Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение теоретического и практического подхода к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы.
2. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
3. Определить способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы социально-профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей 5
1.1. Воспитание детей в современной семье 5
1.2. Проблемы неблагополучных семей 13
1.3. Социально-психологический портрет
детей из неблагополучных семей 22
2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей в городе Колпашево 35
2.1. Факторы и условия социально-психического
развития детей из неблагополучных семей 35
2.2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей г. Колпашево 44
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического медико-социального центра «Семья» 57
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение 82

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

У родителей, которые  относятся к своим детям с  теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное. [28]

Контроль со стороны взрослого необходим  для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля.

Инструктивный контроль применяют демократичные  родители. Он развивает у детей  инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного  руководства, сочетаясь с авторитетом знания, перерастает в авторитет ответственности. В глазах ребенка родители авторитетны потому, что они ответственны за него перед собой и обществом.

Психология  семейного воспитания выдвинула  представление об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании оптимальна, если они принимают ребенка таким, каким он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребенка. [11]

Если родители не принимают ребенка, это у него вызывает чувство неполноценности, которое польский психолог К. Обуховский [57] назвал "Комплексом Золушки". У каждого ребенка с "Комплексом Золушки" есть "Комплекс Феи" - ожидание, что кто-то спасет его, поймет и полюбит.

Неуверенность в себе проявляется не только в  робости, застенчивости. Нередко сочетается с высокими притязаниями, она выглядит как самонадеянность. Поведение таких детей в психологии называют аффективным, они болезненно воспринимают плохие и несправедливые отметки, с их точки зрения, любой ценой они стремятся привлечь внимание товарищей по классу, добиться похвалы учителя. Аффективное поведение детей вызвано недостаточным принятием детей родителями. Родители аффективных детей обычно очень строги, требовательны, ориентированы на достижения детей, редко бывают удовлетворены их успехами и сами отличаются честолюбием и высокими притязаниями. [27]

Как правило, родители, особенно школьников, редко задумываются о том, как относятся к ним дети. Может ли принимать ребенок холодных родителей, всегда готовых к наказанию, или безразличных, занятых собой, или постоянно опекающих ребенка в ущерб его самолюбию?

Нередко в семьях провинившемуся ребенку долго и с раздражением выговаривают за проступок, оценивая и поступок и самого ребенка. В потоке назидательных оценок родители подчас утрачивают чувство меры и чувство собственного достоинства, а значит, и авторитет. Неудивительно, что родители, обращаясь за помощью к психологам, к социальным работникам, жалуются, что "детей ничем не проймешь", они не боятся никаких наказаний. Желая объяснить ребенку, смысл его поступка, родители превращают объяснения в назидания, а разговор в наказание. Некоторые родители считают возможным прибегать к физическим наказаниям, ссылаясь на свой собственный опыт (“нас били, и ничего, хорошими выросли”). [38]

Наказывая ребенка, взрослому следует помнить, что  с ребенком надо обращаться как с  равным, даже если он совершил проступок, требующий наказания; ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он не прав; в общении с ним нужно пытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь, себя абсолютно правым; обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку его проступка на всю его личность.

Только рядом  со взрослым, признающим в ребенке "внутреннего  человека", уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей его полноте.

Для изучения семьи  в целом, уровня ее социально-педагогической ценности, можно выделить общие критерии эффективности воспитания школьников в семье:

- Понимание  родителями целей и задач семейного  воспитания.

- Осознание  родителями социальной ответственности.

- Систематическое  повышение уровня педагогических  знаний родите лей, умение применять  их в практике семейного воспитания. [33]

На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания, работают над повышением уровня педагогических знаний (46,5% исследуемых семей).

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают цели и задачи воспитания, стремятся получать педагогические знания. Однако не всегда правильно  применяют педагогические знания в  практике семейного воспитания, не систематически контролируют учебу (48% исследуемых родителей).

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Родители нередко безответственно  относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. В отдельных случаях родители аморально себя ведут, что накладывает соответствующий отпечаток на формирование личности ребенка (4,5% исследуемых родителей). Такой уровень особенно характерен для неблагополучных семей. [19]

Соответственно  уровням выделяются три группы родителей:

Родители первой группы ответственны за воспитание детей, у них хорошая психолого-педагогическая готовность.

Родители второй группы ответственны за воспитание детей, но в силу недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно  воздействуют на ребенка. Эти родители нуждаются в помощи через лекции, беседы, индивидуальные консультации по вопросам воспитания.

Родители третей группы не справляются с возложенной  на них обязанностью воспитания детей. Эта категория родителей нуждается  в постоянном внимании. При этом необходима системная согласованная  работа психологов, социальных работников по выявлению истинных причин неблагополучия в семье, исходя из которых, строить педагогическое просвещение родителей этого уровня. [13]

Единая система  педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми. Родителям нужна система педагогических знаний, умений применять их с учетом индивидуальных особенностей, специфики каждой семьи. [55]

 

 

 

1.2. Проблемы  неблагополучных семей

В семье сегодня  проблема воспитания отодвигается на второй план, уступая главенство более значимой проблеме: простого выживания детей и взрослых. Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых основные: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство. Статистика дает неутешительную информацию о прогрессирующем росте включенности детей в эти асоциальные процессы. [55]

Сегодня, по истечении  ряда лет российских реформ, приходится констатировать, что переход страны к новым экономическим условиям осуществляется без четкой концептуальной программы, обеспечивающей синхронность изменения общества в целом и его социальных институтов в частности. В результате такой несогласованности в планировании реформ, отсутствия учета их последствий смена одних общественно-экономических отношений качественно противоположными, происходит не поэтапно, а стихийно. Эта особенность современного развития российского общества вызывает естественную растерянность большинства семей, озабоченных поиском своего места в новой социально-экономической системе. [46]

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.

Рассматривая  семью как институт воспитания детей, сегодня можно выделить ряд особенностей в осуществлении этой функции. Отмечаемые изменения качества воспитания в последнее десятилетие, прежде всего, связаны с новыми социально-экономическими условиями российского общества.

Так, в результате экономических реформ в стране семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. [27]

Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях.

Переход России на рыночные рельсы привел к появлению в стране реальной безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на рассматриваемой здесь самой трудоспособной возрастной группе населения. [29]

В связи с  острыми материальными проблемами семьи кардинально изменились в последнее десятилетие взгляды родителей на детский труд. Еще пятнадцать лет назад семья категорически отвергала идею включения в воспитательный процесс трудовой занятости детей с целью заработка денег на карманные расходы. Была популярна воспитательная позиция: «Вы только хорошо учитесь, а зарабатывать деньги — дело родителей».

Рыночные отношения  и связанное с ними резкое снижение материального достатка большинства  российских семей изменили эти принципиальные основы воспитательного процесса. В  таких условиях массовым явлением становится одобряемая родителями трудовая занятость детей. Родители теперь не только допускают, но и приветствуют подключение детей к зарабатыванию денег. [34]

Между тем последствия  трудовой занятости детей не всегда можно оценивать только положительно. К примеру, решая вопрос собственной занятости, родители часто исходят сегодня из возможности использования полученной в доперестроичные времена профессиональной подготовки. Они стремятся сохранить привычное место работы даже при невысокой оплате. Срабатывает инерционный мотив поведения, боязнь перемен и риска в непрогнозируемой ситуации рыночных отношений. В таких семьях заработок детей, выполняющих не престижную, неквалифицированную, но неплохо оплачиваемую работу (чаще всего в форме услуг для «новых русских»: мытье автомашин, работа в коммерческом киоске и т.п.), может приблизить, а порой и превышать заработки родителей. Отсюда возникает угроза падения авторитета родителей в глазах подростка в связи с их финансовой несостоятельностью. С другой стороны, это приводит к смещению в системе жизненных ценностей подростка, к переоценке значимости денег как фактора успеха, снижается его интерес к получению образования. В конечном счете, такая тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к планомерному снижению интеллектуального потенциала всего российского общества. [52]

Отсутствие  базовой концепции перспективного развития страны, определяющей национальные приоритеты, создает ситуацию неопределенности при выборе семьей профессии для своих детей. Остается без ответа вопрос родителей о том, какие профессии будут пользоваться спросом в ближайшей перспективе, какая подготовка потребуется детям сегодня. Статистические данные свидетельствуют, что около 50% всех профессий, получаемых сегодня молодыми людьми в учебных заведениях, остаются невостребованными на рынке труда.

Можно легко  прогнозировать дальнейшее развитие событий: большинство выпускников испытают горечь разочарования, стрессы и депрессии, их ждут потерянные годы, неизбежность освоения новой профессии. Такое начало жизненного пути способствует формированию у молодых людей неуверенности в себе, сомнений в своей способности успешно включиться в новые экономические отношения.

Аналогичным образом  деятельность, направленная на достижение личной экономической выгоды, рассматривалась в прошлом как корыстная и порицалась как «спекуляция». Ныне умение человека извлекать экономическую пользу из определенных обстоятельств, становится главным условием успешности его карьеры и называется предприимчивостью. Кардинальным образом изменилось также отношение общества и к другим основополагающим нравственным понятиям, таким как альтруизм, самокритичность и т.п. [31]

Все это привело  к сумятице, растерянности в умах рядовых представителей российского населения. Поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей является семья, такое резкое изменение ценностных ориентации общества непосредственным образом отразилось на формировании семейной идеологии. Российская семья, сегодня испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно иную, отличную от старой логику поведения, связанную с изменением экономических и политических условий. [47]

Следует отметить, что семья как основополагающий институт любой общественной системы обладает высокой приспособляемостью к новым жизненным условиям. Серьезная проверка на прочность устоев семьи уже производилась однажды в XX столетии при кардинальном изменении социально-экономических условий жизни в связи с революцией 1917 г.

Нынешняя новая  проверка ее самосохранительной способности носит еще, более беспрецедентный характер, поскольку переход от социалистической экономики к частнособственническим общественным отношениям произведен в крайне сжатые сроки — в пределах пяти лет. Сегодня можно констатировать, что уже имеются определенные признаки, свидетельствующие о первичной адаптации семьи к новым рыночным условиям. [42]

Информация о работе Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)