Технология социальной работы с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 15:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение особенностей социальной работы в решении проблем многодетных семей в условиях села.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы многодетной семьи.
2. Составить социальную характеристику сельской многодетной семьи
3. Выявить особенности и условия организации социально-педагогической работы с многодетной семьей.
4. Изучить особенности организации

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota кулахметова.docx

— 302.38 Кб (Скачать)

Одной из приоритетных программ семейной политики является совершенствование в подготовке специалистов по социальной работе и оказанию услуг, предоставляемых многодетной семье (в том числе и платных): развитие доступных услуг психологической поддержке семьи; кабинетов для индивидуальных консультаций у психологов; анонимных «телефонов доверия».

Во всех регионах организуются социально-защитные акции, являющиеся одной из самых массовых форм социальной поддержки многодетной семьи. Виды и формы работы с многодетными семьями можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семей детей, находящихся в опасности и т.п.); направленные на поддержание стабильности семьи, и на социальное развитие семьи и ее членов.

Но в то же время можно сказать, что органы власти не достаточно оказывают внимание и в неполной мере реализуют социальную политику в отношении сельской многодетной семьи. Проблема многодетных семей, имеющая зачастую негативные последствия для развития личности ребенка, непосредственно затрагивают и интересы общества в целом.

Решение этой проблемы приобретает в настоящее время особую актуальность, так как постепенно происходит сокращение числа многодетных семей, и происходит депопуляция их среди населения.

Депопуляция - это такая убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности. В Российской Федерации депопуляция на 98% зависит от чрезмерно низкой рождаемости и на 2% от чрезвычайно высокой смертности. Преодолеть депопуляция за счет сокращения смертности невозможно, так как нынешняя рождаемость способно компенсировать лишь бессмертие. Депопуляция не является необратимой, она создана людьми и может быть устранена ими. Вопрос лишь в сроках и эффективности демографической политики. Если приступить в Российской Федерации в ближайшее время к активизации просемейной политики, увеличить социальное обеспечение многодетных семей, тогда постепенный рост доли семей с тремя детьми способен остановить убыль населения лишь в 2040-2050 годах. Если же все оставить как есть, то население страны сократится наполовину через 45 лет.

Таким образом, перед нашей страной стоит острая проблема, при которой складывается такая ситуация, что при условиях, которые происходят в настоящее время в нашем государстве, может произойти непоправимое. В частности, что через несколько сот лет Россия исчезнет из геополитической карты мира как государство, и это произойдет при условии, что не будет осуществляться каких-либо боевых действий, или из-за какого-либо смертельного заболевания. Это произойдет из-за малодетности российских семей и их нежелания иметь больше одного ребенка.

Эту ситуацию можно исправить, срочно предпринимая социальные меры для развития популярности среди населения многодетной семей. А для этого нужно усилить внимание на социально-правовое обеспечение многодетных семей, создать более современные механизмы социальной защиты многодетных семей, заставив боле эффективно работать существующие законы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями

 

Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Многодетную семью все специалисты единодушно относят к семье «группы риска». Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат. Чаще всего такие семьи имеют плохие материально-жилищные условия.

Но хуже всего, когда в такой семье воцаряется социально-психологическое неблагополучие. Его причины и признаки: потребление алкоголя, наркотиков, низкая общая и санитарно-гигиеническая культура, неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи, использование насилия как основного средства разрешения противоречий и т.п.). Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, рекреативной, коммуникативной, филицитологической (создание атмосферы счастья), регулятивной) и, естественно, становиться не состоятельной в воспитательном отношении, не оправдывая ожиданий общества.

С такой семьей нужно вести уже реабилитационную работу. Большинству же семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли. Важно, чтобы помощь носила конкретный характер и давала ощутимые результаты. Ведь общепризнанным является, что семья, первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека, - базисная основа первичной социализации личности. В процессе формирования личности, ее самосознания, семья играет главенствующую роль. Именно с семьи начинаются процессы индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому обществу не может быть безразлично, что происходит в семье, тем более – многодетной.

Естественно, работа социального педагога должна начинаться с заполнения социально-педагогического (социально-демографического) паспорта микрорайона образовательного учреждения, заключительный раздел которого посвящен составу семей. Полученные и занесенные в него данные позволят более целенаправленно на основе дифференцированного подхода работать с семьями. Далее работа с конкретной семьей ведется с использованием «Социального паспорта семьи», куда заносятся данные диагностики, демографические сведения и пр.

Какие меры реальной помощи могут быть оказаны социальным педагогом многодетным семьям?

Предположим, что в микрорайоне образовательного учреждения или небольшом городе проживают 12 многодетных семей. В семи семьях – по 6 детей, в остальных пяти – 8,9,10, 12 и 5 детей. В основном (половина детей) – это школьники от 7 до 15 лет.

Круг проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, весьма широк и разнообразен. Для того чтобы оказать им реальную помощь, социальный педагог должен, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

Реальная помощь социального педагога этим 12 многодетным семьям может быть следующей:

  • Организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.
  • Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч).
  • Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.
  • Психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования.
  • Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.
  • Правовое просвещение в многодетных семьях.
  • Консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков.
  • Психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи.
  • Организация социальным педагогом благоприятной социальной среды в семьях.
  • Создание производственных участков с целью обеспечения условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков.
  • Обогащение выбора форм и видов досуговой деятельности в учебных заведениях и по месту жительства, секции, кружки, «группы встреч».
  • Квотирование рабочих мест для подростков, что является важным условием эффективного успешного функционирования ребенка в социуме.
  • Организация системы допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей (курсы лекций по психологии, организация здорового образа жизни, курс планирования карьеры,  домоводства, тренинги общения, самопознания, занятия по обучению рациональному использованию времени).
  • Ознакомление со службой экстренной психологической помощи. («Телефон доверия» оказывает заочные психологические услуги детям, подросткам и родителям, испытывающим трудности в общении и воспитании ребенка. Дети и их родители могут позвонить по телефону доверия для снижения психологического дискомфорта и укрепления чувства психологической защищенности).
  • Помощь детям в преодолении затруднений в учебе.
  • Помощь в решении проблем личного роста.
  • Адаптация в кризисные периоды.
  • Помощь школьникам в выборе верного направления в общении со сверстниками или коммуникативной переориентации.
  • Помощь в выборе образовательного пути.
  • Организация досуга детей и их родителей.
  • Сбор денежных средств и вещей для многодетных семей.
  • Обучение способам повышения самооценки.
  • Духовное просвещение детей и родителей.
  • Ежегодное проведение научно-практических конференций по проблемным темам с участием всех заинтересованных лиц: педагогов, психологов, валеологов, школьных медиков, сотрудников правоохранительных органов и др.
  • Убедительное, подробное разъяснение родителям вреда физического наказания и его последствий. Чем многочисленнее семья, тем выше уровень конфликтности в ней между родителями и детьми и тем чаще родители применяют физическую силу, чтобы держать детей в повиновении.
  • Помощь в преодолении предсказуемых жизненных изменений.
  • Информирование о работе различных служб.

Детям из неблагополучных многодетных семей необходимо сообщить номера различного вида телефонов доверия: экстренной помощи, телефона доверия для детей и подростков, молодежный телефон доверия и др., телефоны различных центров. Это могут быть: межшкольный центр социально-психологической помощи, психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам, центр социально-педагогической реабилитации, центр семьи и детства, центр помощи детям, пострадавшим от насилия и т.п.

Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.

На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании).

Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.

Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.

Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент.

Органы здравоохранения (ОЗ) предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.

Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования.

Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, церковь -- благотворительную и психологическую поддержку.

Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей.

Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).

Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.

Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.18

Основное назначение социального педагога – это социальная защита ребенка, подростка, содействие в оказании ему социальной или медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе.

Для решения этих задач социальный педагог изучает эмоционально-психологическое состояние и материальное положение ребенка, определяет, как далеко зашел кризис, планирует пути его преодоления.

Поддержать ребенка в трудную минуту – дело нелегкое. Как ему помочь в беде? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Прежде всего, нужно поддержать духовно, убедить его в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему, затем помочь найти путь выхода из кризисной ситуации и, приняв решение вместе, последовательно его реализовывать.

Для успеха работы с семьей социальному педагогу необходимо связываться с другими специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Он должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем педагогического мастерства и организаторскими способностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Особенности социальной работы с сельскими семьями

 

Как показывает практика, важным средством активизации социальной работы на селе являются опора на традиционные источники выживания сельского жителя, использование исконных способов организации жизнедеятельности человека в экстремальных ситуациях, восстановление и укрепление традиций общинной жизни. Позитивными социально-психологическими факторами, которые необходимо учитывать при активизации социальной работе на селе, являются:

Информация о работе Технология социальной работы с многодетной семьей