Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение теоретического и практического подхода к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы.
2. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
3. Определить способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы социально-профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей 5
1.1. Воспитание детей в современной семье 5
1.2. Проблемы неблагополучных семей 13
1.3. Социально-психологический портрет
детей из неблагополучных семей 22
2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей в городе Колпашево 35
2.1. Факторы и условия социально-психического
развития детей из неблагополучных семей 35
2.2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей г. Колпашево 44
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического медико-социального центра «Семья» 57
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение 82

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Исследования  показывают, что одним из действенных  средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и детьми как основы воспитания является наличие в ней навыков разностороннего общения. Давно известно, что в процессе общения члены семьи реализуют целый спектр разнообразных семейных функций: тут и эмоциональное единение, и обмен информацией, и передача жизненного опыта от старших младшим, и межсупружеская эмпатия, и взаимная моральная поддержка, и ряд других функций. Изучение мотивов разводов убеждает, что основная масса несостоятельных браков расторгнута по причинам недооценки супругами фактора конструктивного взаимного общения или из-за неумения общаться. [44]

Отсутствие  навыков общения — недостаток не одной только российской семьи; это  проблема всех цивилизованных народов  мира. Под разными названиями (конфликтология, коммуникативность, социальный контакт) общение является предметом пристального изучения и анализа целого ряда научных дисциплин — психологии, социологии, педагогики, правоведения и т.д. Частнособственнический путь развития, по которому ныне движется российское общество, основывается, прежде всего, на расширении деятельности в сфере малого бизнеса (услуги, торговля, ремесла). Эта сфера занятости требует от работника хорошо развитых навыков межличностного общения, ибо процветание такого бизнеса обусловлено способностью производителя, убедить потенциального покупателя приобрести продукт его труда. В условиях социалистического общественного производства, когда роль личностных факторов непосредственного производителя сводилась к минимуму (человек — «винтик»), навыки конструктивного общения были большей частью утеряны. [27]

Наблюдения  показывают, что российская семья  на своем непродолжительном личном опыте взаимодействия в условиях рынка успела оценить значимость навыков общения для успешной профессиональной деятельности. Неслучайно социологические исследования выявляют пожелания большинства родителей ввести в школах обучение детей навыкам общения. Выражая такое нетипичное требование к школе в качестве первостепенного, родители тем самым демонстрируют понимание современных жизненных реалий и пытаются к ним адаптироваться. Такая тенденция свидетельствует, что российская семья в новых экономических условиях не сидит, сложив беспомощно руки, а ведет неустанный поиск путей включения в изменившуюся действительность. [22]

Столь активная позиция российской семьи в трудной жизненной ситуации сегодняшнего дня позволяет надеяться на то, что институт семьи выживет и сохранится, несмотря на пессимистические прогнозы некоторых ученых. Беда лишь в том, что на пути усвоения российской семьей нравственных и иных принципов жизни, заимствованных у развитых стран, утрачиваются глубоко индивидуальные собственные социальные нормы, отражающие национальные традиции российского народа. [63]

Следующая проблема не является исключительно воспитательной проблемой российской семьи, а носит всеобщий характер. Сегодня часто употребляется термин «гуманизация» в приложении к разным сторонам жизни. Известно, что прошедшее столетие знаменовалось интенсивным развитием науки и техники, отодвинув в системе ценностных ориентаций на второй план межличностные отношения. Основу жизни цивилизованных сообществ составляли, прежде всего, ценности материального ряда: красивый дом, модная мебель, автомобиль последней марки, отдых на лучших курортах мира и другие внешние атрибуты престижа. Однако владение этими материальными ценностями далеко не всегда определяло психологическую комфортность личности, не давало ощущения счастья. К концу века наблюдается возврат к ценностям эмоционального характера: повышается значимость взаимопонимания, моральной поддержки, эмпатии, взаимопомощи и т.п.

В рамках семьи  требование гуманизации особенно уместно, так как должно проявляться практически  во всех сферах ее жизнедеятельности. К сожалению, исследования фиксируют, что около трети семей не отвечают этому принципу. В таких семьях царит взаимное равнодушие, отсутствие интереса членов семьи друг к другу, даже рукоприкладство. Госкомстат свидетельствует, что за один только 2005 г. в результате семейных ссор было совершено 791 тыс. преступлений между родственниками, причем 21 % пострадавших — дети. Становится очень распространенным бегство детей из дома: 57 % детей в приемниках-распределителях ушли из семьи добровольно или были изгнаны. [24]

Именно в  этих семьях довольно часто отмечаются случаи сексуальной эксплуатации детей, т.е. использования их для сексуальных услуг за деньги. Эти проявления крайних форм семейного неблагополучия в значительной степени связаны со снижением внимания государства к таким семьям.

В прошлые десятилетия  такая семья была объектом профессионального внимания правоохранительных органов и находилась под жестким контролем общества. Сегодня обретенная в процессе демократизации свобода понимается такой семьей как безнаказанность. Отсутствие правовой базы для борьбы с подобными асоциальными проявлениями привело к негативным последствиям более широкого масштаба, связанным с судьбой нового поколения — детей. О массовости этих последствий предлагаем судить по статистике насилия над детьми в семье: ежегодно около 2 млн. российских детей жестоко избиваются родителями, 50 тыс. детей убегают из дома, 2 тыс. оканчивают жизнь самоубийством. [58]

Таким образом, остро стоит вопрос о защите прав ребенка в неблагополучной семье. Справедливости ради следует отметить, что подобные асоциальные явления не прошли мимо внимания законодательных органов: в Государственной думе был рассмотрен закон «О предотвращении насилия в семье». С его принятием усиливается ответственность псевдородителей, злоупотребляющих своими правами по воспитанию детей. [34]

Возвращаясь к  проблемам гуманизации отношений  в российских семьях, отметим появление весьма положительной тенденции последних лет, связанной с взаимодействием двух поколений — родителей и детей. Для этого обратимся к опыту прошлых десятилетий. Социологические опросы детей пятнадцатилетней давности рисуют нам образ подростка — слегка инфантильного, ориентированного на свои узколичные интересы и далекого от проблем собственной семьи. Исследования последних лет отмечают значительные перемены в личностном портрете подростка. В числе первых трех жизненных проблем современного российского подростка весьма устойчивое место занимает его обеспокоенность здоровьем своих близких. Таким образом, в ближайшей ретроспективе произошло существенное качественное изменение ценности семьи для детей. По-видимому, это связано с более высокой включенностью детей в обсуждение текущих проблем семьи сегодня, в результате чего приходит понимание ими возможности потери родителями здоровья и катастрофических последствий, грозящих при этом семье. [43]

Наконец, есть еще  одна отмечаемая исследованиями положительная сторона воздействия рыночных отношений на семью. Развитие негосударственного сектора занятости позволило обоим супругам осуществлять свою трудовую деятельность совместно на одном предприятии, что для многих семей оказалось наиболее предпочтительным. С одной стороны, общее место работы, позволяет более успешно решать проблему семейного заработка, так как совместный труд повышает производительность труда и способствует более высокой материальной оплате. С другой стороны, в сферу трудовой деятельности переносится специфически домашняя функция семьи — взаимопомощь и поддержка, основанные на доверии друг к другу. Эти новые условия труда супругов в значительной степени повышают сплоченность семьи и способствуют ее стабилизации, что, в свою очередь, позитивно влияет на воспитательный процесс. [56]

Таким образом, можно говорить и о наметившихся положительных тенденциях в осуществлении воспитательной функции современной семьи, связанных с реформированием российской экономики.

Подводя итог сказанному выше, попытаемся сделать основные выводы.

Вывод первый: переход  России на качественно иной путь развития экономики существенным образом отразился на жизнедеятельности семьи. Сегодня пока рано говорить об окончательных социальных последствиях, но материальное положение семей на данный момент по многим показателям оставляет желать лучшего.

Вывод второй: ухудшение  финансового положения семьи, связанное  с падением престижа ряда профессий, обусловило сокращение воспитательного потенциала родителей.

Вывод третий: государственная  политика в области занятости своими неопределенными действиями не дает гарантии от безработицы, не формирует свой социальный заказ семье и школе на профессиональную подготовку молодежи.

Вывод четвертый: недостаточное внимание государственных функциональных институтов к неблагополучным семьям ведет к криминализации российского общества за счет расширенного воспроизводства этими семьями подобного себе потомства.

Вывод пятый, основной: национальные интересы России требуют  безотлагательных мер по социальной поддержке семьи как главной  составляющей структуры общества и  приоритетного субъекта воспитания детей.

 

 

 

1.3. Социально-психологический  портрет

детей из неблагополучных семей

Все хорошее  и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в  этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем  ребенок подражает взрослым и  что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.

Испокон веков  отцы и матери выполняли в семье  разные функции, и отцовское воспитание значительно отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что обусловливало его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Отец нес ответственность за всю сферу домашнего труда, которая требовала большой физической силы; кроме того, на нем лежала обязанность финансово-экономического обеспечения семьи. Мужчина в семье отличался немногословностью, сдержанностью, скупостью в проявлении чувств. [9]

Мать была хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал "грацией души". Поэтому дети, вырастая в отчем доме и под материнским крылом, впитывали все то доброе и светлое, что старались им передать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был и остается важнейшим условием нормального развития детей в семье. Психологи считают, что это две половины единого целого, что своеобразие отцовского воспитания заключается в передаче детям достоинств мужчины и в блокировании женских недостатков, а своеобразие материнского воспитания состоит в том, чтобы предохранять детей от наиболее типичных мужских недостатков, передавая им лучшее, что есть в женской натуре. [32]

Вопросы, касающиеся специфики воспитательного воздействия отца и матери, привлекают внимание отечественных и зарубежных специалистов. При этом отмечается, что не только личность родителей и особенности их поведения, но и стиль родительской речи по-разному сказываются на языковом или личностном развитии ребенка, так как обращения к ребенку матери и отца существенно различаются. В частности, американская исследовательница Дж. Глисон [8] обратила внимание на то, что отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ребенку лексику и более сложные грамматические построения, что предъявляет к нему более высокие когнитивные требования. В развитии языковых возможностей отец играет роль моста между узким семейным окружением и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка. Матери в своих обращениях к сыновьям больше, чем в разговоре с дочерьми, стимулируют когнитивное развитие мальчиков, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения. 

В последние  годы наметилась тенденция смещения ролей в семье в сторону  лидерства женщины, что не может  не отразиться на смене семейной атмосферы  в целом и на воспитательных функциях семьи. Сейчас более часто в современной  российской семье, в которой наблюдается рассогласование между социальным положением и эмоциональным настроем родителей: отец по традиции продолжает считать себя главой семьи, хотя фактически управляет всем мать, которая вынуждена брать в свои руки не только экономические бразды правления, но и воспитательные, в то время как современный отец зачастую полностью самоустраняется от воспитания. Это обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств. В частности, потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи привела к ослаблению, а порой и к утрате специфических форм и методов мужского воспитания. Способствовали тому и изменения, которые претерпели представители сильного пола в связи с кризисными явлениями, наблюдающимися в нашем обществе. [14]

Вначале 90-х  гг. многие мужчины потеряли работу. Некоторые из них начали метаться, менять непривычные ранее занятия, но не всем удалось начать жизнь заново. Вместе с тем для современных мужчин стали присущи такие индивидуальные и социально-психологические особенности, которыми они не обладали еще несколько лет тому назад. К их числу можно отнести снижение волевой активности, утрату чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у детей, за выбор ими профессии и уменьшение затрат свободного времени на детей. Мужчины стали более раздражительны, рефлексивны, импульсивны и тщеславны; у них усилился интерес к своей внешности, к развлекательным видам досуга в ущерб самообразованию и занятиям с детьми. [60]

Ребенок, видя все  это, начинает понимать, что отец только мнит себя главой семьи. Пропадает уважение к отцу, появляются реакции протеста против отцовского слабоволия и отстраненности от семейных проблем. Подобные реакции могут возникать и против деспотизма матери, которая определяет уклад семьи, формы досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет и одна занимается воспитанием детей. Пытаясь выполнять и семье функциональные обязанности обоих родителей, мать обычно стремится следовать в своем поведении соответственно тем социально-психологическим ролям, которые обычно разделены между мужчиной и женщиной. Поэтому она зачастую, руководствуясь искаженным представлением о ролевом поведении настоящего мужчины в семье, становится негибкой, излишне принципиальной, авторитарной и властолюбивой личностью, не склонной к компромиссам, принимает на себя единоличную ответственность за ребенка. В результате подобного ролевого замещения она утрачивает исконно женские черты, которые ассоциируются с добротой, состраданием и  эмоциональной отзывчивостью. [13]

Информация о работе Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)