Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 09:56, курсовая работа
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях
не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со
стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный
педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует масштабу и глубине
проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети.
Поэтому множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали
овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на
специальность социальной педагогики поступают молодые люди,
заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной её
подструктуры – семьи.
Введение.
2. Семья как социальный институт.
2.1. Функции семьи.
2.2. Типология семьи.
2.3.
3. Специфика работы социального педагога с семьёй.
3.1. Функции социального педагога в работе с семьёй.
3.2. Методы, приёмы и технологии работы социального
педагога с семьёй.
3.3. Современная помощь семье.
4. Заключение.
5. Список литературы.
и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и
т.д.
В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность
за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь
создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы
обеспечивали соответствующие условия для этого.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами
семьи. Это:
- больные дети, дети-инвалиды;
- пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;
- половая распущенность и проституция;
- алкоголики и наркоманы;
- дети-бродяги;
- развод родителей
Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных
ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное
предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны
государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной
помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семье,
решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление
кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-
вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих,
определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный
педагог начинает
с её изучения.
3.3. Современная помощь семье.
В 1992 г.
Правительство Российской
первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи
семье», которое включает экономическую, правовую, медицинскую,
психологическую и педагогическую помощь. Это постановление было направлено
на осуществление государственной политики семьи и детей.
Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей
проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений
социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей.
Это проявилось в организации различных учреждений социального
обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным
подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и
дети проводят отдых всей семьей.
Местные
органы создают различные
семье в кризисной ситуации.
Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры
смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из
них - это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация
лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная
помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и
попечительством.
В социальной
службе молодежи помогают
помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.
В центрах
реабилитации детей-инвалидов
учитываются все дети-
дети с различными патологиями, им оказывается психологическая, медицинская
и педагогическая помощь. Осуществляется профессиональная подготовка.
Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий
занимаются центры досуга. В них родители могут оставить детей на несколько
часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.
В медико-социальном центре оказывается помощь и детям, и всем членам
семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с
малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни,
медицинская профилактика всех членов семьи. Особое внимание оказывается
семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается социальная помощь
особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину,
мастерским.
Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты. Самыми
распространенными являются приюты для детей. Для взрослых создаются
социальные гостиницы, для подростков и молодежи - дома интернатного типа,
где они живут до 18 лет, посещая школу, после окончания которой,
устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната.
В центре психолога-педагогической помощи семье и детям помогают
установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется
психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.
Распространенной
формой работы с трудными
центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются
предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения,
организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти их кризисного
состояния.
Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь
несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц,
которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают устроиться в
жизни вышедшим из заключения.
В
центрах социально-
обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют
психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в
умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается
индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль
за процессом реабилитации.
В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями.
Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную
реабилитационную программу, организовать патронат.
Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом
материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии,
многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
К «группе
риска» относятся
тыс. девушек до 18 лет рожают вне брака. Существует практика создания
приютов для
таких мам, где они живут, могут
работать или продолжать учебу.
4. Заключение.
Семья
– социальная ячейка общества.
Выполняя различные свои
тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое
сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру,
переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт,
поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.
Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но
важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого
выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не
только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно
эти проблемы разрушают семью из нутрии.
Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно
разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен
осуществлять социальный педагог.
На сегодня наука ещё только занимается разработкой методов и технологий
по работе с семьёй. Проверяет их на практике.
Способы решения проблем семьи, описанные в курсовой работе, также
являются теорией и, лишь небольшой часть, практикой. Потому что социальная
педагогика в области семьи – это новое направление работы социального
педагога с проблемами в обществе.
Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и
статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги
прилагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально
и материально
развивалась правильно и
Здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей,
взрослых, общества
и человечества в целом !!!
5. Список литературы.
-Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие.
– М.: «Академия», 1999. – 440с.;
-Григорьева Е. «Остров спасения», журнал «Семья и школа», № 1-2, 2001. –
стр. 3;
-Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: учебное пособие. – М.:
«Академия», 2000. – 304с.;
-Кожухарь Г. «Конфликты в семье: диалог против манипуляций», журнал «Семья
и школа», № 1-2, 2001. – стр. 14;
-Мавлевич Н.
«Пока не поздно», журнал «
2;
-Михайлова Н. «Меж двух огней», журнал «Семья и школа», № 5-6, 2000. – стр.
20;
-Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина
В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200с.;
-«Они надо мной смеются?», журнал «Семья и школа», № 9, 2001. – стр. 7;
-П.Ф. Каптерев о семейном воспитании: учебное пособие /Сост. и автор.
коммент. Андреева И.Н. – М.: «Академия», 2000. – 168с.;
-Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие
/Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. – М.: «Академия», 1999. – 512с.;
-Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Кн. 2. – М.: Гуманит. изд. центр
Владос, 1999. – 256с.;
Информация о работе Технология работы социального педагога с семьёй