Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение теоретического и практического подхода к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы.
2. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
3. Определить способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы социально-профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей 5
1.1. Воспитание детей в современной семье 5
1.2. Проблемы неблагополучных семей 13
1.3. Социально-психологический портрет
детей из неблагополучных семей 22
2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей в городе Колпашево 35
2.1. Факторы и условия социально-психического
развития детей из неблагополучных семей 35
2.2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей г. Колпашево 44
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического медико-социального центра «Семья» 57
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение 82

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

При организации  временного трудоустройства подростков органы службы занятости взаимодействуют  с работодателями на основе договоров  об организации временной занятости  подростков, в которых предусматривается численность несовершеннолетних, принимаемых на работу, перечень специальностей, по которым они будут трудоустроены, условия финансирования, а также права, обязательства и ответственность сторон.

 

2.3. Организация социально-профилактической деятельности

Психолого-педагогического  Медико-социального центра «Семья»

За последние  два десятилетия социально-политические реалии изменились не только в масштабах  огромной страны, но и в масштабах  маленького сибирского городка Колпашево. Сюда, на север Томской области, съезжались в недавнем прошлом молодые специалисты, выпускники лучших вузов Томска и Новосибирска, Ленинграда и Киева. Работу им давали воинская часть, Томский геофизический трест, другие большие и малые предприятия и учреждения. Город был заинтересован в притоке молодежи, поэтому молодые специалисты, а затем и молодые семьи обеспечивались жильем, местами в детских садах и так далее. Город получал не только знания, труд этих людей, но и их культурный, интеллектуальный опыт. Это во многом и определяло образ города и района. Приехавшие из крупных городов, получившие очное высшее образование, молодые люди (интеллигенция не в первом поколении) создавали семьи и воспитывали своих детей на основе бесценного культурного и педагогического опыта, который не мог не сказываться на уровне воспитанности и образованности их детей. «Трудные» (в сегодняшнем понимании) семьи были скорее редкостью, чем закономерностью. Существовавшие в обществе рычаги воздействия (в том числе, например, собрания на предприятиях совместно с учителями по поводу поведения и успеваемости детей) позволяли во многих случаях регулировать отношение родителей к их обязанностям. Сказывался и наглядный положительный опыт большинства семей, окружавших так называемых «трудных».

Пожалуй, никто из нас не испытывает ностальгии по политическим и некоторым другим (названным выше) методам воздействия на нерадивых родителей, но ситуация, сложившаяся в Колпашевском районе, волнует каждого. Рост уровня социального риска среди детей и молодежи продолжается, и остановить его без активного влияния на семейное воспитание невозможно. Ситуация объясняется во многом изменившимся интеллектуальным, моральным и материальным статусом большинства молодых семей. Многие молодые родители - это бывшие выпускники местных учебных заведений, зачастую не получившие ни положительного житейского опыта, ни полноценного высшего образования.

Недостаток  общей культуры, знаний практической психологии, принципов и законов  воспитания является причиной низкого  качества воспитания в семье, что, в свою очередь, негативно влияет на социальную ситуацию в Колпашевском районе. К проблемам педагогической практики, прежде всего, относятся:

• Ответственность родителей за воспитание своих детей

• Воспитательные возможности семьи

• Профилактика неблагополучного поведения ребенка.

Как быть, каковы должны быть сегодня содержание работы с семьей и методы воздействия  на нее? По-своему на этот нелегкий вопрос отвечают КДН, УВД, органы социальной защиты, Отделы по молодежной политике района и городского поселения, Межведомственный Совет по профилактике правонарушений и преступлений, а также центр «Семья» по организации Психолого-педагогической, медико-социальной помощи детям.

ППМС центр  «Семья» может и должен стать  именно центром, консолидирующим самые разные силы, направленные на решение проблем семейного воспитания, психолого-педагогическое сопровождение семьи - приоритетным направлением социальной политики.

Центр «Семья»  осуществляет деятельность согласно Положению  и Программе развития, которое  было переработано и утверждено в ноябре 2006 года. В нем определены такие задачи:

• оказывать помощь школам в решении психологических, социальных проблем по профилактике,

• выстраивать механизм по патронату семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

• организовывать работу по координации усилий всех участников образовательного процесса с целью повышения качества проводимой профилактической работы.

Цель: реально повлиять на социальную ситуацию в Колпашевском районе, способствовать стабилизации социальной ситуации.

Специалисты понимают, что работать центру надо, прежде всего  там, где проблема только намечается. Она может быть не видна не только социальному педагогу, психологу, но и классному руководителю. Её знают или чувствуют пока только родители. Они обращаются в центр со своими сомнениями.

Поэтому главное  и новое направление Центра - индивидуальная, адресная помощь семьям. 4 психолога Центра работают на четверть ставки по определенному расписанию. Каждый психолог ведет подробные записи, но свои беседы, естественно, держит в секрете. Ведется запись на прием и строгий учет проведенных консультаций. Среди самых и интересных и неожиданных случаев - звонок из села. У женщины ребенок-инвалид, сама она потеряла не только работу, но и мужа. Труднейшая ситуация психолог настолько удачно поработала по телефону с женщиной, что та специально звонила поблагодарить за свет в конце туннеля.

Обратились  мама и бабушка. Просьба - научиться  вести себя правильно в разговоре  с учительницей, которая при каждой встрече плохо говорит о ребенке (младшем школьнике). Очень часто - муж с женой в плохих отношениях, просят научить оградить ребенка от их ссор. Некоторые женщины приходят решать вопросы с супругом, но оказывается - уже давно надо решать проблемы и с детьми. В школе (работники Центра проверяли) эти дети среди благополучных, но проблемы - налицо.

К счастью, стали  приходить родители именно с психологическими проблемами: повышение самооценки ребенка, отношения между детьми, подготовка к 5 классу, к школе; курение; профессиональное самоопределение ребенка и даже взрослых; корректировка поведения гиперактивных детей. Об этом стоит сказать отдельно. Дело в том, что очень активных детей воспринимают сначала как шалунов, потом они всем мешают, становятся хулиганами. Таких детей кто только не воспитывает! Но это больные дети, с диагнозом гиперактивность. С ними надо работать отдельно, - так же, как и с родителями. Мы явно увидели эту проблему, готовы помочь, особенно младшим школьникам, пока не поздно.

Надо отметить, что стали посещать Центр несадовские дети, которых привозят родители для комплексного обследования и диагностики (логопед, психолог, а затем - 2 раза в неделю на занятия).

2 человека в  Центре числятся как психологи,  но выполняют работу социальных  педагогов.

Один специалист отвечает за патронат семей, связь с обучающими учреждениями. Специалисты Центра могут работать только по заказу на помощь от школ. Истинная цель - работать с теми семьями, где беда еще не грянула, но она может быть в силу внутрисемейных проблем. Посещение таких семей, выявление проблем и предложение помощи - вот главная цель работников Центра.

Второй социальный педагог работает с февраля 2008 г. Это работа с семьями, где есть дети-инвалиды дошкольного и младшего школьного возраста (через Общество инвалидов) и работа через Детскую консультацию. Каждый педиатр подготовил ему список детей, требующих психологического обследования. Теперь ведется работа с детьми по этому направлению. Так же, осуществляется помощь вещами. Это, прежде всего дети школ №№ 2, 5, а также сельские школы. В этом году с помощью Центра были одеты две выпускницы, нашли зимнюю одежду и обувь по заказу в довольно большом количестве. Кроме того, обращаются те, у кого детям не в чем идти в садик или на физкультуру. Для помощи Центра нужны конкретные заявки. В том числе на книжки и игрушки.

Отдельно специалисты  Центра работают с семьями, которым  требуется комплексная помощь. Помощь оказывается во всем: от ксерокопирования и составления официальных документов до обращений в разные инстанции. Раз в 2 недели один из работников Центра обзванивает эти семьи, интересуясь, чем помочь, что изменилось, 28 семей находится на патронаже. Правда, работники Центра только накапливают опыт в этом направлении.

Работниками ППМС центра «Семья» в результате своей деятельности в Колпашеве поставлены на учет неблагополучные семьи следующих типов:

- Педагогически несостоятельные семьи – в 2007 г. 10 семей, в 2008 г. 16 семей, в 2009 г. 19 семей;

- Конфликтные семьи – в 2007 г. 5 семей, в 2008 г. 7 семей, в 2009 г. 11 семей;

- Асоциально-аморальные семьи – в 2007 г. 9 семей, в 2008 г. 14 семей, в 2009 г. 16 семей;

- Криминально-аморальные семьи – в 2007 г. 4 семьи, в 2008 г. 7 семей, в 2009 г. 8 семей (см. прил. рис. 1).

Специалисты центра «Семья» разработали специальную  карту работы с такими детьми.

Работа Центра востребована. Назовем хотя бы то, что  в активной работе (с января 2009)

• 5 родительские собрания на базе центра (одаренные дети, трудности одаренных детей, непоседы и тихони). Собираются родители учащихся СОШ № 2, 4, 5, 7

• Фестиваль по превентивным программам «Радуга семейного общения» (7 школ)

• МО классных руководителей в Тогурской НОШ «Гиперактивность. Причины и последствия»

• Встреча в клубе «Здоровье» Центральной библиотеки по теме «Стресс» с применением активных психологических методов (по просьбе библиотеки)

• Родительское собрание для будущих первоклассников в СОШ №5

• Родительское собрание «Виртуальная агрессия» в 1 классе СОШ №7.

• Беседы и тренинги по наркомании в ОСОШ. Проведена комплексная диагностика учащихся 8-11 классов по теме самоанализа личности, жизненных ценностей, на основе диагностики готовятся специальные классные часы.

• МО классных руководителей в ТСОШ «Эффективные методы индивидуальной беседы с родителями»

• МО в СОШ №2 по передаче опыта работы превентологов в среднее звено.

• Начинается работа «Школы приемных родителей» совместно с отделом опеки (они обратились к нам с такой просьбой)

• Фестиваль «Радуга семейного общения» по теме «Этикет»

• Интеллектуальный турнир родителей и детей 4 и 5 классов школ №№ 2, 5 и 7 (это те, кто изъявил желание)

• Продолжается работа со средствами массовой информации

Те, кто хочет  принять участие, может позвонить  и высказать свое пожелание.

Таблица 1 – Социально-профилактическое сопровождение

семьи – приоритетное направление деятельности

Направления

Дети

Родители

Педагоги

Общественность

Просвещение

классные часы в ОУ, в училищах

родительский всеобуч. Собрания разных групп семей

семинары, круглые столы, встречи с целью обмена опытом

постоянная рубрика в СМИ, передачи на твк

Профилактика

продолжение работы по превентивным программам.

Автобус профилактики

родительский всеобуч. Занятия с группами семей по социальному заказу

семинары, круглые столы

совет превентологов

совет родителей или иная форма организации родителей


 

Окончание таблицы 1 – Социально-профилактическое

сопровождение семьи – приоритетное направление деятельности

Диагностика

в соответствии с планами Управления образования, районной целевой программы

трудности семейного  воспитания

доведение до сведения педагогов результатов, совместное обсуждение и планирование

-

Методическая  деятельность

буклеты и др.

методические  пособия

обобщение и  распространение опыта

-


 

Таблица 2 – Перспективы деятельности

Направления

На начало деятельности

Проблемы

Планируемые результаты

Кадры

руководитель, педагог-психолог, числится психолог на полставки

вакансии

будут заняты вакантные места и добавлены ставки специалистов

Межведомственное  сотрудничество

сотрудничество налажено в русле проведения отдельных мероприятий

недостаточная результативность

будет организована системная работа

Взаимодействие  с педагогами по профилактике

педагоги-превентологи

 

педагоги считают деятельность Центра нерезультативной

однообразие форм и методов, отсутствие инструментарии для оценки успешности деятельности

будут найдены новые формы работы с педагогами и детьми, разработаны действенные критерии определения результативности

Взаимодействие  с родительской общественностью

отсутствует

деятельность Центра не вполне отвечает целям и задачам

данное направление станет одним из приоритетных

Осведомленность общественности

специальная работа не велась

неосведомленность общественности снижает результативность работы

работа будет проводиться в системе на основе обратной связи

Методическая  работа

издан методический сборник по превентивной деятельности

нет активной методической помощи в семейном воспитании

методическая работа способствует установлению контакта с родителями

Нормотворческая деятельность, делопроизводство

практически отсутствует

работа не регламентирована

работа будет проводиться в системе

Информация о работе Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)