Технология работы социального педагога с семьёй

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях

не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со

стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный

педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует масштабу и глубине

проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети.

Поэтому множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали

овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на

специальность социальной педагогики поступают молодые люди,

заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной её

подструктуры – семьи.

Оглавление

Введение.


2. Семья как социальный институт.

2.1. Функции семьи.

2.2. Типология семьи.

2.3.


3. Специфика работы социального педагога с семьёй.

3.1. Функции социального педагога в работе с семьёй.

3.2. Методы, приёмы и технологии работы социального

педагога с семьёй.

3.3. Современная помощь семье.


4. Заключение.


5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсов Технология работы социального педагога с семьёй.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Курсовая работа на тему: 

              «Технология работы социального  педагога с семьёй» 
 
 

                                                     Выполнил:  Жданова Е.Н.

                                                      Проверил:_____________ 
 
 

                                 Содержание. 
 

1. Введение. 

2. Семья как  социальный институт.

     2.1. Функции семьи.

     2.2. Типология семьи.

     2.3. 

3. Специфика  работы социального педагога  с семьёй.

     3.1. Функции социального педагога  в работе с семьёй.

     3.2. Методы, приёмы и технологии работы  социального

            педагога с семьёй.

     3.3. Современная помощь семье. 

4. Заключение. 

5. Список литературы. 
 
 

                                1. Введение. 
 

   В своей  курсовой работе я раскрыла  проблемы современной семьи, её  состав

и взаимоотношения,  существование  семьи  в  сложных  современных  условиях,

потребности и  самореализацию  семьи,  как  социальной  ячейки  общества,  и,

самое важное, виды, способы и организацию помощи семье.

   Актуальность этой темы состоит в том, что семья  в  современных  условиях

не всегда выходит  из сложных жизненных ситуаций. Она  нуждается в  помощи  со

стороны. Такую  помощь может оказать служба социальной  помощи  и  социальный

педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует  масштабу  и  глубине

проблем и трудностей, которые испытывают не  только  взрослые,  но  и  дети.

Поэтому множество  людей, в основном  с  педагогическим  образованием,  стали

овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты  на

специальность    социальной    педагогики    поступают     молодые     люди,

заинтересованные  в том, чтобы помогать обществу решать  проблемы  важной  её

подструктуры  – семьи.

   Объём  решенных проблем, связанных с  неблагополучными семьями  и  трудными

подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных  и

других учреждений, окружающих семью и социального  педагога,  работающего  с

ней. Поэтому  эти учреждения  должны  всеми  возможными  силами  осуществлять

поддержку семьи, а  так  же  принимать  непосредственное  участие  в  работе

социального педагога с семьями «группы риска». 
 
 

                      1. Семья как социальный институт. 
 

   В жизни  каждого человека семья занимает  особое  место.  В  семье   растет

ребенок, и с первых лет своей жизни  он  усваивает  нормы  общежития,  нормы

человеческих  отношений,  впитывая  из  семьи  и  добро,  и  зло,  все,  чем

характерна его  семья. Став взрослыми, дети повторяют  в своей семье  все  то,

что было в семье  его родителей.

   В   семье  регулируются  отношения   ребенка  к  окружающему,  в  семье  он

получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

    Семья   рассматривается  как  самый   малый   социальный   институт,   как

социальная  ячейка  общества.   От   состояния   семьи   зависит   состояние

государства. В  семье родители и дети связаны  духовной общностью.  От  уровня

духовной культуры в семье зависит и уровень  духовной культуры общества.

    Экономическое   состояние  семьи  зависит   от  экономического   состояния

государства. От того, как ребенок приучен к  труду и  как  подросток  выберет

профессию и  будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья  «трудовой»

и от ее вклада в  трудовую «копилку» общества  немало  зависит  экономическое

состояние общества.

   Осуществляя  социальную функцию,  семья   формирует  в  зависимости   от  ее

культурного,  социального  и  духовного  уровня.  Условия  в  семье,  жилье,

гигиена, особенности  жизни и увлечения семьи –  все  зависит  от  социальной

политики государства.

  Социализация в семье зависит от  состава семьи.  Сегодня нет больших

семей, в которых  живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

    Социализация  личности  в  семье  зависит   от  отношений  внутри  семьи,

авторитета и  власти родителей.

   На современное состояние  семьи  влияют  все  изменения,  происходящие  в

обществе:  накопление  знаний,  технологий  и  обмена  информацией  и  самых

крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис  политической  и

экономической системы.

   Классическая формула – семья как социальный институт –  определяет  семью

как  объединение  людей  в  браке,  связанное  общностью  быта  и   взаимной

ответственностью.

   Брак -  это  исторически  меняющаяся  социальная  форма  отношений   между

мужчиной и  женщиной. Брак упорядочивает половую  жизнь  и  устанавливает  их

супружеские,  родственные  права  и  обязанности  с  целью  создания  семьи,

рождения и  воспитания детей.

   Семья  – это не только брачная  группа, но и социальный институт.  То  есть

в семье  сосредоточивается  система  связей,  система  отношений  не  только

супругов, но и  детей, а также родственников.

   Семья  как социальный институт проходит  ряд этапов. Это:

  - вступление  в брак;

  - рождение  первого ребенка;

  - окончание  деторождения (последний ребенок);

  - «пустое  гнездо» - выделение из семьи  последнего ребенка;

  - прекращение  семьи со смертью одного из  супругов.

   Для каждого  человека существует две семьи.  Та, из  которой  он  вышел,  и

та, которую он создал и в которой он живет  сейчас.

   Семья – это  созданная  человеком  интимная  среда  существования.  Члены

семьи связаны  кровным родством (или близким  к  кровному),  семья  объединяет

родственников, как живых, так и умерших,  близких  и  дальних,  известных  и

неизвестных.

   Семья  – это единица общества, которая требует постоянного внимания,  если

мы желаем нормального  развития общества.

   Одним  из условий существования семьи  являются  взаимоотношения  в   семье.

Как  рождаются  и   воспитываются   дети,   как   ведется   хозяйство,   как

удовлетворяются  интересы  всех  ее   членов.   Взаимопонимание,   уважение,

поддержка,   понимание   определяют   взаимоотношения.    Каково    здоровье

родственников, их характер и поступки.

   Взаимоотношения  в семье зависят от  традиций  общения,  экономического  и

социального состояния  общества,  зависимости  семьи  от  общества,  участия

супругов в  ведении хозяйства, в общественном производстве,  от  типа  семьи:

многодетная, бездетная,  кто  главенствует,  от  личных  качеств,  характера

родственников.

   Развитие  семьи проходит несколько стадий.

   Первая  стадия – первоначальное образование  семьи, чаще, когда  молодожены

отделяются и  уезжают из большой семьи.

   Вторая  стадия – рождение ребенка,  семья состоит из двух поколений.

   Третья  стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети

заводят  семью.  Они  или  остаются  с  родителями,  или  уезжают.  Родители

вступают  в  отношения  с  родственниками  по  браку  их   взрослых   детей,

любовниками или  друзьями, которые могут стать  фиктивными  родственниками  в

качестве  так  называемых  «жен»  и  «мужей».  На  этой  стадии  семья   или

расширяется, или  разрушается.

   Четвертая  стадия – когда  все  устоялось,  дети  устроились  в  отдельных

семьях,  родители  идут  на  пенсию.  В   этот   период   крепнет   семейная

солидарность, дети могут поддержать родителей.

   Пятая  стадия – это период  заботы  о  членах  семьи,  так   как  ее  члены

нуждаются в  помощи. Забота падает на среднее поколение, так  как  они  могут

по состоянию  здоровья заботиться о детях  разведенной  дочери,  предоставить

кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто  оказался

без работы.

   Забота  о престарелых или больных  родителях – главная задача  этой  стадии

семьи. Здесь  больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со  смертью

старшего поколения  изменяются роли в семье, ведущие  роли передаются  другому

поколению.

   Шестая  стадия – заключительный  период  семейного  цикла.  С  проявлением

нового главы  семьи не появляется новая семья, а продолжается первая  ячейка,

так как в  семье существует неразрывная связь  поколений.

   Существует  такое понятие, как  коллективизм  семьи,  который  зависит   от

внутрисемейных  отношений, где  нет  конфронтации,  противоборства  супругов,

существует забота и ответственность каждого члена семьи  и  семьи  в  целом,

где дети помогают взрослым, труд взрослых  как  жизненная  потребность,  где

ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются  проблемы  бюджета.

Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи –  труд всех взрослых.

   Создание  такой семьи – это  влияние   старших  членов  семьи,  когда   дети

соблюдают традиции и нормы отношений.

   На отношения  внутри семьи влияют успехи  родителей  на  производстве,  их

роль и статус в общественной жизни и т.д.

! Русский философ Иван Ильин писал, что семья –  это  частичка  Родины.  Он

писал, что существует такое понятие, как ДОМ.  Это  стены,  это  место,  где

собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это  родные  люди.

Однако в одном  доме может быть неуютно, хотя в нем все  чисто  и  аккуратно.

Есть дом, который  превращен в притон, в забегаловку, в проходной  двор.  Дом

как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все  врассыпную по своим  делам.

Информация о работе Технология работы социального педагога с семьёй