Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Социально – педагогическая характеристика многодетной семьи
1.2 Воспитательный потенциал в многодетной семье
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Характеристика опыта работы социального педагога общеобразовательного учреждения с многодетными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки.docx

— 196.03 Кб (Скачать)

    Во  – первых, многодетная семья менее  всего подвержена стиранию гендерных  различий, формирует традиционные  и здоровые отношения типа: «мужчины  и женщины», «отцы и дети»,но  при неблагоприятных условиях  жизни в многодетной семье  чаще проявляются отклонения  от нравственных норм. В полной  многодетной семье социальные  роли усваиваются ребенком намного  раньше и шире, чем в малодетной. Это обусловлено четким распределением  функций между отцом, матерью  и старшими детьми. Отношения  родителей легко усваиваются  детьми как норма и формирует  у них традиционные представления  об отношениях между мужем  и женой, старшими и младшими  и т.п. При отсутствии   одного  из родителей или если, как  показали наблюдения, в полной  семье эти отношения нездоровые, то есть присутствует постоянный  конфликт, нравственный порог, усваиваемый  детьми, крайне низок, а недостаток  тепла и любви приводит к  поиску эмоциональных контактов  в других социальных группах:  на улице, в подвалах, на чердаках. Все это делает еще более  актуальной проблему социально  – педагогического влияния на  социум многодетной семьи, на  микромир, спецификой которого является  замкнутость, самодостаточность общения между членами семьи и слабость внешних контактов, социальных связей.

             Во – вторых, исследования позволило  выявить, что именно в многодетной  семье, имеющей глубокие и разветвленные  корни родственных связей, складывается  наиболее благоприятная ситуация  для сохранения национальных  обычаев, народных традиций. Именно  в многодетной семье  чаще  сохраняются традиции, передаваемые  из поколения в поколение, обычаи  и обряды. Минимальная разница  в возрасте родственников второго-  третьего колена(дядя-племянник,  тетя-племянница, двоюродные братья-сестры) при сохранении этих связей  позволяют в более полном объёме  транслировать культуру и опыт  конкретной семьи, рода. Однако, далеко  не всегда эти традиции носят  прогрессивный характер, и в этом  случае многодетная семья выступает  хранительницей таких негативных  явлений, как авторитаризм, крайние  формы национализма, шовинизма. Замкнутость  семьи, ее самодостаточность   в общении усугублена постоянным  чувством тревожности,  добыванием  средств к существованию, отсутствием  времени и не позволяет, зачастую, использовать более демократичные  средства воспитания, а моральная  усталость родителей и старших  детей приводит, как показывают  наблюдения, к агрессии.

        Кроме того, из-за замкнутого характера  многодетной семьи нередко формируется  социализированный тип девиантного  поведения.

 По мнению  психологов, многодетная семья –  это наиболее оптимальная социальная  группа, в которой не происходит  нивелирования личности, как в  большом коллективе, и которая  способствует индивидуальному развитию, получению социального опыта,  взаимному духовному и интеллектуальному  обогащению, психологическому комфорту. При нарушении в ней родственных  связей и негативном стиле  воспитания дети в малодетных  семьях, чаще становятся школьными,  а в последствии и социальными  дезадаптантами.

        В третьих, в силу своей специфики, многодетная семья ведет более оседлый образ жизни, реже меняет местожительство, место работы. В беседах со специалистами родители многодетных семей часто высказывают страх к риску и авантюризму. Э тот страх обоснован беспокойством за своих детей. Оседлость,, как показали наши наблюдения, также свойственна большинству многодетных семей. «Одному или двоим легче найти жильё и работу, чем семье из пяти и более человек». С одной стороны, этот фактор способствует сохранению традиций, с другой – ограниченность социальных контактов, отсутствие опыта адаптации в критических условиях к новому усугубляет положение. Попадая в ситуацию оторванности от своей локальной семейной среды, члены многодетной семьи, чаще становятся неблагополучными, маргинальными.

          Многодетная семья – особый  мир, как бы самой природой  предназначенный для целей воспитания, направленный на сохранение и  развитие личности. В ней достаточно  прочная нормативная основа сочетается  с возможностью тончайших душевных  взаимовлияний и длительным индивидуальным  воздействием. Однако на семейное  воспитание не могут не сказываться  общественно – экономические  и культурные условия. 

          Начиная с внутреннего уровня  – личность – в котором  основное влияние на формирование  оказывают врожденные свойства, такие как темперамент, сила  и скорость нервных процессов  и другие, мы можем говорить  о том, что процесс социализации  начинается с момента отражения  собственного «Я» в других. Ближе  всего к личности находится  семья – второй уровень. До  определенного возрастного периода  она является основным социальным  институтом, моделью общества.

       Традиционный возрастной этап  жизни приходится на третий  уровень – институт социального воспитания. Нам наиболее близок взгляд предложенный в энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и

И.А. Ефрона: Воспитание: В латинском (education) и немецком (Erzehung) словах, обозначающих это понятие мы находим корень, общий с глаголами «вести», «тянуть» (dugere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом «питать», что гораздо правильнее…Это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка, имеющее целью довести до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения на земле. [157,c.269].

       В уровень социального воспитания  можно включить те социальные  институты, которые оказывают  непосредственное воспитательное  воздействие на семью. Это районный  или городской отдел образования,  включающий в себя различные  образовательные учреждения: детские  ясли, детские сады, школа образовательная  или специализированная, профессиональные  образовательные  учреждения  и тому подобное, работающих непосредственно  с семьей и оказывающих на  неё педагогическое воздействие.

 Следующий  уровень формирования личности  – социум – оказывает как  непосредственное влияние через  эмоционально близкие структуры,  например, родственники, соседи, друзья  и тому подобное, так и опосредованное  влияние через социальные структуры  обслуживания (магазин, транспорт), контроля (органы внутренних дел,  комиссии), исполнительной власти  и информационной структуры, опосредованно  влияющей на сознание.

         Наиболее важное, но наименее     учитываемое значение имеет уровень  – природа, космос –включающий  в себя объективные условия-  экологию, наследственность и здоровье  как отдельной личности  так  и общества в целом.

В зависимости  от общественно – экономических  условий, от положения семьи в  обществе, от культурных традиции многодетная  семья по разному преломляет свои  феноменальные особенности.

       Уровень – природа, космос  – является в настоящее время  катастрофическим. Увеличивающиеся  природные катаклизмы, расширение  «озоновой дыры», загрязнение  среды и другие процессы угрожают  сохранению жизни на всей планете.  Однако, когда нарушен этот уровень,  то следующий – социум –  способен создать условия, в  какой то мере компенсирующие  разрушение первого уровня и  способствующие адаптации человечества  к новым условиям. Кризисные проявления  в уровне – социум- способны  разрушить личность, если он не  будет компенсирован уровнем  - институт социального воспитания: во все времена в кризисные   периоды находились люди, помогающие, поддерживающие, сохраняющие нравственные  качества народа и в дальнейшем  передающие его новым поколениям. При отсутствии этого уровня  семья становится гарантом стабильности  и устойчивого формирования личности. Она как социальный институт  достаточно консервативна  и  « ..противостоит… крушению идеологий  и мобилизующим мифам: государству,  отечеству, религии, работе и  т.д. [117,c.119].

        Рассмотрим воспитательные функции  семьи. Эти функции многими  специалистами признаётся основной. Практически взаимодействуя с  родителями, улавливая специфику  их поведения, наблюдая приходящих  в дом людей, ребенок учится  понимать структуру ролевых взаимоотношений  в обществе. Играя он «примеряет»  к себе роли взрослых. Посещая  детский сад, затем школу, находясь  на улице, в учреждениях культуры, дети зачастую воспринимают мир  с позиций первичного опыта,  полученного в семье. Подражая  родителям, близким им эмоционально, дети усваивают и укрепляют  в себе определенные качества  характера: настойчивость, решительность,  смелость, доверчивость, инициативу. Любовь  и ненависть, привязанность и  отчужденность, общительность и  замкнутость, характеризующие взрослого  человека, развиваются на основе  первичных эмоций ребенка, эмоционального  опыта первых лет жизни, полученного в семье. Опыт взрослой личности, образование, сознательное, активное участие в общественной жизни являются решающими факторами, определяющими внутренний, духовный мир человека, содержание его чувств и ценностных ориентаций. В многодетной семье, где на формирование личности влияют не только родители, но и братья – сестры, эмоциональный опыт гораздо больше, чем в малодетной семье, шире социальные связи, постоянно меняющиеся социальные роли – от младшего к старшему – позволяют прочнее усвоить накопленный опыт и культуру семьи, рода, нации.

          Рекреативная  функция, в отличие  от малодетной семьи, где взрослый  может без особых затрат (материальных, физических и тому подобное) обслуживать  младших членов семьи, в многодетной  семье носит характер отношений  не только – взрослый и ребенок  – но и в отношении –  дети – дети, ребёнок - родитель. То есть физическую, психологическую  и материальную поддержку, как  показывает практика, осуществляют  и дети. Условия жизни, личный  пример старших формируют чувство  ответственности, умение брать  на себя определенную долю  домашнего труда, моральной поддержки.  По данным «Концепции законопроекта»  о многодетных семьях почти  в 50% семей подростки и старшие  школьники приносят в семью  дополнительный доход, в малодетных  же семьях он составляет только 20%. Если говорить об организации  досуга, именно ограниченность средств,  заставляет развивать инициативность, самостоятельность, активность. Таким  образом, в многодетной семье  дети раньше, чем в малодетной  становятся социально зрелыми.

    Реализация  экономической функции в многодетной  семье также проявляется чаще, чем в других типах семей.  Как уже было сказано выше, родители, воспитывающие одного  или двух детей, могут обслужить

 их и   в социуме без особых временных,  материальных и психических затрат. Родители многодетных семьи вынужденные  работать, не  в состоянии обслужить  своих детей. Начиная с малых  лет, дети включаются в процесс домашнего труда, условно договорных отношений, распределения обязанностей и тому подобное.

           Наиболее активно в многодетной  семье реализуется коммуникативная функция, обусловленная достаточно широким кругом общения. Дети из малодетных, зачастую обеспеченных семей, испытывают чувство одиночества чаще, чем дети из многодетных семей. Даже при наличии конфликта между двумя, тремя членами семьи, в многодетной всегда найдется человек, который поддержит, подскажет, поможет.

 Эти отношения  реализуются и через фелицитологическую  функцию (ощущение счастья). Понятие  счастья очень субъективно и  оценивается каждым человеком   по своему. Однако общим критерием  счастья может служить чувство  необходимости в тебе других  людей в совокупности с чувством  надежности, поддержки со стороны  этих людей. Само понятие –  многодетность - говорит о возможности  реализации этого чувства. Многодетная  семья выполняет также репродуктивную  функцию.

          Реализация  этих и других функций  позволяет сделать вывод о  специфике многодетной семьи,  ее влияния на стабилизацию, устойчивое  развитие личности и ее роли  в обществе.

         Социально педагогическая работа  с многодетной семьей должна  базироваться на глубоком знании  специфики этой категории семей,  особенностей становления и развития  семьи  в историческом, философско-психологическом,  региональном аспектах.

         Многодетная семья наиболее полно  отражает как позитивные так  и негативные изменения, а при  благоприятных условиях максимально  реализует свой социально –  воспитательный потенциал. Следовательно  для решения вопросов воспитания  детей и подростков, формирования  устойчивого общества необходимо  особое внимание уделять многодетной  семье, ее сохранению и развитию.

           Именно многодетная семья способствует  удовлетворению всех основных  потребностей личности, таких как  биологические, социальные и духовные. Учитывая  в своей  работе эту особенность многодетной семьи необходимо помнить о том, что в кризисных условиях эта особенность и самодостаточность способствует замкнутости, а следовательно и консервации некоторых негативных факторов, которые в дальнейшем перерастают в неблагополучие. Осознание взрослыми членами многодетной семьи всей ответственности за воспитание своих детей, определение пути реализации своих особенностей – важнейшее условие активизации ее социально – воспитательного потенциала.

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей