Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение теоретического и практического подхода к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы.
2. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
3. Определить способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы социально-профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей 5
1.1. Воспитание детей в современной семье 5
1.2. Проблемы неблагополучных семей 13
1.3. Социально-психологический портрет
детей из неблагополучных семей 22
2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей в городе Колпашево 35
2.1. Факторы и условия социально-психического
развития детей из неблагополучных семей 35
2.2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей г. Колпашево 44
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического медико-социального центра «Семья» 57
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение 82

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Таблица 3 – Этапы деятельности

Этапы

Сроки

Содержание  деятельности

Этап становления

2006,

ноябрь-декабрь

• решение кадровой проблемы

• создание программы  развития и планирование

• нормативное  обеспечение

• создание и  оформление библиотечного фонда

•  информирование общественности о целях, задачах  и формах работы Центра

Этап апробирования  форм и методов взаимодействия с  педагогами, воздействия на семейное воспитание

2007,

январь-август

• создание модели взаимодействия

• оформление Центра

• мониторинговое исследование по основным направлениям деятельности

Этап стабилизация

2007, сентябрь - 2008, июнь

•  активная деятельность по реализации целей и  задач

• промежуточное  мониторинговое исследование, сравнение результатов

Этап анализа  и рефлексии результатов

2008,

июль - август

• подведение итогов

• поиск новых  идей


 

Прогнозируемый результат: решение задач взаимодействия с семьей станет условием укрепления нравственного и духовного оздоровления современной семьи, что, в свою очередь, явится основой стабилизации социальной ситуации в Колпашевском районе.

 

Таблица 4 – Критерии результативности

Критерии

Измерители

Вовлеченность разных групп семей в работу Центра

количество обратившихся за консультацией, помощью и т.п.

Успешность  профилактической работы, инновационных  форм и методов воздействия на семейное воспитание

результаты мониторинга

Отношение педагогов  ОУ к деятельности Центра

анкетирование, устный опрос

Активный интерес  общественности к проблемам, решаемым Центром

отзывы на печатную продукцию


 

 

 

 

Деятельность центра «Семья»

по профилактике социальных рисков

Центр «Семья»  осуществляет деятельность согласно Положению, которое было переработано и утверждено в ноябре 2006 года. В нем определены задачи:

• оказание помощи школам в решении психологических и социальных проблем по профилактике;

• выстраивание механизма по патронату семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

• организация работы по координации усилий всех участников образовательного процесса для повышения качества проводимой профилактической работы.

Генеральная цель: положительное влияние на социальную ситуацию в Колпашевском районе через  систему мероприятий по работе с  семьей.

Трудным называют ребенка, контроль, над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Профилактическая деятельность с детьми из неблагополучных семей - это система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих повышению уровня социального риска, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

О деятельности психологов Центра. В определении групп семей, с которыми необходимо работать в первую очередь, специалисты Центра исходят из того, какие дети чаще других попадает в зону социального риска.

1. Дети, которым  в раннем детстве был поставлен диагноз «гиперактивность», но специальная работа вовремя не проводилась. Дело в том, что очень активных детей сначала воспринимают просто как шалунов, потом как хулиганов, нарушителей спокойствия! Кто их только не воспитывает, кто только не пытается осуществить контроль над их поведением! Но именно это, чаще всего, в подростковом возрасте приводит к агрессивности, желанию любыми способами избавиться от контроля. Как следствие - дети выпадают из процесса обучения и воспитания.

Самая частая причина возникшей в подростковом возрасте проблемы - неумение правильно вести себя с этим ребенком на ранних стадиях воспитания. Родители кричат на него, учителя раздражаются. Но это больные дети, у них медицинский диагноз - «гиперактивность». Поэтому с ними надо работать особо, отдельно, так же, как и с родителями.

Специалисты Центра явственно увидели проблему гиперактивных  детей, готовы помочь, особенно младшим  школьникам, пока не поздно. В психологии и социальной педагогике существуют наработанные технологии работы с такими детьми и их родителями (начиная от того, куда их лучше посадить в классе, до того, как заключать семейные договоры с ними ...).

В условиях работы школьного психолога оказать реальную помощь не только семье, но и самому ребенку практически невозможно, ведь нужно провести цикл занятий и с ребенком, и с родителями.

Специалисты центра «Семья» выстроили систему работы в этом направлении: обучение педагогов, родителей, индивидуальная работа.

Примером можно  считать позицию ТНОШ. От руководства школы поступил заказ на проведение семинара «Гиперактивность детей. Причины и последствия». Он был проведен 15 февраля, все классные руководители ОУ (20 педагогов) получили и информацию по теме, и конкретные рекомендации по работе с гиперактивными детьми, и материал для работы с родителями.

Так же есть и  другие примеры, в Центр пришли первые родители, которые сами сказали: «Мой ребенок будет ужасом школы: ни минуты на месте, контролировать невозможно. Я на него могу только кричать. Помогите...»

Увидев и  оценив важность этой истинно проблемы профилактической работы, работники Центра подготовили специально в помощь школам родительское собрание, заранее раздали объявления. Но донести до родителей информацию (адресно, до каждого, кому требуется такая профилактическая работа) могли только сами работники школы. Собрание было проведено 12 марта. Как-то не верится, что в некоторых школах нет гиперактивных детей или в самом образовательном учреждении для семей проводятся целые циклы занятий.

Итак, по направлению  «самых» опасных в плане социальных рисков детей («гиперактивных» детей) работа ведется и даже, можно сказать, «навязывается» школам.

2. Вторая и  очень трудная группа детей  - это, как ни странно, дети, которых в детстве диагностировали как одаренных. Они обладают немалой активностью, желанием и умением влиять на окружающих, поэтому часто становятся неформальными лидерами. И, как правило, очень часто вступают в конфликт с системой. Некоторые девочки или мальчики-флегматики просто выпадают в пассив, а более активные - открыто протестуют против сдерживающих факторов: и внутрисемейных, и общественных. Надлежащие обязанности по их воспитанию осуществлять очень трудно как семьям, так и представителям ОУ. В результате - антиобщественные действия и правонарушения.

Пока главный  козырь - административная сила. Но родителей  одаренных детей необходимо как  можно раньше готовить к трудностям и умению выходить из неизбежных конфликтных  ситуаций. Причем такая профилактическая помощь нужна всем: и педагогам, и детям, и родителям. Поэтому в центре провели собрания для группы таких родителей по 2 темам: «Сильные и слабые стороны одаренных детей» и «Трудности одаренных детей». Собрания посетили 27 родителей из школ №№2, 5, 7.

Думается, что  чем активнее класс в младшем и среднем звене, чем больше в нем неформальных лидеров, тем большим должно быть желание классных руководителей и руководства школ принять предложение Центра по совместной деятельности с группой семей, дети которых диагностируются школьными психологами как одаренные.

3. Третья группа - это дети, которые чувствуют  себя не комфортно в школе,  но родители не могут им  помочь (случай: в 1 классе ребенок  не читает вслух, потому что  еще в детском саду его обсмеяла  воспитатель). Мама знает причину,  но как быть - не знает. Или - ребенок обиделся на учителя. Мама не знает, какие слова подобрать, поэтому предпочитает «страусиную» психологию: держать ребенка дома при любой болячке. То есть это семьи с невысоким или низким уровнем психологической защиты. С ними нужна специальная коррекционная работа. Причем, не с учителем, а именно с семьей: как выходить из трудных психологических ситуаций? Центр с такими семьями работает. Обратилась семья, где мама хочет научиться отстраняться от учительницы, которая каждый раз критикует её и ребенка. Нужно обратить внимание на то, что специалисты Центра не спешат критиковать учительницу и тем более никому в школах «не сигналят», но учат семьи психологически защищаться, потому что это повышает их шанс поднять свой правовой и социальный статус.

На сегодняшний  день, психологами центра проведено  около 145 консультаций с детьми, чувствующими себя по разным причинам в школе некомфортно. Во всех случаях родители помочь своему ребенку не смогли. Если такую психологическую работу не проводить, то ребенок и семья рано или поздно непременно вступят в открытый или закрытый конфликт со школой, и ... путь ребенка ясен...

4. Опекаемые  дети. Специалисты отдела опеки  бьют тревогу: в подростковом  возрасте опекаемые дети настолько  меняют свое поведение и отношение к опекунам, что это становится угрозой. Безусловно, они - одни из первых, среди потенциально безнадзорных, и Центр с этими проблемами работает. Причем работа ведется со всеми членами семей, а не только с детьми.

Сейчас совместно  со специалистами Отдела опеки (по их инициативе) готовится работа «Школы приемных родителей». Цель - дать психологические знания опекунам о том, как влияет на психику детей отсутствие любви в раннем возрасте, какие могут быть последствия, как выбрать правильную линию поведения с целью защиты от возможной беды.

5. Дети-инвалиды. Не секрет, что, находясь на  индивидуальном обучении, они привыкают  к вольному расписанию и уже  в среднем звене могут выпасть  в отсев.

Центр организовал  сотрудничество с Обществом инвалидов, социальный педагог налаживает контакт со всеми семьями, чтобы познакомиться с проблемами и предложить помощь. Одна из первых выявленных проблем заключается в следующем. Дети-инвалиды раньше имели возможность обучаться индивидуально. Сейчас, в силу финансовых трудностей ОУ, эти дети учатся вместе со всеми. Их родители сетуют на то, что детям не комфортно, причем не из-за того, что они учатся со здоровыми, а из-за некорректного поведения со стороны учителей. По нашим подсчетам, ровно 30 % знакомых с Центром семей с детьми-инвалидами считают эту проблему настолько острой, что боятся нежелания детей ходить в школу (это дети 7 и 8 классов).

Опыт работы с трудными детьми в России только накапливается, первые методики начали осваиваться в 90-е годы. В 2002 году были подведены первые итоги, и несостоявшимися, имитационными мероприятиями, даже вредными для психики детей, особенно младшего школьного возраста, названы были все акции типа «День без курения!» и беседы с наркологами, милиционерами и т.д. Очень мало, где оправдывает себя организация волонтерского движения, тоже достаточно имитационная форма, если нет руководителя-энтузиаста.

Зато практически  во всех документах Министерства рекомендуется  организация родительского всеобуча, регулярное размещение в средствах  массовой информации материалов по проблемам профилактики. Работники Центра стараются следовать этим рекомендациям, открыв специальную рубрику «Семейное здоровье» в газете «Советский север» и организовав работу по психологическому просвещению родителей.

О деятельности социальных педагогов. В приказе Министерства образования приоритетной названа работа по оказанию помощи семьям, находящимся на ранних стадиях их социального неблагополучия, в целях своевременного выявления, вмешательства и комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка. Именно так Центр и формулирует главную цель - работать с теми семьями, где беда еще не грянула, но она, может быть в силу внутрисемейных проблем. Посещение таких семей, выявление проблем и предложение помощи - вот что хотят сделать работники Центра.

Точка преткновения такова: центр «Семья» может и  должен работать по заказу ОУ. Поэтому  еще в ноябре 2007 г. Специалисты  Центра, на Круглом столе, обратились к заместителям по воспитательной работе, социальным педагогам и психологам с предложением принять помощь в форме классных часов, семинаров, родительских собраний, индивидуальной работы с детьми и родителями (в том числе и по телефону). Такая помощь оказалась востребованной в ряде школ.

В феврале один из социальных педагогов Центра обошла все городские школы с предложением конкретной помощи: работа с семьями, где нужна именно ранняя профилактическая работа. В некоторых школах ответили, что справляются со всеми проблемами сами, в других школах помощь приняли. Сейчас социальный педагог обходит эти семьи, при необходимости берет их на патронат. К сожалению, в некоторых школах выдали адреса таких семей, с которыми уже целый коллектив не справился. Стоит ли в таком случае еще и Центру присоединяться? Можно, конечно, попробовать, но как бы не упустить действительно профилактическую проблему.

Иногда школы  присылают семьи, когда цель не ясна. Например, верните девочку в школу. Как? Для этого необходим комплекс мероприятий, мы не силовая структура.

Информация о работе Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)