Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки.docx

— 196.03 Кб (Скачать)

Ещё одна отличительная черта поведения  дезадаптивных подростков – ярко выраженная способность к проекции или другим защитным механизмам, в  частности перекладывание вины на окружающих: "А что я? Он сам виноват".

Подростки часто используют негативные характеристики по отношению к окружающим: учителям, одноклассникам. Это вызывает со стороны сверстников адекватную реакцию возмущения и негодования, часто переходящую в агрессивность. В том числе не каждый педагог, способен удержать в себе возникающее возмущение и раздражение. Дезадаптированный подросток с лёгкостью может вывести из эмоционального равновесия окружающих его людей.

Ещё одна психологическая особенность  таких детей – дезориентированность не только по отношению к внешнему миру, но и к собственному внутреннему. Негативные оценочные характеристики собственной личности отвергаются  подростком и, как мы отмечали выше, проецируются на окружающих. Позитивные характеристики также не задерживаются  в границах собственного «Я» –  ими награждаются окружающие. Мир  ребёнка состоит в его восприятии из "хороших" и "плохих" людей. Но он не способен адекватно оценить  себя и определить свои личностные качества.

Особенности поведения дезадаптированного подростка (фамильярность, сильное  проецирование и "размытость" представлений о собственной  личности) делают его зависимым в  ситуации, связанной с общением. И тогда на помощь ему приходит высокая активность как защитная реакция, как искажённая форма адаптации. Она позволяет таким детям  сохранить лицо, не "раствориться" в классе, не превратиться в нечто  аморфное и неопределённое. Поведенческие  проблемы, возникающие у такого подростка  в школе, являются способом обратить на себя внимание, но часто воспринимаются взрослыми как нарушение порядка, заслуживающее наказания, а не помощи.

Всё сказанное о дезадаптивных  подростках в ещё большей степени  относится к их родителям. Проблемы с "границами" в общении, высокая  эмоциональность, "размытость" представлений  о собственной личности часто  характеризуют в целом семью  подростка и делают общение социального  педагога с этой семьей сложным искусством. Такими же профессиональными навыками должны обладать и учителя, и воспитатели, и психологи – все, кто так  или иначе соприкасается с "трудными" подростками и их родителями. [43]

Для индивидуальной или групповой  работы с девиантными детьми могут  быть использованы следующие упражнения:

Упражнение "Люди как я".

Это упражнение полезно для начала работы с детьми. Оно направлено на повышение самооценки детей и  подростков, помогает увидеть положительные  качества в себе и окружающих и  сформировать положительное отношение  друг к другу. Материалы: карандаши, мелки, чистые листы бумаги для каждого  ребёнка, большой лист бумаги.

Инструкция: Сейчас мы с вами будем  учиться говорить друг другу хорошие  слова. На доске мы напишем имена  всех детей. Первое имя в списке –  Вова.

Подчеркните имя. Попросите ребёнка, чьё имя стоит в списке первым, встать и назвать двух детей, которые  ему нравятся. Попросите названных  детей встать и сказать, что им нравится в выбравшем их ребёнке. При затруднении вы помогаете  детям, предложив ситуации, в которых  данный ребёнок может им нравиться. Например, хорошо плавает, пишет, играет, помогает и т.д. Настаивайте на том, чтобы утверждения были положительными. Запишите на доске после каждого  имени ребёнка положительные  утверждения.

Любые сомнительные утверждения необходимо проверить, спросив ребёнка, считает  ли он их положительными по отношению  к себе. Этот вопрос повторите с  каждым ребёнком в группе. Включите в список себя, если группа не будет  возражать. Это позволит вам выбрать  тех, кто мог остаться незадействованным. Затем попросите детей выполнить  следующее задание:

- Возьмите листок бумаги и  в левой стороне листка напишите  имена всех детей в столбик.  Затем проведите вертикальную  и горизонтальную черту после  каждого имени. 

После выполнения работы проверьте  выполнение. Попросите детей переписать утверждения о них на свой лист бумаги и утверждения о своих  друзьях. Затем каждый ребёнок нарисует самого себя и прикрепит утверждения к портрету. Повесьте картинки на стену, не забывайте и о своей.

В конце занятия спросите детей, что им понравилось на занятии, какое  утверждение больше всего подходит к ним.

Длительность занятия — 30-50 минут.

Упражнение "Вытащи имя"

Направлено на повышение самооценки и умение похвалить друг друга. Материал: карточки, коробка, сумка.

Инструкция: Напишите имя каждого  ребёнка на отдельной карточке и  положите их в коробку или сумку. Перемешайте.

Вытащите из коробки или сумки  два имени. Затем попросите одного ребёнка, чьё имя вы вытащили, сказать  определённую фразу про другого  ребёнка, чьё имя вы также вытащили. Примером такой фразы или утверждения  может быть: во что одет, что ему  нравится делать, или может быть что-то, что знает только один ребёнок, например: помог мне, протянул руку помощи, защитил и т.д. Повторите  упражнение с новыми именами, все  дети должны поучаствовать в этом упражнении. Если вы не успели назвать  все имена, можно остановиться и  продолжить упражнение на следующий  день. В зависимости от состава  группы темы утверждений можно менять. Например, попросить рассказать одного ребёнка о другом, что делает его  хорошим другом, кто тебе помог  на этой неделе и т.д.

Время выполнения — 10-15 минут.

Упражнение "Что я сделал"

Даёт возможность ребёнку быть выслушанным и понятым другими, учит его высказывать свои мысли  понятно для окружающих.

Инструкция: Предложите детям разбиться  на пары, затем повернуться лицом  друг к другу. Упражнение выполняют  по очереди. Вначале первый ребёнок  рассказывает другому о том, что  он делал вчера после школы  до того момента, как пришёл в школу  сегодня, или до настоящего времени. Второй ребёнок слушает и при необходимости задаёт уточняющие вопросы. Через три минуты дети меняются ролями. Затем каждая пара находит себе ещё одну пару, и вчетвером они сравнивают рассказы детей и отмечают, что им понравилось. В конце занятия все дети садятся и обсуждают, что они чувствовали. Если пары испытывают трудности с обсуждением заданного вопроса или темы, то необходимо помочь или изменить тему на более знакомую. Время выполнения – 20-30 минут.

Упражнение "Придумай игру"

Направлено на развитие умения ребёнка  работать в группе, получать похвалу  от окружающих, может быть использовано для укрепления дружеских отношений. Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по четыре человека. В течение  пяти минут вы должны придумать игру для всех, в которую можно играть в комнате.

Дети придумывают игру, а затем  группа учит остальных своей игре. Затем все играют в предложенные игры по очереди, каждая группа учит своей  игре. После окончания игр дети оценивают, чья игра им больше всего  понравилась, хвалят создателей и описывают, чем им нравится игра.

Принимается любая разумная игра, желательно, чтобы она была незнакомой или малоизвестной у детей. Взрослый поддерживает заинтересованность детей  и умение оценить работу других.

Время – 40 минут.

Упражнение "Обо мне"

Данное упражнение помогает определить ценности и даёт возможность понять и принять других.

Материал: листы «Обо мне» для каждого  ребёнка, ручки, карандаши.

Инструкция: Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить  листы «Обо мне» примерно такого содержания:

Меня зовут_____________________

Мне нравится ___________________

Мне нравится делать _____________

Больше всего на свете мне  нравится ______________

Если бы у меня было другое имя, меня бы звали _______________

Я расстраиваюсь, когда ____________________

Два человека, которые меня заставили  плакать ________________

Когда я злюсь, я чувствую ____________________

Я хочу, чтобы люди говорили обо  мне ______________

Я хочу, чтобы кто-то дал мне _________________

Подпись или рисунок.

Каждый ребёнок заполняет свой лист. Перечислите предложения вслух, чтобы все дети успели включиться в работу. Принимайте все ответы, которые дети высказывают. Запишите сложные слова или ответы на доске. Покажите детям пример, ответив на некоторые вопросы (например, что  заставляет тебя расстраиваться?). Можно  вместе с детьми заполнить и собственный  лист. Можно предложить детям нарисовать ответы на какие-то вопросы. Покажите листы  всем детям. Попросите оценить ответ, который им больше всего понравился.

Примечание. Сделайте свой собственный  список вопросов и ответов. Попросите  детей помочь вам подобрать интересные ответы. Проведите упражнение несколько  раз. Используйте всегда положительные  предложения. Не судите ответы детей, которые  не соотносятся с началом предложений.

Упражнение "В кругу"

Направлено на стимуляцию групповых  обсуждений, развивает у детей  умение говорить и быть выслушанными. Наиболее эффективно при постоянном повторении.

Материал: предмет, который можно  без труда держать в руках (мягкая игрушка, мяч, кубик и т.д.).

Инструкция: Тема для обсуждения не должна касаться проблем детей, не должна быть пугающей. Приемлемы такие темы, как просмотр телевизора, свободное время, о прочитанной книге, мои увлечения и т.д. Постепенно, когда участники станут более уверенными, темы могут стать более личными. Например, чего я боюсь, что мне не нравится в себе, что меня тревожит, что я думаю о моих родителях, о моём доме. Иногда можно использовать такие занятия для обсуждения сложных проблем поведения, поступков и т.д.

Правила проведения упражнения. Все  участники уделяют максимум внимания говорящему. Говорит только тот, кто  держит в руках определённый предмет. Если кто-то хочет что-то сказать, он должен подождать своей очереди, когда предмет перейдёт к нему, и только после этого может  говорить.

Взрослый, который проводит упражнение, должен сам подчиняться правилам. Необходимо детям дать время, чтобы  они привыкли к тому, что говорить придётся по очереди. Придумайте набор  тем для обсуждения, так как  их нужно будет менять, повторяя задание. Необходимо быть терпеливым с  детьми, для которых это упражнение может оказаться трудным, не заставляйте  их, если они не готовы.

Время выполнения – 20 минут.

Упражнение "Друзья"

Цель – научить детей ценить друга, дружбу, испытывать и описывать  свои чувства, которые ощущаешь, находясь в дружеском окружении.

Инструкция: Расскажите детям о  дружбе. Обсудите с ними, кто такой  друг, что делает человека другом, какой  друг им нравится. Выслушайте все ответы детей и запишите их на доске, поддерживая  ответы детей. Затем предложите детям  пофантазировать об идеальном друге, представить его себе. Это может  быть вымышленный персонаж или человек, которого они знают.

Попросите детей представить своих  друзей по следующему плану: кто твой друг? сколько ему лет? где вы познакомились? что вы делаете с другом? о чём  вы говорите?

Затем предложите детям разделиться  на пары и попросите рассказать друг другу о своих друзьях. Затем  пары обсуждают своих друзей вчетвером.

На доске записывайте все  качества, которыми дети характеризуют  друзей. Проведите голосование, по результатам  которого оставьте на доске три или  пять самых важных мыслей о дружбе. Обсудите с детьми результаты.

Примечание. Позвольте детям открыто  говорить о своих друзьях, обсуждать  любые чувства, которые дети испытывают. Если для кого-то из детей это  упражнение сложное, отнеситесь с уважением  к его высказываниям, даже если ребёнок  повторяет чьи-то слова.

Время выполнения – один час.

Упражнение "Лучше я буду…"

Направлено на выяснение ценностей  и представлений о себе.

Материалы: листы «Лучше я буду...»  для каждого, карандаши, ручки.

Инструкция: Заранее приготовьте  листы по следующему образцу:

ЛУЧШЕ Я БУДУ...

1. Собака или кошка 

2. Богатый или бедный 

3. Богатый или красивый 

4. Счастливый или грустный

5. Один или с другими людьми

6. Лошадь или овца

7. Бита или мяч.

8. Дерево или цветок

9. Левый или правый

10. Яблоко или банан

11. Собака или волк

12. Река или море

13. Богатый или здоровый 

14. Богатый или в семье. 

Каждому ребёнку даётся такой лист. Вначале взрослый читает вслух все  пары слов строчка за строчкой. Затем  даёт детям задание выбрать из каждой пары один из двух вариантов. Выбранный  вариант дети записывают на листе  отдельно. После того как все дети выполнят задание, попросите их сравнить варианты ответов и найти одинаковые. Обсудите результаты.

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей