Технология социальной работы с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 15:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение особенностей социальной работы в решении проблем многодетных семей в условиях села.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы многодетной семьи.
2. Составить социальную характеристику сельской многодетной семьи
3. Выявить особенности и условия организации социально-педагогической работы с многодетной семьей.
4. Изучить особенности организации

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota кулахметова.docx

— 302.38 Кб (Скачать)

Введение

В своей дипломной работе я раскрыла проблемы многодетной семьи, ее состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды  помощи семье.

Актуальность этой темы состоит в том, что многодетная семья в условиях села, не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный работник.Так как демографическая ситуация в Абзелиловском районе такова, что происходящие в течение нескольких лет медленное снижение рождаемости сменилось обвальным ее падением в настоящее время. Люди сознательно ограничивают число детей семьи,  так как от количества членов семьи прямо зависит благосостояние семьи, ее жизненной уровень.

Общественно-политические и социально-экономические кризисные явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство семей. В наиболее сложном положении оказались многодетные семьи. Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации – пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,7%) от общего количества семей.

При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально-экономических трудностей. Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности семьи. В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который, при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную субъективность.

Внимание к многодетным семьям в современной науке объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации. Доля бедных среди многодетных семей особенно велика. Если среди всех семей с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми она значительно выше – около 85%, а среди семей с четырьмя детьми и более – превышает 90%. Более того, значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи. А между тем в многодетных семьях воспитывается около 20% детей в стране.

С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости, постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей.

Для написания дипломной работы были использованы научные статьи, нормативные и правовые акты по проблемам оказания социальной помощи многодетным семьям. Среди них представляют интерес такие авторы:

1. Осадчая Г.И., Зырянова Н.Н., занимающихся исследованиям психологических особенностей  социализацией детей из многодетных семей; Альчидеева Е.Ф., Синельников А.Б., Антонов А.И., Бодрова Т.А., исследующих положение многодетных семей в обществе; Дмитриев Г.Н., Караева Е.А., занимающихся разработкой форм и методов работы с многодетной семьей; Антонов А. И. и Медков В. М, занимающихся исследованиям социальных проблем многодетной семьи; Обухова Л.Ф., Масраева О. А. и Шеляг Г изучающих образ жизни сельской семьи; Навил Ф. Н. изучающий развитие личности ребенка в многодетной семье.

2. Попов А. М. изучающий работу специалистов по социальной работе с многодетной семьей; Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А.  изучающие социальную работу с многодетной семьей

3. Турбалев Д., Павленко О., изучающие социальную помощь со стороны государства семьям, имеющим детей; Дарского Л. Е. и Бойко В. В. Занимающиеся исследованием современной рождаемости; Кувшинникова В. А. исследующего социальное положение сельской многодетной семи; Панкратьевой Н. В.  исследующего экономическое положение многодетных семей.

Целью дипломной работы является изучение особенностей социальной работы в решении проблем многодетных семей в условиях села.

Объектом исследования в дипломной работе является сельская многодетная семья и ее социальные проблемы.

Предметом исследования: технология социальной работы с многодетной семьей.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы многодетной семьи.
  2. Составить социальную характеристику сельской многодетной семьи
  3. Выявить особенности и условия организации социально-педагогической работы с многодетной семьей.
  4. Изучить особенности организации социальной работы с многодетными семьями, относящимися к группе риска.

В данной работе использованы следующие теоретические методы исследования: изучение опыта, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения социальных проблем сельской семьи

    1. Социальный портрет сельской многодетной семьи

 

«Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Так же, семьей называется социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и так далее»

Многодетной является семья, имеющая трех и более детей. Она занимает особое место в группе нетипичных семей. Не типичность подразумевает отклонение некоторых семей от социальной нормы, к которой  все вокруг нас приспособлено. Это и размер квартиры, и системы образования и здравоохранения, и служба быта и многое другое.1 Многодетная семья в настоящее время устойчиво занимает незначительную долю (5,7%) от общего числа семей и количество многодетных семей активно снижается.2 А малодетная семья  в Абзелиловском районе довольно распространенная (78,4%), состоящая обычно из мужа, жены и двух или чаще всего одного ребенка. Учитывая  сложившиеся в селе условия экономической, политической и социальной нестабильности, молодые женщины сознательно не решаются заводить третьего ребенка, не говоря уже, о четвертом и более.

Среди причин снижения многодетности специалисты Управления по социальным вопросам главными выделяют 2 группы факторов:

  • первая - социально-экономическая, связанная со снижением уровня жизни;
  • вторая – психологическая, связанная с повышенной тревожностью, чувством беспокойства за будущее детей.

          Подавляющее большинство многодетных  семей вАбзелиловскомрайоне имеют троих детей. Мотивы многодетности в районе осознаются каждой семей по-разному, их анализ содержит множество явных и скрытых трудностей. Мотивы можно разделить на 3 группы:

  • первая – установка родителей, одного или обоих, на рождение нескольких детей до начала репродуктивного периода (в момент заключения брака);
  • вторая – объяснение многодетности ситуативными обстоятельствами, выход из которых для супругов оказался предпочтительным;
  • третья – не содержит мотивов многодетности. Для женщин этой группы приемлемо объяснение собственной многодетности как явление, не связанного с размышлениями, а получившегося потому, что «так сложилось».3

           Благополучная семья, как правило, это семья с установкой на  многодетность. Для родителей ребенок (дети) – одна из основополагающих  ценностей и родители делают  все от них зависящее, чтобы  детям жилось лучше. Взаимоотношения  основаны на любви, взаимопонимании  и уважении. В таких семьях, как  правило, родители успешно справляются  с воспитанием детей. Здесь проявляется  забота о том, чтобы ребята  хорошо учились, занимались в  кружках и секциях.4

Благополучная многодетная семья довольно редко становится объектом социальной работы. Это происходит, когда семья находиться в кризисном положении в силу экономических причин. Например, таких, как потеря работы, невыплата заработной платы, пособий и так далее. Семьи же социального риска и неблагополучные семьи – основные клиенты социальных служб.5

Многодетная семья группы риска – это семья, в которой имеют место те или иные факторы социального риска. В Абзелиловском районе отмечается рост числа многодетных семей социального риска.

Некоторые факторы с течением времени ослабевают свое влияние, другие же могут проявлять их довольно длительное время. Их можно разделить на 2 группы:

  1. социально–экономические факторы:
  • низкие материальные уровни. Большинство многодетных семей оказались за чертой бедности, таких в Абзелиловском районе 80%. При оценке бедности главным ее индикатором выступает среднедушевой доход. По данным исследования Муниципального образования Абзелиловского района, во втором квартале 20013 года среднедушевой доход в многодетной семье составил величину 40%меньшую, чем в других семьях. При этом во втором квартале 20013 года в сравнении с 2010 годом реальный уровень среднедушевого дохода снизился в семьях с двумя детьми на 12,3%, с тремя – на 21,9%. Из этого видно, что сельские многодетные семьи, имеющие детей, в большинстве случаев, находятся на низкой ступени по уровню реальных доходов.6

 В настоящее время  с рождением каждого ребенка  доход семьи резко уменьшается. Многочисленные исследования, проведенные  в разные годы, находят самую  тесную взаимосвязь между числом  детей в семье и доходом, приходящимся  на каждого члена семьи, а в  более общем плане - степенью ее  обеднения.7 Можно сказать, что рождение в семье третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности. Если среди всех семей Абзелиловскогорайона с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми значительно выше - около 85%, а среди семей с четырьмя детьми выше 90%.8 Эта тенденция присуща не только к Абзелиловскому району. Она проявляется и сохраняется на протяжении многих лет.

Из проведенных выше данных видно, что малообеспеченность в многодетных семьях сохраняется в настоящее время. Из этой проблемы вытекают, естественно, следующие, тесно связанные с предыдущей проблемой.

Низкий уровень доходов в многодетных семьях существенным образом сказывается на качестве питания. Так как   питание требует существенных затрат, то для многих семей становится необходимым в целях экономии покупать более дешевые, менее качественные продукты. Это определенным образом влияет на здоровье взрослых и детей. Организм ослаблен и более подвержен простудным и другим заболеваниям.  Как следствие наблюдается падение уровня здоровья из многодетных семей.9

Есть и другие объективные причины. Во - первых, эти семьи обладают значительно меньшими материальными возможностями для ухода за детьми (имеется в виду затраты на отдых, лекарства, средства санитарии и гигиены и т.п.). Значительно меньше у них и физических возможностей, т.к. заболевшему ребенку не уделяется должного внимания, которое приходится делить между всеми детьми. Во - вторых, в многодетных семьях дети находятся в худшем положении и по причине плохих жилищных условий, вследствие которой один ребенок, заболев, заражает другого. Актуальной для них является проблема недостатка средств на одежду и обувь. При сегодняшнем уровне цен и доходов населения, одеть троих и более детей чрезвычайно сложно. В связи с этой проблемой у детей могут возникать психологические проблемы. Если дети из многодетных семей хуже одеваются, хуже выглядят, чем одноклассники и друзья, то они чувствуют себя ущемленными. У этих детей может наблюдаться заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всей их последующей жизни. Это проблема может быть причиной замкнутости, внутренней агрессии, недоверчивости, которые могут развиваться в ребенке. 10

  • жилищные условия.Не менее важной является жилищная проблема, которая стоит крайне остро, так как процесс обеспечения бесплатным жильем незначителен, а купить квартиру многодетная семья не в состоянии. Более 80 % родителей из многодетных семей, отметили, что уровень жизни за последний год еще более ухудшилось. 

Информация о работе Технология социальной работы с многодетной семьей