышению самооценки и развитию социальных навыков общения  у дезадаптивных детей и подростков, что является важным направлением в  педагогической корректирующей работе с данной категорией детей.

Таковы разработанные нами практические рекомендации для социального педагога в реализации технологий работы с  многодетными семьями. Мы считаем, что  применение этих рекомендаций повысит  эффективность реализации технологий работы социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения.

Таким образом, работа социального  педагога с многодетной семьей является комплексной; большое значение имеет  не только предоставление адресной социальной помощи, но и профилактические меры, направленные на предупреждение трудностей, что в свою очередь повышает эффективность  работы социального педагога с многодетной  семьей.

 

Заключение

 

Проблемы семьи становятся очень  актуальны на современном этапе  развития общества. Трансформация социально-экономических  условий жизни, поляризация доходов  привела к глубокой дифференциации российского общества, обеднению  и даже обнищанию определенной части  населения. Обострение социально-экономических  проблем тяжело отразилось на состоянии  практически всех групп и слоев  населения и, в первую очередь, на детях. Кризис повлек за собой утрату жизненных смыслов, разрушение системы  ценностей, которые задают ориентиры  развития личности и общества. Ценностный хаос отразился и на функционировании основных социальных институтов общества.

Претерпевает глобальные изменения  институт семьи. Идет процесс формирования семьи нового типа, в значительно  меньшей степени ориентированной  на детей как на ценность. Стабильно  высоко число разводов, что способствует увеличению числа неполных семей. Дестабилизирующее  влияние оказывают на многие семьи  тяжелые условия современной  социально-экономической жизни. Ситуация усугубляется в случае алкогольной  или наркотической зависимости  родителей. Дезадаптирующее влияние  семей такого типа приобретает критический  характер.

Основные функции семьи –  это преемственность и передача социального опыта, социализация человека в обществе прежде всего. Нарушения  в функционировании семьи, как социального  института, пагубно сказывается  на механизмах функционирования общества, нарушает социальную структуру общества. Современной семье требуется  помощь общества и государства в  восстановлении нормального функционирования семейных отношений. Наиболее уязвимыми  являются многодетные семьи в  связи с комплексом проблем, которые  сопровождают эту семью на всех этапах ее развития. Многодетные семьи нуждаются  в значительно более высоком уровне помощи, чем семьи, воспитывающие одного-двух детей. Причем, если сам факт наличия детей осложняет положение семьи и повышает риск ее малообеспеченности, то наличие такого числа детей, которое в современной социальной обстановке может расцениваться как отклонение, детерминирующее повышенный уровень социальной уязвимости семьи, ставит их в особо сложную социальную ситуацию, обусловленную материальными и жилищными трудностями, психологическими проблемами, неадекватной оценкой общественного мнения.

Актуальность этих проблем обусловила выбор темы нашего исследования. Цель нашего исследования – изучить технологии работы социального педагога с многодетной  семьей. Мы предположили, что эффективность  технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом  применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории  семей.

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МБОУ «Шыгырданская СОШ ». Результаты исследования позволили изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Нами выявлено, что работа социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.

Социальная диагностика многодетных  семей включает в себя следующие  этапы работы: предварительное ознакомление с объектом работы, выявление его  сильных и слабых сторон (исследование социального статуса), выбор направлений  комплексной помощи семье. Важную роль имеет промежуточная диагностика и контроль для закрепления результатов проведенной работы.

Социальная адаптация, социальное консультирование, социальная профилактика реализуются в следующих направлениях работы социального педагога:

- проведение психолого-педагогического  консультирования родителей;

- проведение профилактических  бесед;

- организация социальных занятий  в краевом медико-педагогическом  центре; проведение совета профилактики  совместно с инспектором ПДН,  бесед инспектора ПДН с родителями;

- организация психолого-педагогических  семинаров;

- диагностика причин девиантного  поведения детей;

- привлечение учащихся к работе  в культурно-массовых мероприятиях, вовлечение в работу кружков,  секций во внеурочное время  с целью профилактики безнадзорности;

- организация летнего отдыха  учащихся в пришкольных лагерях;

- содействие в профориентации  учащихся, индивидуальное трудоустройство  подростков.

На основе анализа работы социального  педагога нами были разработаны практические рекомендации для повышения эффективности  работы социального педагога с данной категорией семей. Разработка практических рекомендаций для социального педагога проводилась нами в двух направлениях:

1. Оптимизация работы с семьей.

2. Повышение эффективности социально-педагогической  работы с девиантными детьми.

Нами был разработан комплекс мер  и формы работы, способствующие эффективности  реализации технологий работы социального  педагога с многодетной семьей в  условиях общеобразовательного учреждения. Основное внимание мы уделили комплексу превентивных и профилактических мер, предупреждающих появление проблем у многодетных семей. Применение этих рекомендаций обеспечит повышение эффективности технологий работы социального педагога с многодетной семьей. Таким образом, мы считаем, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.

Вместе с тем, вопросы технологий работы социального педагога с многодетной  семьей не ограничиваются рамками нашего исследования. Дальнейшей разработки требуют такие вопросы, как психолого-медико-педагогическое сопровождение многодетных семей, имеющих детей-инвалидов и вопросы  социализации детей из многодетных  семей посредством включения  в общественно-полезную деятельность (общественные организации, волонтерская деятельность и др.).

 

Список  использованной литературы

1. Астоянц, М.С. Социокультурная  детерминация личностных характеристик  несовершеннолетнего в условиях  депривации / М.С. Астоянц // Отечественный  журнал социальной работы. – 2005. - № 3. – с. 40-47.

2. Бергер, В. Нуклеарная семья как  первооснова цивилизации в исторической  перспективе / В. Бергер // Вестник  Московского ун-та. Сер. 18. Социология  и политология. – 2003. - № 3. –  с. 93-100.

3. Василькова, Ю.В. Методика и опыт  работы социального педагога: Учеб. пособие / Юлия Валерьевна Василькова. – М.: Изд. центр "Академия", 2001. – 160 с.

4. Госпорьян, А., Новикова, М. О системе  социального обслуживания семьи детей / А. Госпорьян, М. Новикова // Социальное обеспечение. – 2004. - с.24-30.

5. Госпорьян, А., Новикова, М. Тенденции  развития семьи в России / А.  Госпорьян, М. Новикова // Социальное  обеспечение. – 2005. - № 24. –  с.4-7.

6. Гуров, В.Н. Социальная работа  образовательных учреждений с  семьей / Валерий Николаевич Гуров.  – М.: Педагогич. общ-во России, 2005. – 320 с.

7. Десять ошибок в воспитании, которые  все когда-нибудь совершали // Социальная педагогика. - 2005. - № 2. – с. 76-78.

8. Дубошеева, И.М. Социальная работа  по предотвращению насилия в  семье / И.М.Дубошеева // Отечественный  журнал социальной работы. – 2002. - № 1. – с. 49-52.

9. Занько, С. О межведомственном  взаимодействии / С. Занько // Социальное  обеспечение. – 2004. - № 11. –  с.24-32.

10. Захарченко, Е. Особенности современной  социально-педагогической ситуации / Е. Захарченко // Социальная педагогика. - 2005. - № 2. – с. 28-32.

11. Землянухина, Н. Влияние внутрисемейных  отношений на формирование личности  ребенка / Наталья Землянухина  // Социальная педагогика. - 2005. - №  1. – с. 81-83

12. Искусство общения с детьми  – старшеклассниками (сценарий  родительского собрания) // Социальная  педагогика. – 2005. - № 1. – с. 73-76.

13. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и  внутришкольное управление / Юрий  Александрович Конаржевский. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. – 224 с.

14. Королева, Г.Н. Взаимодействие с  сетью социальных контактов ребенка  и его семьи / Г.Н. Королева // Отечественный журнал социальной  работы. – 2005. - № 3. – с. 35-40.

15. Кубланова, Н.М. Современное состояние  института семьи: функциональный  срез / Н.М. Кубланова // Отечественный  журнал социальной работы. – 2003. - № 2. – с. 34-38.

16. Куприна, В. Общественные организации  и проблемы адресной помощи / В.  Куприна // Социальное обеспечение.  – 2004. - № 10. – с.14-20.

17. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие / Тамара Владимировна  Лодкина. – М.: Изд. центр "Академия", 2003. – 192 с.

18. Манукян, Э. Региональные особенности  социальной поддержки семьи и  детей / Э. Манукян // Социальное  обеспечение. – 2004. - № 3. – с. 2-8.

19. Олифиренко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. В помощь социальным педагогам  образовательных учреждений / Людмила  Яковлевна Олифиренко, Татьяна Ивановна  Шульга, Изабелла Федоровна Дементьева // Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными  семьями: В 2 ч.: Часть 2. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2003. – 516 с.

20. Олифиренко, Л.Я. Социальная поддержка  детей "группы риска": Учеб. пособие / Людмила Яковлевна Олифиренко, Татьяна Ивановна Шульга, Изабелла Федоровна Дементьева. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 256 с.

21. Осипова, И.И. Установление контактов  с семьей в процессе патронажа:  методики и технологии / И.И. Осипова  // Отечественный журнал социальной  работы. – 2005. - № 3. – с. 56-65.

22. Павленок, П.Д. Системный подход  в социальной работе / П.Д. Павленок // Отечественный журнал социальной  работы. – 2005. - № 2. – с. 8-16.

23. Павленок, П.Д. Теория, история и  методология социальной работы / П.Д. Павленок: Учеб. пособие –  2-е изд., переработ. и доп. –  М.: Издательско-торговая компания "Дашков  и Ко", 2005. – 215 с.

24. Першикова, В.В. Социальный патронаж  семьи: помощь родителям и детям  / ВВ Першикова // Отечественный  журнал социальной работы. – 2006. - № 1. – с. 69-72.

25. Повышение самооценки и развитие  социальных навыков у детей  и подростков // Социальная педагогика. – 2005. - № 1. – с. 58-60.

26. Погребняк, Л.П. Управление образовательным  учреждением: Организационно-педагогический  и правовые аспекты / Любовь  Павловна Погребняк. – М.: ЦГЛ:  Ставрополь: Сервиссикола, 2003. – 208 с.

27. Попов, В.Г., Холостова, Е.И. Социальная  политика и социальная работа / Виктор Григорьевич Попов, Евдокия  Ивановна Холостова. – М.: Изд.  центр "Академия", 1997. – 182 с.

28. Проневская, И.В. Деформация внутрисемейных  отношений: сравнительный анализ / И.В. Проневская // Вестник Московского  ун-та. Сер. 18. Социология и политология.  – 1997. - № 2.

29. Проневская, И.В. Образ семьи в  средствах массовой информации (опыт  контент-анализа) / И.В. Проневская // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. –  2003. - № 4. – с. 159-165.

30. Попеное, Д. Как восстановить  нуклеарную семью в современном  обществе / Д. Попеное // Вестник  Московского ун-та. Сер. 18. Социология  и политология. – 2003. - № 3. –  с. 101-106.

31. Саленко, Н. Конкурс многодетных  семей / Н. Саленко // Социальное  обеспечение. – 2004. - № 12. –  с. 14-22.

32. Сергеева, Е.А. Оценка потребностей  уязвимых семей в социальной  помощи / Е.А. Сергеева // Отечественный  журнал социальной работы. – 2006. - № 1. – с. 31-37.

33. Сергеева, Е.А. Специфика политики  социальной поддержки уязвимых  категорий населения / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной  работы. – 2005. - № 4. – с. 35-46.

34. Сергеева, Е.А. Специфика социальной  защиты уязвимых семей в Смоленской  области / Е.А. Сергеева // Отечественный  журнал социальной работы. – 2005. - № 1. – с. 58-61.

35. Солнышкина, М.Г. Роль социальных  технологий в становлении и  развитии теории и практики  социальной работы / М.Г. Солнышкина // Отечественный журнал социальной  работы. – 2003. - № 2. – с. 30-33.

36. Социальная работа / Под общ. ред.  проф. В.И. Курбатова: Учеб. пособие.  – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 480 с. (Высшее образование)

37. Социальная работа: Теория и организация:  Учеб. пособие / Под ред. П.П.  Украинец. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.

38. Сперанский, А. Изгои в классе / Андрей Сперанский // Социальная  педагогика. - 2005. - № 1. – с. 77-78.

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей