Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 15:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение особенностей социальной работы в решении проблем многодетных семей в условиях села.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы многодетной семьи.
2. Составить социальную характеристику сельской многодетной семьи
3. Выявить особенности и условия организации социально-педагогической работы с многодетной семьей.
4. Изучить особенности организации
Таким образом, социальная работа на селе, будучи новым видом профессиональной социальной деятельности, должна вписаться в сложную систему социальных отношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традициях той или иной сельской социальной общности и занять в ней свою нишу. Чтобы это произошло, важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к традициям данной местности; использовать исторический опыт социальной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказании помощи человеку, его семье, общине.
В целом социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный педагог или социальный работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия.
Последние годы доля сельских жителей в населении страны остается практически стабильной. Если до конца 80-х гг. прошлого века бурно протекавший процесс урбанизации предопределял переток огромных масс сельских жителей в города и непрерывное абсолютное и относительное сокращение их общего числа, в последний межпереписной период миграционный отток в города спал и стал малозначительным фактором сокращения сельского населения.
Одним из базовых показателей жизненных ресурсов сельских семей является его репродуктивный потенциал, находящийся в прямой зависимости от числа потенциальных матерей – женщин в репродуктивном возрасте (в интервале от 15 до 49 лет). На протяжении последних лет число потенциальных матерей в России, несмотря на некоторые колебания, в основном росло, сейчас оно велико, как никогда. Повысилась и их доля в сельском населении. При этом доля женщин репродуктивных возрастов в сельской местности повсеместно на 2–4 пункта ниже, чем в городах. Таким образом, происшедшие к 2002 г. по сравнению с 1989 г. изменения возрастно-полового состава сельского населения вели при прочих равных условиях к увеличению числа рождений на 1 тыс. чел. населения как в стране в целом, так и в большинстве регионов.19
Демографы считают, что в отличие от предшествующего длительного периода в прогнозный период доля женщин репродуктивного возраста (15–49 лет) в общей численности сельских женщин в целом по России будет постепенно снижаться.
По демографическим прогнозам рождаемость сельского населения остается более высокой, чем у городского, но характер изменений ее уровня у горожан и сельских жителей один и тот же. Кроме того, в течение прогнозного периода, скорее всего, будет происходить сближение уровня рождаемости по регионам. Демографами рассматриваются три следующих варианта уровня рождаемости в России в период до 2021 г.:
1) низкий вариант – не ниже среднеевропейского уровня, наблюдаемого сегодня: 1,5–1,6 ребенка на одну женщину;
2) высокий вариант – составит в среднем 1,89 ребенка при благоприятном развитии событий поколения матерей 1980–1990-х гг. рождения, которые будут определять ситуацию с уровнем рождаемости в первые два десятилетия XXI в., если смогут повторить опыт своих родителей;
3) средний вариант – промежуточный. Он также предполагает повышение рождаемости, но значительно более умеренное, чем при высоком варианте.
При этом вероятность оптимистического сценария невысока. Что касается пессимистического сценария, то он рассматривается скорее как прогноз-предупреждение. Наиболее реален средний вариант прогноза. Он предполагает продолжение роста рождаемости, который будет происходить на фоне повышения возраста вступления в брак, «постарения» возрастного профиля рождаемости, увеличения рождаемости вне официально зарегистрированного брака, некоторого увеличения добровольной бездетности. В эти тенденции вполне вписывается и будущее сельской семьи.
Начиная с 1991 г. в России неуклонно падает продолжительность жизни у мужчин и женщин, проживающих в сельской местности.
Рост смертности взрослого населения происходит на фоне сокращения младенческой смертности.
Бедность – это социальное понятие, включающее не только уровень, но и качество жизни, удовлетворенность ею, возможности социального продвижения, доступа к мировым информационным и культурным ресурсам. Бедность включает и прошлое, и настоящее, и будущее человека.
Высокий уровень бедности российской семьи в последние годы становится условием ее существования. В общей проблеме бедности в России проблема бедности сельского населения выделяется как более острая и требующая больших усилий для решения. При этом из общего числа сельских бедных треть является крайне бедными, т. е. ресурсы, которыми они располагают, ниже прожиточного минимума в 2 и более раза. Среднедушевые ресурсы сельских семей в среднем на треть меньше городских. Еще меньшим количеством ресурсов располагают малообеспеченные и крайне бедные сельские семьи.
Несмотря на то что бедность в российском обществе в целом снижается, интенсивность бедности в сельских поселениях не только остается значительно выше, чем в городе, но этот разрыв постоянно увеличивается. Это объясняется не только отставанием заработной платы в сельскохозяйственном производстве и диспаритетом цен. Значительное влияние оказывают специфические миграционные процессы между городом и деревней.
Особенно бедны семьи, имеющие детей. Появление ребенка в семье сопряжено с дополнительной финансовой нагрузкой и часто переводит семью в группу бедных. Однако вызывают некоторый оптимизм последние новации государства по поддержке семей, имеющих детей. Для исправления такой ситуации в федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» внесены изменения, согласно которым с 1 января 2007 г. по-новому исчисляется размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком (до полутора лет) для застрахованных (работающих).
Для сельской семьи эти нововведения – очень существенная поддержка. Из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия застрахованным (работающим) выделяется 37 млрд. руб. Из федерального бюджета выплата пособия неработающим России составляет 13 млрд. руб.
С 1 января 2007 г. введен новый вид государственного пособия – единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью усыновителя, опекуна (попечителя) и приемного родителя в размере 8 тыс. руб.
На поддержку семей, имеющих детей, направлены и изменения в ФЗ «Об образовании», в соответствии с которым с 1 января 2007 г. компенсируется часть родительской платы за содержание ребенка в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования: на первого ребенка – в размере 20 % родительской платы, на второго – 50 %, а на третьего и последующих детей – в размере 70 % родительской платы. Федеральным бюджетом на 2007 г. средства на это предусмотрены в объеме 8 млрд. руб. Они передаются субъектам Российской Федерации в виде субсидий. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливают органы государственной власти регионов.20
В закон также включена норма, которая ограничивает максимальный размер родительской платы. Он не может быть выше 20 % затрат на содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования. Если в семье трое и более несовершеннолетних детей, – то не выше 10 % этих затрат.
Во исполнение положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2006 г. в части стимулирования рождения в семье второго ребенка Правительством Российской Федерации разработан ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В нем предусматривается, что право на дополнительные меры государственной поддержки будет предоставлено женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г., а также женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей и не воспользовавшимся ранее правом на эти меры.
Лицам, имеющим право на эти меры, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации будет выдаваться государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Право распоряжаться материнским (семейным) капиталом наступит не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго (третьего или последующего) ребенка.
Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции.
Начиная с 1 января 2010 г. средства материнского (семейного) капитала по желанию женщины в полном объеме или частями могут быть направлены:
· на улучшение жилищных условий;
· получение образования ребенком (детьми);
· формирование накопительной части трудовой пенсии женщины.
На эти цели в федеральном бюджете 2010 г. должно быть выделено более 131,0 млрд. руб.
Особенностью формирования жизненных ресурсов сельской семьи в современной России явилось то, что Россия – одна из немногих стран, где в результате аграрных преобразований резко снизилась производительность труда.
Создание альтернативной занятости в сельской местности – одна из важнейших задач. Тем более что общей тенденцией развития устойчивой и конкурентоспособной экономики является постоянное снижение доли населения, занятого в аграрном секторе. Так, численность занятых в аграрном секторе в подавляющем большинстве промышленно развитых стран составляет 2–5 %. В России этот показатель находится на уровне 13 %.
Говоря о безработице, нельзя не обратить внимание на то, что работа на сельскохозяйственном предприятии, где сельские жители получают зарплату, занимает в структуре занятости населения не самое значимое место.
Вместе с тем фактическое количество отработанных человекочасов в неделю на основной, дополнительной работах, а также по производству товаров или услуг в домашнем хозяйстве было эквивалентно полной занятости 15 478 тыс. условных работников, т. е. фактически отработанное время в 3 раза превышало время, отработанное на сельскохозяйственном производстве «за зарплату».
При этом сельские жители на работы по производству в домашнем хозяйстве продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, предназначенной для собственного конечного потребления, затратили почти 60 % всего отработанного времени.
По мнению ряда исследователей, ситуация на рынке сельского труда характеризуется как абсолютно трудоизбыточная. На протяжении последнего десятилетия занятость в сельском хозяйстве снижалась медленнее, чем в целом по народному хозяйству и промышленности, что связано с целым комплексом причин. Тем не менее численность занятых в сельском хозяйстве (во всех формах его ведения) сократилась более чем на 15 % по сравнению с 1990 г. Официальный показатель сельской безработицы в последние годы балансирует на уровне 9–10 % (против 7–8 % в городе). Но ее реальный масштаб, по расчетам, вдвое больше. Если к этой открытой форме безработицы прибавить ее скрытую форму, выражающуюся в низкой заработной плате, то трудоизбыточность в сельской местности принимает угрожающие масштабы. Особенно тяжелая ситуация сложилась с занятостью молодежи и женщин. Половина фактически безработных причисляется статорганами к экономически неактивному населению, которое не ищет работы. На самом деле эти люди не предъявляют спроса на работу не потому, что довольствуются ведением личного подсобного хозяйства, а в связи с бесполезностью этого занятия и трудностями при постановке на учет в качестве безработного.21
Информация о работе Технология социальной работы с многодетной семьей