Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки.docx

— 196.03 Кб (Скачать)

39. Теория и методика социальной  работы / Под ред. С.И. Григорьева. – М.: Владос, 1994. – 220 с.

40. Теория и методика социальной  работы / Под ред. И.Г. Зайнышева.  – М.: Союз, 1999. – 118 с.

41. Технологии социальной работы  в различных сферах жизнедеятельности:  Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д.  Павленка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. – 596 с.

42. Третьяков, П.И. Адаптивное управление  педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Петр Иванович Третьяков,  Сергей Николаевич Митин, Наталья  Николаевна Бояринцева; Под ред.  П.И. Третьякова. – М.: Изд. центр  "Академия", 2003. – 368 с.

43. Уханова, Т. О социальном воспитании  детей / Т. Уханова // Социальное  обеспечение. – 2004. - № 5. – с. 20-24.

44. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория  социальной работы: Учеб. пособие  для студентов высших учеб. заведений  / Михаил Васильевич Фирсов, Елена  Геннадьевна Студенова. – М.: Владос, 2004. – 320 с.

45. Холостова, Е.И. Социальная работа  с семьей: Учеб. пособие / Евдокия  Ивановна Холостова. – М.: Издательско-торговая  корпорация "Дашков и Ко", 2006. – 212 с.

46. Хухлина, В.В. Семья и дети  в зеркале статистики / В.В. Хухлина  // Отечественный журнал социальной  работы. – 2005. - № 1. – стр. 43-50.

47. Шеляг, Т. Социальный статус  многодетных семей и их способность  к самопомощи / Татьяна Шеляг // Социальная педагогика. – 2005. - №  1. – с.31-42

48. Шептенко, П.А., Воронина Г.А. Методика  и технология работы социального  педагога: Учеб. пособие / Полина  Андреевна Шептенко, Галина Афанасьевна  Воронина; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 208 с.

49. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие / Татьяна Ивановна Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.: ил.

 

Приложение  1

 

Таблица 4 - Показатели неблагополучия семьи

Критерии семейного неблагополучия

Качественные показатели семейного неблагополучия

Характеристика показателей  семейного неблагополучия

Структурные нарушения  семьи

Юридически фактически неполная семья. Нарушения взаимоотношений  в семье

Семья состоит из несовершеннолетнего  и одного из его родителей, при  этом со вторым родителем всякие отношения  отсутствуют: родитель умер.

Юридически полная, но фактически неполная семья. Неучастие одного из родителей в воспитании, дефицит  внимания

Семья юридически полная, но фактически состоит из несовершеннолетнего  и одного из родителей, при этом второй, юридически зарегистрированный родитель, воспитанием ребенка фактически не занимается.

Юридически неполная, но фактически полная семья – трудности  идентификации с родителями

Ребенок воспитывается  фактически своими родителями, а надлежащее юридическое оформление родительских и/или брачных отношений отсутствует

Регистрация отцовства

Установлено по суду, либо зарегистрировано по собственному заявлению  родителей или со слов матери

Нарушения воспитательных позиций

Родители с негативными  характеристиками: нарушения социализации, усвоение асоциальных норм и правил, отсутствие моральных суждений. Беззащитность. Чувство опасности. Нарушение привязанностей.

Кто-либо из членов семьи  совершил преступление. Выявлены пьянство и алкоголизм, а также систематические  конфликты (скандалы, драки). Развратное поведение родителей. Отсутствие у  родителей желания заботиться о  своих детях. Отсутствие эмоциональных  связей между детьми и родителями

Родители с ограниченными  воспитательными возможностями. Безнадзорность, беспризорность. Педагогически несостоятельная семья. Неуважение личности ребенка. Неумение членами семьи уважать других. Смысловые барьеры. Появление разных ценностей. Отсутствие понимания. Непонимание, уход детей из семьи. Безнадзорность. Свободное времяпровождение

Родители "не могут" воспитывать  детей (занятость матери на работе, занятость родителей в силу недостаточно высоких заработков одного из них). Родители "не умеют" воспитывать  детей (отношения с детьми строятся на авторитете власти); отсутствие у  родителей навыков ухода за младшими братьями (сестрами) в силу уменьшения количества детей в семьях. Отставание родителей в образовании от своих несовершеннолетних детей. Затруднения родителей и детей в личных взаимоотношениях. Сокращение сферы совместной деятельности и недостаточность навыков внутрисемейного общения, в том числе ограничение участия детей в домашнем хозяйстве.

 

 

Нарушения экономического и материально-бытового характера

Доход на одного члена семьи. Нужды не удовлетворяются; ограниченность возможностей обучения и воспитания. Отсутствие умения распределять материальные средства разумно. Покупка внимания детей – откупаются от детей.

Низкий уровень дохода (денег не хватает от зарплаты до зарплаты). Ниже среднего прожиточного минимума (денег едва хватает на питание). Средний (денег хватает  на питание и некоторые покупки). Выше среднего прожиточного минимума (денег хватает на питание, образование, отдых). Высокий уровень (денег хватает  на все виды жизнедеятельности семьи).

Жилищные условия семьи. Отчужденность, нежелание принимать  друзей. Затруднение общения с  детьми и их сверстниками. Затруднения  приема друзей.

Наличие отдельной квартиры. Метраж на одного члена семьи. Наличие  отдельной комнаты у несовершеннолетнего. Проживание в неблагоустроенном  жилье. Проживание в коммунальной квартире.

Нарушения значимых личностных качеств родителей

Образование родителей. Их педагогическая несостоятельность.

Малограмотные (образование 4 класса). Образование 5-7 классов. Образование 8-9 классов. Среднее образование. Средне-специальное  образование.

Квалификация родителей. Трудности применения гибких методов.

Неквалифицированные рабочие (разнорабочие, дворники и т.д.). Малоквалифицированные  рабочие (сфера обслуживания, торговля и т.д.). Квалифицированные рабочие предприятий, строек. ИТР и служащие без высшего образования

Фактическая занятость  родителей на производстве (безнадзорность). Свободное времяпровождение

Количество рабочих дней в году (средний показатель). Продолжительность  рабочей недели в часах (средний  показатель).

Нарушения значимых качеств  личности детей

Снижение успеваемости детей

Отсутствие мотивации  к обучению, уклонение от учебы. Конфликты  с педагогами и родителями. Снижение умственной и общей работоспособности. Отставание в развитии

Дефицит общения

Агрессивное поведение  по отношению к сверстникам. Неумение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Аутизм.

Нарушения поведения

Правонарушения. Безответственность. Асоциальное поведение. Делинквентное  поведение.

Нарушения супружеских  отношений

Время вступления в брак, отсутствие представлений о роли отца и матери

Ранний возраст вступления в брак. Поздний возраст вступления в брак.

Разногласия в понимании  функций семьи. Отсутствие знаний о  браке

Национальная гетерогенность супругов. Гетерогенность социального  положения супругов. Разногласия  в воспитании детей. Сексуальная  несовместимость супругов.


 

Приложение 2

Список многодетных семей (3 и более)

Ф.И.О. родителей

Место работы

Ф.И.О. ребенка

Класс

1. Шарафутдинов Рестям Алимзянович

Шарафутдинова Лилия Хайдеровна

Не занят

 

Не занята

Шарафутдинова Лейсен Рестям.

Шарафутдинов Ранил Рестямович

7

2

4 года

2.Ильясов Зефер Реисович

Ильясова Гелфара Аделзяновна

Не занят

Учитель МБОУ «Шыг. СОШ им. пр. Э.З.Феизова»

Ильясов Ильмир Зеферович

Ильясова Лейсен Зеферовна

Ильясова Эльмира Зеферовна

5

7

11

3. Бурчаклы Наил Нуруллович

Бурчаклы Фения Минсеитовна

Не занят

Врач ЦРБ

Бурчаклы Лейсен Наиловна

Бурчаклы Энже Наиловна

7

2

5 лет

4. Муллин Дамир Минкадирович

Муллина Гелфия Шафигулловна

Не занят

 

Не занята

Муллина Ландыш Дамировна

Муллина Лейсен Дамировна

Муллин Динар Дамирович

10

7

3

5. Калайбашев Нуриаздан Герай.

Калайбашева Эльфия Ринатовна

Не занят 

 

Не занята

Калайбашева Лейла Нуриаз.

Калайбашева Лилия Нуриазд.

Калайбашева Ландыш Нуриазд.

8

10

3

3 года

8 мес.

6. Хайбуллов Минреис Хуснутдин.

Хайбуллова Тензиля Тауфиковна

Не занят 

 

Продавец магазина «Йолдыз»

Хайбуллова Алсу

Минреисовна

Хайбуллова Гелсу Минреисовна

17 лет

16 лет

8

8

7. Янешев Минсеул Саитгалиевич

Янешева Гелисе Эмировна

Предприним.

 

Не занята

Янешев Марат Минсеулович

Янешева Лилия Минсеуловна

Янешева Лейсен Минсеуловна

9

8

1

5 лет

8. Абдулвалеев Рамил Шейдуллович

Абдулвалеева Сириня Талгатовна

Не занят

 

Продавец

Абдулвалеева Алсу Рамиловна

Абдулваллева Зифа Рамиловна

Абдулвалеев Рестем Рамилович

17 лет

11

9

5

9. Сафиянов Илдус Зиатдинович

Сафиянова Зухре Зарифзяновна

Не занят

 

Не занята

Сафиянова Айгел Илдусовна

Сафиянов Илназ Илдусович

Сафианова Илузя Илдусовна

 

9

5

5

 

10. Айнетдинов Ризван Сеитгалиевич

Айнетдинова Гелсиня Мукатдес.

Не занят

 

Продавец 

 

Айнетдинова Эльмира Ризвановна

 

 

17 лет

16 лет

5кл

 

11. Пазюков Ильфат Алялетдинович

Пазюкова Фидания Миневелиевна

Не занят

 

Медсестра ЦРБ

 

Пазюкова Энися Ильфатовна

Пазюков Марат Ильфатович

Пазюкова Ландыш Ильфатовна

9

11

5

12. Алеев Айрат Талгатович

Алеева Лейсян Минзагитовна

Не занят

Диспетчер

Алеев Айдар Айратович

Алеев Данил Айратович

4

3

4 года

13. Тумаков Талгат Алимзянович

Тумакова Сириня Минулловна

Продавец

 

Не занята

Тумаков Илшат Талгатович

Тумаков Илдус Талгатович

4

6

5 лет

14. Яфизов Рефис Минсеитович

Яфизова Илхамия Ринатовна

Не занят 

 

Не занята

Яфизова Лейсян Рефисовна

Яфизова Лейля Рефисовна

4

2

1 год

15. Рязапов Ильгиз 

Минсеитович

Рязапова Руфия Решитовна

Не занят

 

Учитель МБОУ «Шыг. СОШ им. пр. Э.З.Феизова»

Рязапов Ильмир Ильгизович

Рязапова Ильмира Ильгизовна

 

8

6

 

3 года

16. Куряков Резид Ринатович

Курякова Розалия Альбертовна

 

Не занят

Медсестра ЦРБ

 

Курякова Адиля Резидовна 

Курякова Илзия Резидовна 

 

4

6

2 года

17. Абдрахманов Данис Минхайдярович

Абдрахманова Диля Эльфитовна

Предприним.

 

Не занята

Абдрахманов Габбас Данисович

 

16 лет

2кл

4 года

 

18. Карама Редиф Минзагитович

Карама Ремзия Мустафовна

Предприним.

 

Не занята

Карама Риназ Редифович

Карама Резиля Редифовна

6

4

3 года

19. Вахитов Раиль Ринатович

Вахитова  Гелнара                   Рифкатовна

Водитель

Не занята

 

Вахитов Илнур Раилевич

 

5 кл

3кл

2 года

 

20. Айзатуллов  Решит Минрасыхович

Айзатуллова Фирая Минхайдяровна

Не занят

 

Не занята

Айзатуллова Диляра Решитовна

Айзатуллов  Булат Решитович

 

 

10

5

4 года

 

21. Абубекеров Мансур Кешафутдинович

Абубекерова Нурия

Не занят 

 

Не занята

Абубекеров Наиль  Мансурович

16 лет

7кл

4 года

22.Зарипов Ферид Миназымович

Зарипова Альмира Минзагитовна

Колхозник

 

Повар

Зарипов Айнур Феридович

10

5 кл

2 кл

23. Алеев Зуфар Разетдинович

Алеева Илхамия Садретдиновна

Не занят

Не занята

Алеев Марат Зуфарович

10

5

3

24. Махмутов Рефис Равилович 

Махмутова Лилия Минхайдяровна

Строитель

 

Медсестра ЦРБ

 

Махмутова Люзия Рефисовна

 

5 кл

1кл

4 года

25. Юсупов Реис Минзагитович

Юсупова Язгелем Мисбахтиновна

Не занят

 

Не занята

Юсупов Ремис Реисович

7

5кл

4 кл

26. Валитов Илсур Харисович

Валитова Дамиря Равилевна

Не занят

Не занята

Валитов Ильдар Илсурович

 

6 кл

3

4 года

27. Макаев Илсур Семигуллович

Макаева Гелуся Минсеитовна

Не занят

 

Продавец 

Макаева Алина Илсуровна

Макаев Ильнар Илсурович

6 кл

4

4 года

28. Куртлюков Марс Миниазимович

Куртлюкова Лейсен Рафаиловна

Не занят

 

Не занята

Куртлюкова Ландыш Марсовна

17 лет

6 кл

4

29. Куряков Дамир Хайдарович

Курякова Гузелия Рифкатовна

Завсклад СХПК «Дуслык»

Не занята

Курякова Сеюмбикэ Дамировна

3

6 лет

3 года

30. Янешев Фенис Фазылзянович

Янешева Ильсия

Не занят

 

Медсестра ЦРБ

Янешев Фаяз Фенисович

Янешев Ильмир Фенисович

1

6

3 года

31. Кдрасов Илгиз Минзагитович

Кдрасова Энися Геройшиновна

Не занят

 

Не занята

Кдрасова Минзиля Илгизовна

Кдрасова Энже Илгизовна

2

3

9 мес.

32. Шарафутдинов Марат Алимзянович

Шарафутдинова Фения Миназимовна

Предприним.

 

Предприним.

Шарафутдинова Алсу Маратовна

2

6 лет

3 года

33. Калайбашев Минхарис Велиахметович

Калайбашева Сания Саматовна

Пожарник 

 

Директор МБОУ «Шыг. СОШ  им. пр. Э.З.Феизова»

Калайбашев Ильмаз Минхарисович

Калайбашева Лейсен Минхарисовна

19 лет

6

 

11


 

 

 

Приложение 3

 

Таблица 6 - Факторы и причины трудновоспитуемости

Социально-педагогические факторы

Психолого-педагогические причины

1. Семейное воспитание:

- отрицательный  пример родителей, их аморальный  образ жизни;

- самоустранение  родителей от воспитания детей;

- психолого-педагогическая  безграмотность и беспомощность  отцов и матерей;

- нарушение  структуры семьи;

- неудовлетворительный  психологический климат в семье,  наличие конфликтов;

- недостаток  общения родителей с детьми;

- аффективность  в обращении с ребенком;

- антипедагогические  меры воздействия на ребенка;

- отрицательная  гигиеническая обстановка в семье  (в том числе и "психическая  гигиена")

1. Определяющие смысловую направленность  отношений:

- влияние  негативного опыта социально-бытовых  отношений, приобретенного в результате  действий отрицательных факторов;

- отсутствие  опыта коллективных отношений  в общении с другими людьми;

- доминирование  индивидуалистических настроений  аффективного происхождения;

- дефицит  положительных референтных влияний.

2. Школа:

- низкая  культура обслуживающего персонала;

- неудовлетворительная  учебно-материальная база школы;

- недостаточный  уровень квалификации педагогов;

- нежелание  учителя понимать своеобразие  личностного развития ребенка;

- слабая  психолого-педагогическая помощь  школы семье;

- непостоянная, эпизодическая связь учителей  с родителями;

- формальная  работа родительских комитетов;

- отсутствие  во многих педагогических коллективах  социальных педагогов, психологов;

слабая  связь школ с медико-психолого-педагогическими  службами и центрами.

2. Определяющие характер взаимоотношений  взрослых и детей:

- неудовлетворительный  эмоциональный климат во взаимоотношениях  взрослых и детей (недоверие,  тревожность, пессимизм, скука,  инертность, недоброжелательность);

- неумение  ребенка использовать адекватные  средства индивидуальной защиты;

- неприятие  детей взрослыми;

- негибкость  родителей в отношениях с детьми;

- непоследовательность  родителей в обращении с детьми;

- общение  взрослых и детей на основе  ложных представлений о родительском  авторитете (педантизма родителей;  физическое, моральное подавление  ребенка; подкуп ребенка и др.).


 

Приложение 4

 

Таблица 7 - Типизация трудных учащихся

Ведущие недостатки личности

Преобладающие причины соответствующего поведения

Способы преодоления причин соответствующего поведения

1. Грубость

а) аффективность, невыдержанность, возбудимость нервной системы;

б) самоуверенность, заносчивость

в) несправедливо  обиженные, нашедшие поддержку со стороны  плохих людей

- создание спокойной обстановки;

- помощь  врача и психолога.

- необходим  постоянный анализ поведения  подростков;

- включение  их в коллективную деятельность;

- воспитание  у подростков умения подчиняться.

- чуткий  подход к учащимся, убеждая их  на конкретных примерах в том,  что доля плохих людей ничтожно  мала;

- обучение  подростков умению понимать людей.

2. Лень

а) безвольность, неумение преодолевать трудности;

б) полное безразличие к учебе;

в) переоценка собственных способностей

- необходимо создать такие условия,  где постепенно будет нарастать  напряжение, требующее волевых усилий;

- развенчание  ложных авторитетов.

- использование  всевозможных педагогических средств,  чтобы разбудить у подростка  любознательность и желание учиться.

- оценка  на конкретных примерах собственных  достоинств.

3. Замкнутость, стремление находиться  вне коллектива

а) самоуверенность, противопоставления себя коллективу;

б) кем-то несправедливо обиженные или  третируемые;

в) какие-то недостатки (маленький или слишком  высокий рост, особенности внешности  физические, например, заикание, плохое зрение и др.)

- развенчание завышенной самооценки;

 

- выявление  причин обиды и коррекция поведения;

- тактичные  беседы с подростком, разговоры  с ним "по душам";

- обращение  к другим подросткам не обращать  внимание на недостатки одноклассника.

4. Склонность к правонарушениям

а) инициаторы, организаторы, руководители неблаговидных поступков;

б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию;

в) действующие  в одиночку.

- использовать их энергию в  различных поручениях.

- привлечь  к положительной деятельности, способствующей  исправлению.

- вовлечь  в коллективную захватывающую  деятельность.


 

 

Приложение 5

 

Таблица 8 - Типология детей с девиантным поведением и методика работы с ними

Типология

Основные характеристики, особенности  школьников

Задачи, примеры, виды деятельности и  формы работы

"Условно благополучные"

В этой группе отклонения от нормы  в нравственном развитии незначительны. У педагогов и других лиц они  беспокойства не вызывают. Отношение  к учебной деятельности в основном положительное, но различной степени  стойкости. Нарушения дисциплины не характерны для поведения, в основном ситуативны. На учете в инспекции  могут стоять из-за случайно совершенного проступка.

Особенностью педагогических воздействий  является их умеренность. Норма в  данном случае – соблюдение педагогического  такта, избежание заласкивания и  излишней грубости, а также –  разумная требовательность. Главным  направлением педагогической работы является оптимизация деятельности школьников. Досуг берется под контроль. Важное направление – содействовать  развитию положительных качеств  в ребенке.

"Непослушные"

Основная черта у подростков в качестве новообразования –  отрицательное отношение к учебной  деятельности. Нежелание учиться  может быть весьма стабильным. Наблюдается  расслабление воли. Нарушение дисциплины может быть стойким и нестойким. Несовершеннолетние сознают недостойность  своего поведения, но и положительные  примеры не стали их убеждениями. На этом уровне находятся чаще всего  дети, имеющие слабый тип нервной  деятельности. Начинает возникать эмоционально-смысловой  барьер. Отмечается стремление уйти из-под  контроля семьи.

Здесь выдвигается и решается неотложная задача – удержать от правонарушения. Необходимо активно использовать словесные  методы педагогического воздействия, развивать познавательные интересы и потребности, установить шефство  над подростком, вовлечь его в  конструкторско-изобретательскую деятельность. Нужны моральные поощрения. Необходимо усилить влияние родителей на ребенка, которые всерьез могли  бы заняться его воспитанием, попытаться восстановить и развивать нормальные формы общения в семье.

"Дезорганизаторы"

Ведущим новообразованием в поведении  становится стремление подростка к  дезорганизации официального порядка. Дезоргани-зованность выступает как средство социальной защиты и компенсации ущербности, переживаемой несовершеннолетним. По этой причине у подростка наблюдается индивидуализм, неуживчивость, стремление к привилегированному положению, притеснение слабых, тяга к бесцельному времяпрепровождению.

 

Недисциплинированность  становится нормой поведения. Ее проявления стойки и осмысленны. Нередко подросток  выступает и как организатор  беспорядков, однако проступки имеют  большей частью ситуативный характер.

Рекомендуется усиление жесткости  мер дисциплинарного воздействия  и контроля за выполнением правил для учащегося. Ни один проступок  не должен оставаться незамеченным и не разобранным вместе с подростком. Следует усилить правовую пропаганду. Рекомендуется включить подростка в интересную общественно полезную деятельность, проводимую совместно с его сверстниками.

"Неподдающиеся"

Наблюдается устойчивый комплекс негативного  отношения к учебной деятельности. Недисциплинированность и стойкая  пассивность в учебной группе. Ярко проявляются асоциальные действия, цинизм, грубость, озлобленность, агрессивность  и осознанность совершаемых проступков. Нередко эти проявления выступают  средством психологической защиты. По мере усиления личностных деформаций (под влиянием группового давления и внутренних ориентации) ослабляется  и искажается система самоконтроля и саморегуляции. Самооценка извращена. Наблюдается невосприимчивость  к педагогическим влияниям.

Взрослым следует категорично  и строго соблюдать обязательные требования, однако, в доброжелательном тоне. На первом месте – индивидуальный подход к ребенку и влияние  через коллектив. Принцип доверия  должен сочетаться со строгим систематическим  контролем. Возможен метод взрыва и  изоляции. Меры по оздоровлению условий  жизни и воспитания подростков, удержание  их от перехода на преступный путь. Внушение неотвратимости наказания. Необходимо вызвать острый интерес к какой-либо положительной деятельности и, по возможности, включиться в нее.

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей