Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки.docx

— 196.03 Кб (Скачать)

Прежде чем рассматривать эти  нарушения, следует ввести понятие  гармоничных родительских отношений  с подростком. При гармоничных  отношениях отсутствуют внутрисемейные причины приобщения подростка к  наркотикам. Кроме того, семья с  гармоничными внутрисемейными отношениями  имеет высокую устойчивость к  влиянию асоциальных уличных  подростковых компаний, в которых  употребляют наркотики.

Опираясь на практический опыт педагогов, психологов и психотерапевтов, можно  утверждать, что гармоничные родительские отношения устанавливаются, если:

- родители тепло и нежно относятся  к своему ребёнку, эмоционально  принимают его;

- родители понимают возрастные  особенности подростка и знают,  как поддержать его в трудной  ситуации;

- родители авторитетны для подростка,  серьёзно воспринимают его интересы  и живут с ним в атмосфере  сотрудничества.

Приведённые описания представляют собой  как бы идеальные ответы на вопросы, которые родитель может задать себе об отношениях со своим ребёнком: «Что я чувствую?», «Что я думаю?», «Что я делаю?». Конечно, при условии, что  ответы будут даны искренне.

Отношения родителей с подростком не всегда гармоничны. Чем больше степень  их дисгармонии, тем выше риск приобщения подростка к наркотикам. Можно  выделить три формы нарушения  родительских отношений в семьях, где подростки имели первый опыт употребления наркотиков:

1. Первая форма – жестокость  при обращении с подростком. Семьи  данной категории неоднородны,  деструктивная агрессия проявляется  через физическое насилие, словесные  оскорбления и унижения, через  воспитание подростка «в ежовых рукавицах». При эмоциональном напряжении и жестоком обращении подросток прибегает к наркотикам, так как оказывается вытолкнутым из семьи в асоциальную среду или находится в иллюзорных поисках недостающего уважения, понимания и тепла.

2. Вторая форма – непонимание  родителями возрастных особенностей  ребёнка. Самосознание подростка  нередко формируется драматично  и противоречиво. Поэтому подросток  обращается к наркотику, чтобы  снять тревожность, возникающую  вследствие ускоренного полового  и интеллектуального развития. Родители  же не способны психологически  правильно реагировать и ограничиваются  наказаниями, обвинениями и морализацией. В этой ситуации подросток  вынужден самостоятельно, часто  через цепь ошибок, вырабатывать  своё отношение к наркотикам.

3. Третья форма – низкий авторитет  родителей у подростка. Материальное  благополучие и бесконфликтные  взаимоотношения в семье не  гарантируют от утраты значимости  отношения подростка к родителям.  Если в сознании подростка  не сформирован внутренний диалог  с родителями, их опыт и жизненная  позиция, в том числе и по  отношению к наркотикам, не принимаются  во внимание. Такой ребёнок менее  защищен от давления социальной  микросреды, где употребляются наркотики. 

Таким образом, первая форма семейного  неблагополучия может быть прямой причиной приобщения подростка к наркотикам, вторая – может «способствовать» этому косвенно как дезорганизующий  фактор, а при третьей форме  из-за попустительской позиции родителей  подросток имеет сниженную социально-психологическую  толерантность в отношении наркотиков.

Психопрофилактика наркомании включает в себя, во-первых, преодоление психолого-педагогических ошибок и нарушений в системе  «родитель-подросток», создающих для  подростка угрозу пристраститься к  наркотику, а во-вторых, оказание и родителю, и ребёнку помощи в ситуации, когда последний уже столкнулся с наркотиком.

Далее на примере реальных ситуаций обсуждаются различные формы  нарушений отношении «родитель-ребёнок». При их отборе следует принимать  во внимание следующее. Тяжёлые, запущенные случи подростковой наркомании чаще всего необратимы, и о профилактике говорить уже поздно. Кроме того, родители склонны воспринимать запущенные формы наркомании как малоправдоподобные: «Такой ужас в нашей семье никак  не может произойти». Поэтому для  примеров предпочтение взять такие, в которых запечатлены первые шаги к наркотику. Прогноз здесь  менее однозначен, необязательно  эти шаги приведут к наркомании. Однако такие случаи более узнаваемы, они развивают чувствительность к начальным симптомам наркотической  зависимости и психологическим  механизмам.

Важно правильно представлять, какие  психолого-педагогические ошибки могут  допускать родители, вольно или невольно подталкивая подростка к наркотику, и что в этой ситуации родители могут сделать – самостоятельно или с помощью специалистов.

На вопрос родителей, как надо воспитывать  ребёнка, чтобы он не стал наркоманом, ответить весьма непросто. Главное, воспитайте его закалённым, решительным, мужественным, честным, трудолюбивым, ответственным, образованным, человечным. Вряд ли он станет наркоманом.

На самом деле, конечно, этого  трудно добиться. Специалисты, помогающие наркоманам и их семьям по всему  миру, в ответ на этот вопрос сказали  следующее: «По крайней мере, во-первых, не злоупотребляйте алкоголем и  наркотиками сами и, во-вторых, постарайтесь научить ребёнка, что не все его  желания будут немедленно удовлетворяться. Он обязан понимать, что осуществление  его прихотей происходит не сразу  и не всегда, что для этого необходимо приложить труд, что в обмен на выполнение желания он должен нести какую-то ответственность в семье или перед друзьями».

Основные направления профилактической антинаркотической помощи семье:

1. Формирование активного отношения  родителей к риску наркотизации  в той микросреде, в которой  растёт и общается их ребёнок. 

2. Предупреждение случаев вовлечения  детей в раннюю алкоголизацию,  эмоционального отвержения детей,  жестокого обращения с ними  в семье. 

3. Оказание помощи семье, когда  ребёнок начал злоупотреблять  психоактивными веществами.

4. Организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума, благополучной  ненаркотической среды, нетерпимой  к антиобщественному поведению  детей, распространению среди  них алкоголя, наркотиков и иных  психоактивных веществ.


Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей