Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа
Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит, ребёнок состоится как человек, как личность.
Задание для родителей – диагностика по гербу семьи
Следующий урок в расписании родителей – диагностика. Детям было предложено нарисовать герб своей семьи. Образец такого герба вы видите на доске. Перед каждым из вас лежит чистый лист. Вам нужно его заполнить вместо вашего сына или дочери. Выполните, пожалуйста, это задание. Время работы – 10 минут. Когда вы выполните работу, приступайте к следующей. Сравните ваш герб с тем, который изобразил ваш сын или дочь. Сделайте выводы.
Прежде чем вы увидите гербы, нарисованные вашими детьми, вы должны нарисовать герб своей семьи, каким вы его видите.
Каждый из вас познакомился с законами жизни в семье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьёзный вывод, насколько хорошо вы знаете своего ребёнка.
СОБРАНИЕ 2
Тема: "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)"
Форма проведения: дискуссия.
Эпиграф: Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. В ней – переход, всё течёт. (Л.С. Выготский)
Вопросы для обсуждения:
1. Трудный возраст и физическое состояние учащихся-подростков.
2. Подростковая психика.
3. Какими видят себя подростки.
По указанным вопросам перед родителями следует выступить психологу и классному руководителю.
Л.С. Выготского – одного из ведущих психологов XX столетия – называют «Моцартом психологии». Его слова, вынесенные в эпиграф, удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «я». Это путь становления индивидуальности.
Как часто родители делают ошибки в воспитании детей, говоря ребёнку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики». Этот период почти всегда бывает болезненным, это время, когда проблемы между детьми и родителями обостряются.
Что же является самым главным для ребёнка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить (надпись на доске):
Любовь – Доверие – Понимание – Поддержка
Как сказал кто-то из сатириков, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из всё более плохих детей получаются всё более хорошие родители.
Физическое здоровье ребёнка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребёнка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года; в 13-13,5 лет – 3-3,5 года: в 15-летнем возрасте – 5-6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.
В последние десятилетия
Ретарданты, наоборот, – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности, к 30 годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.
Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков. За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте? Прежде всего:
- за то, чтобы перестать быть ребёнком;
- за прекращение посягательств на его неприкосновенность;
- за утверждение среди
- против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Правила, которые должны соблюдать родители подростка:
- Помочь ребёнку найти
- Все замечания делать в
- Следует помнить, что пока
развивается тело ребёнка,
Психологическая разминка для родителей
Анализ педагогических ситуаций:
1. Девочка не хочет убирать свою комнату.
2. Мальчик не следит за собой и т.д.
Обсуждение проблемы совместно с родителями. Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной бури». Поиск и становление своего «я» – это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть и права, и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.
Что должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей? Эти правила (на отдельном листочке бумаги) предлагаются родителям для ознакомления.
1. В самостоятельности ребёнка
не следует видеть угрозу
2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.
3. Хотите, чтобы ребёнок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.
4. Не перегружайте ребёнка
5. Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте её мирным путём.
6. Помните слова И.-В. Гёте: «В
подростковом возрасте многие
человеческие достоинства
В 4-7% случаев первая влюбленность ведёт впоследствии к браку. Влюбленность – это глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать в этой сфере – значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо – значит расстроить взаимоотношения с ребёнком. Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающие.
Эту проблему назиданиями решать нельзя! Нужно давать оценку проблемы с позиции взрослого человека. Можно искать решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня.
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук.
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь.
По правде или нет.
В конце собрания родители получают это стихотворение на память.
СОБРАНИЕ 3
Тема: «Детская агрессивность»
Форма проведения: «круглый стол».
Эпиграф: Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли...
(Эрих Фромм)
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ проблемы агрессивности.
2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
3. Поощрение, наказание в семье.
4. Законы преодоления детской агрессии.
5. Экспресс-анкетирование
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут и среди нас, взрослых, и среди наших детей. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей («я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.»). У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется
в большей или меньшей степени
в зависимости от ситуации, но иногда
агрессивность принимает
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляемся в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.
Перед собранием можно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.
1. Какие телепередачи ты
2. Что тебе в них нравится?
3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
4. Какие передачи привлекают твоих родителей?
5. Какие передачи вы смотрите всей семьей?
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:
1. Агрессивное поведение членов
семьи в обыденных жизненных
ситуациях: крики, ругань, хамство,
унижение друг друга, взаимные
упрёки и оскорбления.
2. Непоследовательность
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
- оно следует немедленно за проступком;
- объяснено ребёнку;
- оно суровое, но не жестокое;
- оно оценивает действия
Наказывая ребёнка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.
Предварительное анкетирование учащихся (аналитическая справка):
- Если тебя наказывают, то как...
- Если тебя поощряют, то как...
- Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают...
Подходит к концу наша очередная
встреча. Хочется, чтобы она оказалась
для вас полезной, вызвала раздумья,
желание построить
1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принимать ребёнка и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и
исполнительность будут там,
6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
СОБРАНИЕ 4
Тема: «Семья и наркотики. Влияние дисгармоничных семейных отношений на подростковую наркоманию»
Семья и родительское воспитание могут
оказывать на пристрастие подростков
к наркотикам как прямое, так и
косвенное воздействие. В самом
деле, если отец унижает своего сына,
бьёт его – такой стиль
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей