Технология социальной работы с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 15:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение особенностей социальной работы в решении проблем многодетных семей в условиях села.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы многодетной семьи.
2. Составить социальную характеристику сельской многодетной семьи
3. Выявить особенности и условия организации социально-педагогической работы с многодетной семьей.
4. Изучить особенности организации

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota кулахметова.docx

— 302.38 Кб (Скачать)

Чем младше дети в семье, тем большее беспокойство вызывает у опрошенных отсутствие социальных гарантий и жилищные условия. Жилищные проблемы беспокоят 37 % семей с детьми в возрасте до 7 лет, 32% - с детьми от 7 до 14 лет и 30 % с детьми старше 15 лет. А отсутствие  социальных гарантий вызывает беспокойство у 35% семей с детьми в возрасте до 7 лет и 32% - с детьми старше 7 лет.

Стесненные жилищные условия оказывают определенное влияние на развитии ребенка. В период, когда ребенок становится, все более подвижен и начинает осваивать жизненное пространство, стесненные жилищные условия ограничивают его подвижность. Он вынужден не шуметь, когда старшие братья и сестры делают домашние задания. Уставшие вечером родители не разрешают ему играть в подвижные шумные игры. К тому же у ребенка нет возможности побыть одному. У него нет своего угла, где бы он мог уединиться. Все это мешает процессу самопознанию и развитию индивидуальности ребенка.11 Также стесненные жилищные условия более конфликтны, поскольку члены семьи, а особенно дети более подвержены эмоциональному взаимному воздействию. В таких условиях любой семейный конфликт создает напряженную атмосферу, которая в свою очередь вызывает у ребенка тревогу, психологический дискомфорт, что также препятствует его гармоничному развитию. Не редко ребенок уходит на улицу, где в обществе друзей чувствует себя комфортнее. Но эта связь не всегда бывает положительной. В связи с двойной загруженностью матери, что является не менее актуальной проблемой, которая заключается в участии женщины в общественном труде и исполнении обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи, дети зачастую оказываются без должного контроля и это приводит к тому, что ребенок может пристраститься к алкоголю, наркотикам или токсичным веществам. И нет уверенности в том, что из этих детей в дальнейшим не вырастут правонарушители и преступники.  Здесь прослеживается проблема занятости детей вне школы, их досуговая деятельность. Возможности воспитания и образования также играют большую роль в их развитии. По данным исследование, Управлением по социальным вопросам, можно отметить что:12,8% подростков из малодетных семей и  только 5,5 % из многодетных семей получают образование в гимназиях, лицеях или гимназических классах. Только 3,4 % из многодетных семей и 24,6% из малодетных семей учатся в ВУЗах. Выяснилось, что 31 % детей из многодетных семей не имеют возможности получить дополнительное образование, 19 % посещают бесплатно различные кружки. Платно занимаются в различных секциях и кружках, соответственно, 10,3 % из малодетных и 6,9 % детей из многодетных семей. Посещают курсы, вечерние лицеи, гимназии и  занимаются с репетитором – только малодетные семьи12.

Анализируя приведенные данные можно отметить, что многодетная семья в силу своей малообеспеченности не имеет возможности дать детям тот уровень образования, который, может дать малодетная семья.

В целом, важно отметить, что в многодетной семье с низкими доходами имеют место серьезные социальные проблемы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие ребенка. Обусловлено это тем, что ограниченные доходы семьи не позволяют ей обеспечить детям достойный уровень воспитания и образования, а также физического и, зачастую, нравственного здоровья.

  1. медико-санитарные факторы:
  • экологически неблагополучные условия
  • хронические заболевания родителей и детей
  • вредные условия производства родителей (особенно матери)
  • пренебрежение санитарно – гигиеническими нормами.

При стабильности проявления отдельных или нескольких факторов, семья может входить в число неблагополучных. Показателями неблагополучия являются:

  • низкий материальный доход (на 10-20% ниже среднего)
  • рост суицидов среди детей
  • жестокое обращение с детьми
  • рост преступности среди молодежи
  • наличие детей и подростков 7-15 лет, не обучающихся в школе.

Особым показателем неблагополучия является пьянство родителей. Асоциальный образ жизни родителей объясняет частоту отклонений в  социальном поведении ребят: пренебрежение учебой, правонарушение, агрессия, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Подросткам из таких семей характерно чувство неполноценности, что побуждает их к поискам  неформальной жизнедеятельности, не требующей значительных волевых и интеллектуальных усилий. Родители педагогически несостоятельны. Уровень образования, как и должностной статус не высок.

В условиях неблагополучной семьи дети часто принадлежат к категории запущенных. А это значит, что такие дети очень часто трудные дети. В этом случае главную роль в решении проблем многодетной семьи играют службы социальной защиты.

Положение семей с тремя и более детьми в Абзелиловскомрайоне вызывает тревогу. Его можно охарактеризовать как трудное. Необходим комплекс мер социальной поддержки и помощи, чтобы многодетные семьи смогли адаптироваться к новым экономическим условиям, максимально используя свой собственный потенциал.

 

 

 

 

    1. Социальные проблемы многодетных семей, проживающих в сельской местности

 

Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей.

Необходимо отметить несколько принципиальных моментов, касающихся непосредственно многодетной семьи.

Во-первых, говоря об указанной семье, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях.

Во-вторых, проблемы многодетной семьи различаются в зависимости от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни. Имеются существенные расхождения между регионами с высокой рождаемостью, где, следовательно, таких семей много, и регионами с низкой рождаемостью, где их мало. Поэтому действенная помощь многодетной семье должна оказываться с учетом местных условий, возможностей, пожеланий и мнений населения.

В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих проблем, резко отличаются друг от друга.

Главная проблема многодетных семей - материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Многочисленные исследования показывают самую тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящими на каждого члена семьи, а в более общем плане - степенью ее обеднения. В семьях, состоящих из шести человек и более, совокупный доход, приходящийся в среднем на каждого члена, в 2,2 - 2,8 раза ниже, чем в семьях, состоящих из двух человек, и в 1,8 - 2,1 раза ниже, чем в семьях из трех человек. Можно сказать, что рождение в семье третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к мало обеспеченности.

Многодетные семьи и прежде были материально уязвимой категорией населения, а современные инфляционные процессы бьют по ним больше, чем по обществу в целом и вынуждают экономить на самом необходимом - на многих продовольственных и почти на всех промышленных товарах. Чаше всего такие семьи имеют и плохие жилищные условия.

Многодетность часто пагубно отражается и на детях. Вопрос о состоянии здоровья детей поднимается эпизодически и оценивается неоднозначно. Сегодня подростки из многодетной семьи говорят о хроническом заболевании и о частых простудах чаще, чем подростки из небольших семей. Среди подростков из многодетных семей много курящих как мальчиков, так и девочек. Начиная с пятого ребенка, резко возрастает вероятность увеличения детской смертности и рождения неполноценного, то есть с пороками развития ребенка. Не менее половины детей, рожденных в многодетных семьях, попадают в группу повышенного риска по медико-биологическим показателям.

У всех детей из многодетных семей имеется и общая социальная проблема, специфически связанная с многодетностью. У них чаще наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей судьбе. В многодетных семьях «проблемных» детей и подростков около 10-15%. Именно они должны быть первоочередным объектом деятельности социального работника, но не потому, что они «плохие», а потому, что им плохо.

По мнению экспертов, в десяти из ста семей с несколькими детьми нравственно-психологический климат не всегда удовлетворителен. Еще в 1988 году С.И. Голод в своей статье «Многодетная семья в зеркале статистики» в журнале «Огонек» писал, что слишком много детей в одной семье не так уж и хорошо, как кажется на первый взгляд. По исследованиям медиков и юристов видно, что в городских многодетных семьях выше процент правонарушений, совершенных малолетними; здесь больше всего проявляется педагогическая запущенность.

Из сказанного выше становится ясно, что именно развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Многодетную семью все специалисты единодушно относят к семье «группы риска». Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат.

Знать негативные последствия многодетности необходимо для проведения своевременной профилактической и коррекционной работы, как на уровне общегосударственных федеральных программ, так и деятельности социального работника с каждой конкретной семьей. Поэтому, при рассмотрении содержания социальной работы с многодетными семьями, будут освещены как общие виды работ, так и частные.

В самом общем виде можно представить законодательную, нормативно-правовую базу как совокупность правовых документов, отражающих четыре уровня субъектов их издания.

Первый уровень - регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества: учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, ОНЕСКО ЮНИФЕС и другие.

Второй уровень - внутригосударственные юридические акты федерального значения: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, приказы Министерства труда и социального развития.

Третий уровень - исполнительные акты регионального значения: указы, распоряжения главы региона. Четвертый уровень - муниципальные акты районного значения: постановления, распоряжения главы муниципального образования. Именно на таких уровнях должна обеспечиваться социально-правовое обеспечение многодетных семей. Упомянутые выше и другие законодательные акты призваны регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями.

В России создана система социальной помощи многодетным семьям. В эту систему входят разные службы и организации: служба занятости, органы народного образования, органы социальной защиты, органы здравоохранения, благотворительные организации, торговые организации, исполнительная городская власть. В настоящее время большая часть помощи многодетным семьям осуществляется государством, причем ее размеры сильно варьируют по регионам. На сегодняшний день помощь в решении проблем многодетных семей призваны оказывать различные властные структурные подразделения.13

Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности, привлечение к работе подростков из многодетных семей, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.

Специалисты Управления социальной защиты населения совместно со специалистами отделения по проблемам семьи, материнства, и детства ежегодно проводят перерегистрацию многодетных семей, в том числе с выделением категории нуждающихся семей, имеющих доходы ниже утвержденного прожиточного минимума.

Органы социальной защиты занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, своевременной информацией о льготах. Соответствующая социальная поддержка многодетных семей путем оказания материальной помощи, а так же назначением социального пособия оказывается управлением социальной защиты населения городов и районов.

Адресная социальная помощь оказывается семьям с душевыми доходами ниже регионального прожиточного минимума. Согласно действующему законодательству, право на получение государственной социальной помощи имеет семья, доход которой ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации.

Органы социальной защиты населения формирует базу персонифицированного учета получателей мер социальной поддержки и выдают справку установленного образца для получения мер социального обеспечения и получения льготных проездных документов учащимися общеобразовательных школ.

Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов. Специалисты из комиссии по делам несовершеннолетних разрабатывают и осуществляют комплекс мер по обеспечению общественного и социального патронажа неблагополучных многодетных семей, обратив особое внимание на оказание действенной помощи детям и подросткам из этих семей.

Информация о работе Технология социальной работы с многодетной семьей