Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа
Целью исследования является изучение теоретического и практического подхода к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы.
2. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
3. Определить способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей.
Введение 3
1. Теоретические основы социально-профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей 5
1.1. Воспитание детей в современной семье 5
1.2. Проблемы неблагополучных семей 13
1.3. Социально-психологический портрет
детей из неблагополучных семей 22
2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей в городе Колпашево 35
2.1. Факторы и условия социально-психического
развития детей из неблагополучных семей 35
2.2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей г. Колпашево 44
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического медико-социального центра «Семья» 57
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение 82
При организации
временного трудоустройства подростков
органы службы занятости взаимодействуют
с работодателями на основе договоров
об организации временной
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического Медико-социального центра «Семья»
За последние
два десятилетия социально-
Пожалуй, никто из нас не испытывает ностальгии по политическим и некоторым другим (названным выше) методам воздействия на нерадивых родителей, но ситуация, сложившаяся в Колпашевском районе, волнует каждого. Рост уровня социального риска среди детей и молодежи продолжается, и остановить его без активного влияния на семейное воспитание невозможно. Ситуация объясняется во многом изменившимся интеллектуальным, моральным и материальным статусом большинства молодых семей. Многие молодые родители - это бывшие выпускники местных учебных заведений, зачастую не получившие ни положительного житейского опыта, ни полноценного высшего образования.
Недостаток общей культуры, знаний практической психологии, принципов и законов воспитания является причиной низкого качества воспитания в семье, что, в свою очередь, негативно влияет на социальную ситуацию в Колпашевском районе. К проблемам педагогической практики, прежде всего, относятся:
• Ответственность родителей за воспитание своих детей
• Воспитательные возможности семьи
• Профилактика неблагополучного поведения ребенка.
Как быть, каковы должны быть сегодня содержание работы с семьей и методы воздействия на нее? По-своему на этот нелегкий вопрос отвечают КДН, УВД, органы социальной защиты, Отделы по молодежной политике района и городского поселения, Межведомственный Совет по профилактике правонарушений и преступлений, а также центр «Семья» по организации Психолого-педагогической, медико-социальной помощи детям.
ППМС центр «Семья» может и должен стать именно центром, консолидирующим самые разные силы, направленные на решение проблем семейного воспитания, психолого-педагогическое сопровождение семьи - приоритетным направлением социальной политики.
Центр «Семья» осуществляет деятельность согласно Положению и Программе развития, которое было переработано и утверждено в ноябре 2006 года. В нем определены такие задачи:
• оказывать помощь школам в решении психологических, социальных проблем по профилактике,
• выстраивать механизм по патронату семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
• организовывать работу по координации усилий всех участников образовательного процесса с целью повышения качества проводимой профилактической работы.
Цель: реально повлиять на социальную ситуацию в Колпашевском районе, способствовать стабилизации социальной ситуации.
Специалисты понимают, что работать центру надо, прежде всего там, где проблема только намечается. Она может быть не видна не только социальному педагогу, психологу, но и классному руководителю. Её знают или чувствуют пока только родители. Они обращаются в центр со своими сомнениями.
Поэтому главное и новое направление Центра - индивидуальная, адресная помощь семьям. 4 психолога Центра работают на четверть ставки по определенному расписанию. Каждый психолог ведет подробные записи, но свои беседы, естественно, держит в секрете. Ведется запись на прием и строгий учет проведенных консультаций. Среди самых и интересных и неожиданных случаев - звонок из села. У женщины ребенок-инвалид, сама она потеряла не только работу, но и мужа. Труднейшая ситуация психолог настолько удачно поработала по телефону с женщиной, что та специально звонила поблагодарить за свет в конце туннеля.
Обратились мама и бабушка. Просьба - научиться вести себя правильно в разговоре с учительницей, которая при каждой встрече плохо говорит о ребенке (младшем школьнике). Очень часто - муж с женой в плохих отношениях, просят научить оградить ребенка от их ссор. Некоторые женщины приходят решать вопросы с супругом, но оказывается - уже давно надо решать проблемы и с детьми. В школе (работники Центра проверяли) эти дети среди благополучных, но проблемы - налицо.
К счастью, стали приходить родители именно с психологическими проблемами: повышение самооценки ребенка, отношения между детьми, подготовка к 5 классу, к школе; курение; профессиональное самоопределение ребенка и даже взрослых; корректировка поведения гиперактивных детей. Об этом стоит сказать отдельно. Дело в том, что очень активных детей воспринимают сначала как шалунов, потом они всем мешают, становятся хулиганами. Таких детей кто только не воспитывает! Но это больные дети, с диагнозом гиперактивность. С ними надо работать отдельно, - так же, как и с родителями. Мы явно увидели эту проблему, готовы помочь, особенно младшим школьникам, пока не поздно.
Надо отметить, что стали посещать Центр несадовские дети, которых привозят родители для комплексного обследования и диагностики (логопед, психолог, а затем - 2 раза в неделю на занятия).
2 человека в
Центре числятся как психологи,
Один специалист отвечает за патронат семей, связь с обучающими учреждениями. Специалисты Центра могут работать только по заказу на помощь от школ. Истинная цель - работать с теми семьями, где беда еще не грянула, но она может быть в силу внутрисемейных проблем. Посещение таких семей, выявление проблем и предложение помощи - вот главная цель работников Центра.
Второй социальный педагог работает с февраля 2008 г. Это работа с семьями, где есть дети-инвалиды дошкольного и младшего школьного возраста (через Общество инвалидов) и работа через Детскую консультацию. Каждый педиатр подготовил ему список детей, требующих психологического обследования. Теперь ведется работа с детьми по этому направлению. Так же, осуществляется помощь вещами. Это, прежде всего дети школ №№ 2, 5, а также сельские школы. В этом году с помощью Центра были одеты две выпускницы, нашли зимнюю одежду и обувь по заказу в довольно большом количестве. Кроме того, обращаются те, у кого детям не в чем идти в садик или на физкультуру. Для помощи Центра нужны конкретные заявки. В том числе на книжки и игрушки.
Отдельно специалисты Центра работают с семьями, которым требуется комплексная помощь. Помощь оказывается во всем: от ксерокопирования и составления официальных документов до обращений в разные инстанции. Раз в 2 недели один из работников Центра обзванивает эти семьи, интересуясь, чем помочь, что изменилось, 28 семей находится на патронаже. Правда, работники Центра только накапливают опыт в этом направлении.
Работниками ППМС центра «Семья» в результате своей деятельности в Колпашеве поставлены на учет неблагополучные семьи следующих типов:
- Педагогически несостоятельные семьи – в 2007 г. 10 семей, в 2008 г. 16 семей, в 2009 г. 19 семей;
- Конфликтные семьи – в 2007 г. 5 семей, в 2008 г. 7 семей, в 2009 г. 11 семей;
- Асоциально-аморальные семьи – в 2007 г. 9 семей, в 2008 г. 14 семей, в 2009 г. 16 семей;
- Криминально-аморальные семьи – в 2007 г. 4 семьи, в 2008 г. 7 семей, в 2009 г. 8 семей (см. прил. рис. 1).
Специалисты центра
«Семья» разработали
Работа Центра востребована. Назовем хотя бы то, что в активной работе (с января 2009)
• 5 родительские собрания на базе центра (одаренные дети, трудности одаренных детей, непоседы и тихони). Собираются родители учащихся СОШ № 2, 4, 5, 7
• Фестиваль по превентивным программам «Радуга семейного общения» (7 школ)
• МО классных руководителей в Тогурской НОШ «Гиперактивность. Причины и последствия»
• Встреча в клубе «Здоровье» Центральной библиотеки по теме «Стресс» с применением активных психологических методов (по просьбе библиотеки)
• Родительское собрание для будущих первоклассников в СОШ №5
• Родительское собрание «Виртуальная агрессия» в 1 классе СОШ №7.
• Беседы и тренинги по наркомании в ОСОШ. Проведена комплексная диагностика учащихся 8-11 классов по теме самоанализа личности, жизненных ценностей, на основе диагностики готовятся специальные классные часы.
• МО классных руководителей в ТСОШ «Эффективные методы индивидуальной беседы с родителями»
• МО в СОШ №2 по передаче опыта работы превентологов в среднее звено.
• Начинается работа «Школы приемных родителей» совместно с отделом опеки (они обратились к нам с такой просьбой)
• Фестиваль «Радуга семейного общения» по теме «Этикет»
• Интеллектуальный турнир родителей и детей 4 и 5 классов школ №№ 2, 5 и 7 (это те, кто изъявил желание)
• Продолжается работа со средствами массовой информации
Те, кто хочет принять участие, может позвонить и высказать свое пожелание.
Таблица 1 – Социально-профилактическое сопровождение
семьи – приоритетное направление деятельности
Направления |
Дети |
Родители |
Педагоги |
Общественность |
Просвещение |
классные часы в ОУ, в училищах |
родительский всеобуч. Собрания разных групп семей |
семинары, круглые столы, встречи с целью обмена опытом |
постоянная рубрика в СМИ, передачи на твк |
Профилактика |
продолжение работы по превентивным программам. Автобус профилактики |
родительский всеобуч. Занятия с группами семей по социальному заказу |
семинары, круглые столы совет превентологов |
совет родителей или иная форма организации родителей |
Окончание таблицы 1 – Социально-профилактическое
сопровождение семьи – приоритетное направление деятельности
Диагностика |
в соответствии с планами Управления образования, районной целевой программы |
трудности семейного воспитания |
доведение до сведения педагогов результатов, совместное обсуждение и планирование |
- |
Методическая деятельность |
буклеты и др. |
методические пособия |
обобщение и распространение опыта |
- |
Таблица 2 – Перспективы деятельности
Направления |
На начало деятельности |
Проблемы |
Планируемые результаты |
Кадры |
руководитель, педагог-психолог, числится психолог на полставки |
вакансии |
будут заняты вакантные места и добавлены ставки специалистов |
Межведомственное сотрудничество |
сотрудничество налажено в русле проведения отдельных мероприятий |
недостаточная результативность |
будет организована системная работа |
Взаимодействие с педагогами по профилактике |
педагоги-превентологи
педагоги считают деятельность Центра нерезультативной |
однообразие форм и методов, отсутствие инструментарии для оценки успешности деятельности |
будут найдены новые формы работы с педагогами и детьми, разработаны действенные критерии определения результативности |
Взаимодействие с родительской общественностью |
отсутствует |
деятельность Центра не вполне отвечает целям и задачам |
данное направление станет одним из приоритетных |
Осведомленность общественности |
специальная работа не велась |
неосведомленность общественности снижает результативность работы |
работа будет проводиться в системе на основе обратной связи |
Методическая работа |
издан методический сборник по превентивной деятельности |
нет активной методической помощи в семейном воспитании |
методическая работа способствует установлению контакта с родителями |
Нормотворческая деятельность, делопроизводство |
практически отсутствует |
работа не регламентирована |
работа будет проводиться в системе |