Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа
Целью исследования является изучение теоретического и практического подхода к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы.
2. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
3. Определить способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей.
Введение 3
1. Теоретические основы социально-профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей 5
1.1. Воспитание детей в современной семье 5
1.2. Проблемы неблагополучных семей 13
1.3. Социально-психологический портрет
детей из неблагополучных семей 22
2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей в городе Колпашево 35
2.1. Факторы и условия социально-психического
развития детей из неблагополучных семей 35
2.2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей г. Колпашево 44
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического медико-социального центра «Семья» 57
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение 82
4-й этап. Анализ информации о семье.
Анализ информации о семье социальный работник осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.
5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.
Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Специалисты ОГУ «ЦСПСД» организуют сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Специалисты ОГУ «ЦСПСД» координируют усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития. Специалисты ОГУ «ЦСПСД» оказывают семье информационную и организационную помощь.
Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.
Организационная помощь состоит в том, что социальный работник инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.
6-й этап. Выход из семьи.
По окончании интенсивного периода работы специалистов ОГУ «ЦСПСД», рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Специалисты ОГУ «ЦСПСД» продолжают сообщать семье необходимую информацию, приглашают на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.
В деятельности специалистов ОГУ «ЦСПСД» используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным работником по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционных действий со стороны специалиста.
Социально-педагогическое семейное консультирование. Семейное консультирование представляет собой оказание социально-профилактической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье.
Предметом социально-педагогического консультирования являются:
в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;
в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;
в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;
в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;
в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;
в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.
В отличие от
индивидуального
Организация школьных лагерей с дневным пребыванием детей в каникулярный период. Сегодня очень много заброшенных нефункционирующих лагерей, расположенных в лесах нашей области. Поэтому в Колпашевском районе во всех школах ведется организация школьных лагерей с дневным пребыванием в период каникул как летних, так и осенних, зимних, весенних. Ведутся наборы групп в начальных классах – 7-10 лет и классах среднего звена – 10-14 лет.
Цель деятельности
школы в каникулярный период –
оздоровление и развитие детей с
опорой на индивидуальность и неповторимость
своих воспитанников в специфич
При приеме в школьные лагеря приоритет имеют следующие дети:
1. Из многодетных семей.
2. Из социально незащищенных семей.
3. Из семей беженцев, переселенцев.
4. Из числа детей-сирот.
5. Из числа детей, лишенных опеки родителей.
6. Из семей одиноких родителей.
7. Из семей участников межнациональных конфликтов.
8. Дети с ограниченными физическими возможностями (инвалиды).
9. Дети из семей, оказавшихся в социально опасном положении.
10. Состоящие на учете в милиции.
11. Состоящие на учете в школе
Среди задач школы в условиях каникулярной кампании необходимо выделить:
– задачи для всего школьного коллектива (физическое развитие, укрепление здоровья, развитие творческих способностей, познавательных интересов детей и т.д.);
– задачи, связанные с возрастными особенностями;
– задачи индивидуального развития с учетом зоны ближайшего развития, личностных интересов и потребностей, обучающихся в отрядах, группах, мастерских, секциях, организованных по разновозрастному принципу; с помощью разнообразных форм.
В ежедневную деятельность школы в каникулярный период необходимо включать:
– умственную деятельность (интеллектуальные мероприятия, исследовательские лаборатории и т. д.);
– практическую деятельность (спорт, туризм, труд, занятия в творческих коллективах и т. д.);
– эстетическую деятельность (музыка, театр, живопись);
– досуговую деятельность с преобладанием игровых форм, творчества, прогулок на природу и др.
К сожалению, массовая практика дает немало примеров низкого уровня эффективности организованного каникулярного отдыха.
Основные нарушения при этом – недостаточно используется своеобразие окружающей среды, мало используется трудовое участие детей в жизни лагеря. Поэтому для положительного результата, для достижения целей каникулярной кампании необходимо использовать многообразные формы воспитательной деятельности:
1) игры – создают эмоциональный фон жизнедеятельности детского коллектива;
2) природу – в условиях лагеря выходы на природу бывают ограниченными. Все-таки надо признать, что порой необоснованно много времени дети проводят в закрытых помещениях (например, репетиции, просмотр телевизора);
3) туризм – это новизна обстановки, романтика;
4) спортивные мероприятия – дают огромный положительный заряд, укрепляют организм;
5) труд – необходим при жизнедеятельности любых коллективов (детских особенно).
Таким образом, школы Колпашевского района, посредством организации досуга детей в каникулярный период с помощью школьных лагерей с дневным пребыванием, так же осуществляют социально-профилактической работу с детьми из неблагополучных семей.
Организация
трудоустройства
Основной целью деятельности специалистов службы занятости при работе с несовершеннолетними является оказание им помощи в подготовке к адекватному поведению на современном рынке труда, к восприятию требований, предъявляемых работодателями к рабочей силе в условиях производства.
Основными задачами временного трудоустройства подростков являются:
Приоритетным
правом при трудоустройстве
При организации трудоустройства подростков на временную работу учитываются требования трудового законодательства. Трудоустройство несовершеннолетних граждан допускается на работу, не наносящую ущерба их здоровью, нормальному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения. Между работодателем и подростком на период работы заключается срочный трудовой договор.
Трудоустройство подростков в возрасте 14 лет допускается только при наличии письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих.
Продолжительность рабочего времени:
а) для учащихся в возрасте 14-15 лет – не более 4,8 часов в день;
б) для учащихся в возрасте 16 лет – не более 7,2 часов в день;
а) для учащихся в возрасте 14-15 лет – не более 2,5 часов в день;
б) для учащихся в возрасте 16 лет – не более 3,5 часов в день.
Трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу производится на основе договоров, заключаемых городским центром занятости населения с районными отделами по делам молодежи, УПК и другими организациями, создающими временные рабочие места для подростков.
Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, проводит подбор несовершеннолетнему гражданину вариантов временного трудоустройства с использованием программно-технических комплексов в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей), содержащем сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях), на основании договоров о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, заключенных с работодателями.
Подбор несовершеннолетним гражданам вариантов временного трудоустройства осуществляется с учетом состояния здоровья, возрастных и других индивидуальных особенностей несовершеннолетних граждан, пожеланий к условиям работы временного характера (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.
Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, задает критерии поиска вариантов временного трудоустройства в программно-техническом комплексе, содержащем регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей).
При условии отработки месячного баланса рабочего времени, предусмотренного для каждой возрастной категории несовершеннолетних граждан, размер заработной платы должен быть не менее размера минимальной заработной платы, установленной в законодательном порядке на текущий период времени.