Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 15:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение особенностей социальной работы в решении проблем многодетных семей в условиях села.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы многодетной семьи.
2. Составить социальную характеристику сельской многодетной семьи
3. Выявить особенности и условия организации социально-педагогической работы с многодетной семьей.
4. Изучить особенности организации
Неполные семьи по видам распределились следующим образом: семьи матерей одиночек – 43,0% (9), семьи разведенных родителей – 26,0% (5), вдовствующие семьи – 31,0% (7). В связи с тем, что численность неполных семей незначительная (21 семей), их анализ по видам семей не проводился.
Распределение женщин из разных типов семей по уровню образования позволило установить, что основная доля из них имеет среднее специальное образование (41,1%). Однако матери полных многодетных семей имеют более высокий уровень образования, чем матери неполных семей. Так, удельный вес матерей полных семей, имеющих среднее специальное и высшее образование в полных семьях в 1,2 раза выше (29,4% и 24,0% соответственно), чем в неполных семьях, а имеющих неполное среднее и начальное в 1,6 раза ниже (28,2% и 44,0%).24
Мною отмечено, что большинство женщин исследуемых семей, имеют социальный статус рабочих различных производств (сельскохозяйственное и т.д.). Несмотря на более высокий уровень образования женщин полных семей, различий в удельном весе женщин различных типов семей имеющих статус рабочего или служащего мною не выявлено, но имеются достоверные различия в удельном весе занятых в фермерском хозяйстве и прочих работах.
Следует отметить, что у многодетных семей заработная плата является основным источником денежных поступлений. Однако необходимость работать неполный рабочий день (рабочую неделю) значительно ослабляет позицию многодетных родителей на рынке труда.
Мною установлено, что низкая занятость в труде обусловлена отсутствием работы из-за распада сельского хозяйства. Так, в 24,3% полных семей не работает ни один член семьи, а в 41,8% - только один. Семьи, где работают оба взрослых члена семьи, отмечаются только в 33,9%.
Из числа неработающих в полных семьях 1,4% составляют мужчины, а 98,6% женщины, которые заняты уходом за детьми, ведением домашнего хозяйства и работой в личном подсобном хозяйстве.
В соответствии с низкой занятостью в труде падает и уровень обеспеченности семьи, ее материальный достаток.
Средняя заработная плата работающей женщины составляет 8746,9±937,8 рублей, мужчин – 11397,2±543,5рублей в месяц.
Таким образом, в полных семьях средний доход (без учета дохода с личного подсобного хозяйства) при обоих работающих супругов составляет 20144 рубля в месяц, или 241729 рублей в год. При одном работающем мужчине – 11397 рублей в месяц или 136764 рублей в год. В неполных семьях, где в общественно полезном труде занята только одна женщина, средний доход (без учета алиментов, пенсий по потере кормильца и др. социальных выплат) составляет в месяц 8746 рублей, в год – 104952 рубля.25
Анализ материального положения (прожиточного минимума на одного члена семьи) семьи показал, что ни одна многодетная семья, как полных, так и неполных семей не имеет высокого уровня обеспеченности, выше среднего уровень обеспеченности имеет только 1,1% полных семей. Доля неполных семей с низким уровнем обеспеченности существенно выше по сравнению с полными семьями. За чертой бедности находится около трети как полных, так и неполных семей (28,2% и 28,0% соответственно).
Мною установлено, что уровень обеспеченности семей снижается с увеличением числа детей в семье.
Анализ показал, что расходы на одного ребенка в семье, без учета расходов на питание, фактически составляют 18948рублей в год, при этом в зависимости от возраста расходы на одного ребенка имеют существенные различия. К сведению, средний прожиточный минимум в 2013 году на ребенка был равен 7021 рубля в месяц или, в расчете на год 84252 рубля.
С увеличением числа детей в семье, доля расходов на них в семье, значительно увеличивается. Так, расходы в среднем в семье на 3 детей составляют 56844 рублей, 4 детей – 75792 рубля, 5 – 94740 рублей, 6 – 113688 рублей, 7 детей 132636 рублей в год. Это составляет при обоих работающих родителях около одной четверти (24%) годового дохода семьи, имеющей трех детей; при одном работающем в полной семье (в 98,5% мужчин) 42%, а в неполной семье свыше двух третей (64%).26
Расчеты показали, что при одном работающем родителе, особенно это касается матерей, заработной платы на содержание детей не хватает. По-видимому, у матерей неполных семей имеются дополнительные источники дохода.
Опрос респондентов показал, что материальную помощь со стороны родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и др.) получают только 28,6% многодетных семей, остальные 71,4% семей такой помощи не имеют.
Нам представляется, что ориентир многодетных родителей на занятость в личном подсобном хозяйстве является результатом рационального выбора в сложившихся условиях.
Конечно, в системе жизнеобеспечения малоимущих семей большую роль играет помощь органов социальной защиты.
3.2. Социальная защита и поддержка многодетной сельской семьи
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно- правовых нормах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая Декларация прав человека провозглашает и признает права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, слова, религии, мирных собраний и ассоциаций, участия в управлении страной, права на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту социально-экономических интересов. 27
Для того чтобы регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями с соответствующими ведомствами, учреждениями, в целом с государством и обществом нужна правовая база, опирающаяся на определенные законы.
В самом общем виде можно представить законодательную, нормативно-правовую базу как совокупность правовых документов, отражающие четыре уровня субъектов их издания.
Первый уровень – регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества: учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО ЮНИСЕФ и другие.
Второй уровень – внутригосударственные юридические акты федерального значения: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приказы Министерства труда и социального развития.
Третий уровень – исполнительные республиканские акты регионального значения: указы, распоряжения главы Республики Коми.
Четвертый уровень – муниципальные акты районного значения: постановления, распоряжения главы администрации МО «Абзелиловский район».
Более подробно остановимся на втором, третьем и четвертом уровнях.
Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.
В настоящее время в России статус многодетной семьи определяется Указом Президента РФ от 05.05.92 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». К основным льготам для многодетных семей во всех субъектах РФ относится:
Это льготы, предусмотренных для многодетных семей на федеральном уровне, однако и местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы для данной категории граждан, проживающих на подведомственной им территории.
Несмотря на наличие программ, направленных на поощрение рождаемости и помощь многодетным семьям, в законодательной базе РФ, имеются пробелы.
Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину.28
При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.
Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80%.
Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей.
Законом Республики Башкортостан «О государственной поддержке многодетных семей» устанавливаются следующие меры социальной поддержки:
1. В сфере охраны здоровья и организации отдыха детей:
1) предоставление детям до 18 лет
бесплатной амбулаторно-
2) при наличии медицинских
3) бесплатное обеспечение
4) при наличии медицинских
5) организация в первоочередном
порядке отдыха, оздоровления и
бесплатного проезда детей в
пределах Республики
2. В сфере образования, культуры, физической культуры и спорта:
1) внеочередной прием детей в
дошкольные образовательные
2) первоочередное обеспечение
3) бесплатное обеспечение
4) бесплатное питание учащихся
государственных и
5) бесплатный проезд учащихся
государственных и
6) бесплатное посещение один
раз в месяц детьми
7) бесплатное предоставление
3. Многодетные семьи, нуждающиеся в жилых помещениях, имеют право на:
1) обеспечение жилыми
2) приоритетное получение
4. Многодетным семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с родителями и не состоящих в зарегистрированном браке, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения.
5. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются:
1) многодетным семьям, имеющим трех
и более несовершеннолетних
Информация о работе Технология социальной работы с многодетной семьей