Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 09:56, курсовая работа
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях
не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со
стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный
педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует масштабу и глубине
проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети.
Поэтому множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали
овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на
специальность социальной педагогики поступают молодые люди,
заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной её
подструктуры – семьи.
Введение.
2. Семья как социальный институт.
2.1. Функции семьи.
2.2. Типология семьи.
2.3.
3. Специфика работы социального педагога с семьёй.
3.1. Функции социального педагога в работе с семьёй.
3.2. Методы, приёмы и технологии работы социального
педагога с семьёй.
3.3. Современная помощь семье.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Курсовая работа
на тему:
«Технология работы
Содержание.
1. Введение.
2. Семья как социальный институт.
2.1. Функции семьи.
2.2. Типология семьи.
2.3.
3. Специфика работы социального педагога с семьёй.
3.1. Функции социального педагога в работе с семьёй.
3.2. Методы, приёмы и технологии работы социального
педагога с семьёй.
3.3.
Современная помощь семье.
4. Заключение.
5. Список литературы.
В своей курсовой работе я раскрыла проблемы современной семьи, её состав
и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях,
потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и,
самое важное, виды, способы и организацию помощи семье.
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях
не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со
стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный
педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует масштабу и глубине
проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети.
Поэтому множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали
овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на
специальность социальной педагогики поступают молодые люди,
заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной её
подструктуры – семьи.
Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными
подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и
других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с
ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять
поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе
социального педагога
с семьями «группы риска».
1. Семья как социальный институт.
В жизни
каждого человека семья
ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы
человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем
характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то,
что было в семье его родителей.
В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он
получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как
социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние
государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня
духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.
Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния
государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет
профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой»
и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое
состояние общества.
Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее
культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье,
гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от социальной
политики государства.
Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших
семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.
Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи,
авторитета и власти родителей.
На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в
обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых
крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и
экономической системы.
Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью
как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной
ответственностью.
Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между
мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их
супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть
в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только
супругов, но и детей, а также родственников.
Семья
как социальный институт
- вступление в брак;
- рождение первого ребенка;
- окончание деторождения (последний ребенок);
- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;
- прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Для каждого
человека существует две семьи.
та, которую он создал и в которой он живет сейчас.
Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены
семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет
родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и
неизвестных.
Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если
мы желаем нормального развития общества.
Одним
из условий существования
Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как
удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение,
поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье
родственников, их характер и поступки.
Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и
социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия
супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи:
многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера
родственников.
Развитие
семьи проходит несколько
Первая
стадия – первоначальное
отделяются и уезжают из большой семьи.
Вторая
стадия – рождение ребенка,
семья состоит из двух
Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети
заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители
вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей,
любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в
качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или
расширяется, или разрушается.
Четвертая
стадия – когда все
семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная
солидарность, дети могут поддержать родителей.
Пятая стадия – это период заботы о членах семьи, так как ее члены
нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут
по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить
кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался
без работы.
Забота о престарелых или больных родителях – главная задача этой стадии
семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью
старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому
поколению.
Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С проявлением
нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка,
так как в семье существует неразрывная связь поколений.
Существует
такое понятие, как
внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов,
существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом,
где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где
ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета.
Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи – труд всех взрослых.
Создание такой семьи – это влияние старших членов семьи, когда дети
соблюдают традиции и нормы отношений.
На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на производстве, их
роль и статус в общественной жизни и т.д.
! Русский философ Иван Ильин писал, что семья – это частичка Родины. Он
писал, что существует такое понятие, как ДОМ. Это стены, это место, где
собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это родные люди.
Однако в одном доме может быть неуютно, хотя в нем все чисто и аккуратно.
Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Дом
как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все врассыпную по своим делам.
Информация о работе Технология работы социального педагога с семьёй