Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Примечание. Заполните лист со всеми детьми вместе. Его можно использовать как пример в случае затруднения.
Время выполнения задания – 40 минут. [25]
Мы считаем, что использование
этих упражнений в социально-педагогической
работе с девиантными детьми будет
способствовать повышению самооценки
и развитию социальных навыков общения
у дезадаптивных детей и
Таковы разработанные нами практические рекомендации для социального педагога в реализации технологий работы с многодетными семьями. Мы считаем, что применение этих рекомендаций повысит эффективность реализации технологий работы социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения.
Таким образом, работа социального педагога с многодетной семьей является комплексной; большое значение имеет не только предоставление адресной социальной помощи, но и профилактические меры, направленные на предупреждение трудностей, что в свою очередь повышает эффективность работы социального педагога с многодетной семьей.
Заключение
Проблемы семьи становятся очень
актуальны на современном этапе
развития общества. Трансформация социально-
Претерпевает глобальные изменения
институт семьи. Идет процесс формирования
семьи нового типа, в значительно
меньшей степени
Основные функции семьи – это преемственность и передача социального опыта, социализация человека в обществе прежде всего. Нарушения в функционировании семьи, как социального института, пагубно сказывается на механизмах функционирования общества, нарушает социальную структуру общества. Современной семье требуется помощь общества и государства в восстановлении нормального функционирования семейных отношений. Наиболее уязвимыми являются многодетные семьи в связи с комплексом проблем, которые сопровождают эту семью на всех этапах ее развития. Многодетные семьи нуждаются в значительно более высоком уровне помощи, чем семьи, воспитывающие одного-двух детей. Причем, если сам факт наличия детей осложняет положение семьи и повышает риск ее малообеспеченности, то наличие такого числа детей, которое в современной социальной обстановке может расцениваться как отклонение, детерминирующее повышенный уровень социальной уязвимости семьи, ставит их в особо сложную социальную ситуацию, обусловленную материальными и жилищными трудностями, психологическими проблемами, неадекватной оценкой общественного мнения.
Актуальность этих проблем обусловила выбор темы нашего исследования. Цель нашего исследования – изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей. Мы предположили, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МБОУ «Шыгырданская СОШ ». Результаты исследования позволили изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Нами выявлено, что работа социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.
Социальная диагностика
Социальная адаптация, социальное
консультирование, социальная профилактика
реализуются в следующих
- проведение психолого-
- проведение профилактических бесед;
- организация социальных
- организация психолого-
- диагностика причин
- привлечение учащихся к работе
в культурно-массовых
- организация летнего отдыха
учащихся в пришкольных
- содействие в профориентации
учащихся, индивидуальное
На основе анализа работы социального педагога нами были разработаны практические рекомендации для повышения эффективности работы социального педагога с данной категорией семей. Разработка практических рекомендаций для социального педагога проводилась нами в двух направлениях:
1. Оптимизация работы с семьей.
2. Повышение эффективности
Нами был разработан комплекс мер и формы работы, способствующие эффективности реализации технологий работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Основное внимание мы уделили комплексу превентивных и профилактических мер, предупреждающих появление проблем у многодетных семей. Применение этих рекомендаций обеспечит повышение эффективности технологий работы социального педагога с многодетной семьей. Таким образом, мы считаем, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
Вместе с тем, вопросы технологий
работы социального педагога с многодетной
семьей не ограничиваются рамками нашего
исследования. Дальнейшей разработки
требуют такие вопросы, как психолого-медико-
Список использованной литературы
1.
Астоянц, М.С. Социокультурная
детерминация личностных
2.
Бергер, В. Нуклеарная семья как
первооснова цивилизации в
3. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие / Юлия Валерьевна Василькова. – М.: Изд. центр "Академия", 2001. – 160 с.
4. Госпорьян, А., Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи детей / А. Госпорьян, М. Новикова // Социальное обеспечение. – 2004. - с.24-30.
5. Госпорьян, А., Новикова, М. Тенденции развития семьи в России / А. Госпорьян, М. Новикова // Социальное обеспечение. – 2005. - № 24. – с.4-7.
6. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / Валерий Николаевич Гуров. – М.: Педагогич. общ-во России, 2005. – 320 с.
7. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали // Социальная педагогика. - 2005. - № 2. – с. 76-78.
8.
Дубошеева, И.М. Социальная
9. Занько, С. О межведомственном взаимодействии / С. Занько // Социальное обеспечение. – 2004. - № 11. – с.24-32.
10.
Захарченко, Е. Особенности современной
социально-педагогической
11.
Землянухина, Н. Влияние
12. Искусство общения с детьми – старшеклассниками (сценарий родительского собрания) // Социальная педагогика. – 2005. - № 1. – с. 73-76.
13. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Юрий Александрович Конаржевский. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. – 224 с.
14.
Королева, Г.Н. Взаимодействие с
сетью социальных контактов
15.
Кубланова, Н.М. Современное
16.
Куприна, В. Общественные
17.
Лодкина, Т.В. Социальная
18.
Манукян, Э. Региональные
19.
Олифиренко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева,
И.Ф. В помощь социальным
20. Олифиренко, Л.Я. Социальная поддержка детей "группы риска": Учеб. пособие / Людмила Яковлевна Олифиренко, Татьяна Ивановна Шульга, Изабелла Федоровна Дементьева. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 256 с.
21.
Осипова, И.И. Установление
22.
Павленок, П.Д. Системный подход
в социальной работе / П.Д. Павленок
// Отечественный журнал
23. Павленок, П.Д. Теория, история и методология социальной работы / П.Д. Павленок: Учеб. пособие – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Издательско-торговая компания "Дашков и Ко", 2005. – 215 с.
24.
Першикова, В.В. Социальный
25.
Повышение самооценки и
26.
Погребняк, Л.П. Управление
27.
Попов, В.Г., Холостова, Е.И. Социальная
политика и социальная работа
/ Виктор Григорьевич Попов,
28.
Проневская, И.В. Деформация
29. Проневская, И.В. Образ семьи в средствах массовой информации (опыт контент-анализа) / И.В. Проневская // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 2003. - № 4. – с. 159-165.
30.
Попеное, Д. Как восстановить
нуклеарную семью в
31.
Саленко, Н. Конкурс
32. Сергеева, Е.А. Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 1. – с. 31-37.
33.
Сергеева, Е.А. Специфика политики
социальной поддержки уязвимых
категорий населения / Е.А. Сергеева
// Отечественный журнал
34.
Сергеева, Е.А. Специфика социальной
защиты уязвимых семей в
35.
Солнышкина, М.Г. Роль социальных
технологий в становлении и
развитии теории и практики
социальной работы / М.Г. Солнышкина
// Отечественный журнал
36. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова: Учеб. пособие. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 480 с. (Высшее образование)
37. Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / Под ред. П.П. Украинец. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
38. Сперанский, А. Изгои в классе / Андрей Сперанский // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. – с. 77-78.
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей