Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение теоретического и практического подхода к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы.
2. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
3. Определить способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы социально-профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей 5
1.1. Воспитание детей в современной семье 5
1.2. Проблемы неблагополучных семей 13
1.3. Социально-психологический портрет
детей из неблагополучных семей 22
2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей в городе Колпашево 35
2.1. Факторы и условия социально-психического
развития детей из неблагополучных семей 35
2.2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей г. Колпашево 44
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического медико-социального центра «Семья» 57
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение 82

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

4-й  этап. Анализ информации о семье.

Анализ информации о семье социальный работник осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.

5-й  этап. Выведение семьи из социальной  изоляции. План и контракт в  работе с семьей.

Содержание  работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Специалисты ОГУ «ЦСПСД» организуют сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Специалисты ОГУ «ЦСПСД» координируют усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития. Специалисты ОГУ «ЦСПСД» оказывают семье информационную и организационную помощь.

Информационная  помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.

Организационная помощь состоит в том, что социальный работник инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.

6-й  этап. Выход из семьи.

По окончании  интенсивного периода работы специалистов ОГУ «ЦСПСД», рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Специалисты ОГУ «ЦСПСД» продолжают сообщать семье необходимую информацию, приглашают на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.

В деятельности специалистов ОГУ «ЦСПСД» используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным работником по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционных действий со стороны специалиста.

Социально-педагогическое семейное консультирование. Семейное консультирование представляет собой оказание социально-профилактической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье.

Предметом социально-педагогического  консультирования являются:

в сфере  жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

в сфере  организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

в сфере  семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;

в сфере  воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;

в сфере  внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.

В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный работник работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместных встреч.

Организация школьных лагерей с дневным пребыванием  детей в каникулярный период. Сегодня очень много заброшенных нефункционирующих лагерей, расположенных в лесах нашей области. Поэтому в Колпашевском районе во всех школах ведется организация школьных лагерей с дневным пребыванием в период каникул как летних, так и осенних, зимних, весенних. Ведутся наборы групп в начальных классах – 7-10 лет и классах среднего звена – 10-14 лет.

Цель деятельности школы в каникулярный период –  оздоровление и развитие детей с  опорой на индивидуальность и неповторимость своих воспитанников в специфических условиях лагеря с дневным пребыванием.

При приеме в  школьные лагеря приоритет имеют  следующие дети:

1. Из многодетных семей.

2. Из социально незащищенных семей.

3. Из семей беженцев, переселенцев.

4. Из числа детей-сирот.

5. Из числа детей, лишенных опеки родителей.

6. Из семей одиноких родителей.

7. Из семей участников межнациональных конфликтов.

8. Дети с ограниченными физическими возможностями (инвалиды).

9. Дети из семей, оказавшихся в социально опасном положении.

10. Состоящие на учете в милиции.

11. Состоящие на учете в школе

Среди задач  школы в условиях каникулярной кампании необходимо выделить:

– задачи для всего школьного коллектива (физическое развитие, укрепление здоровья, развитие творческих способностей, познавательных интересов детей и т.д.);

– задачи, связанные с возрастными особенностями;

– задачи индивидуального развития с учетом зоны ближайшего развития, личностных интересов и потребностей, обучающихся в отрядах, группах, мастерских, секциях, организованных по разновозрастному принципу; с помощью разнообразных форм.

В ежедневную деятельность школы в каникулярный период необходимо включать:

– умственную деятельность (интеллектуальные мероприятия, исследовательские лаборатории и т. д.);

– практическую деятельность (спорт, туризм, труд, занятия в творческих коллективах и т. д.);

– эстетическую деятельность (музыка, театр, живопись);

– досуговую деятельность с преобладанием игровых форм, творчества, прогулок на природу и др.

К сожалению, массовая практика дает немало примеров низкого  уровня эффективности организованного каникулярного отдыха.

Основные нарушения  при этом – недостаточно используется своеобразие окружающей среды, мало используется трудовое участие детей  в жизни лагеря. Поэтому для  положительного результата, для достижения целей каникулярной кампании необходимо использовать многообразные формы воспитательной деятельности:

1) игры – создают эмоциональный фон жизнедеятельности детского коллектива;

2) природу – в условиях лагеря выходы на природу бывают ограниченными. Все-таки надо признать, что порой необоснованно много времени дети проводят в закрытых помещениях (например, репетиции, просмотр телевизора);

3) туризм – это новизна обстановки, романтика;

4) спортивные мероприятия – дают огромный положительный заряд, укрепляют организм;

5) труд – необходим при жизнедеятельности любых коллективов (детских особенно).

Таким образом, школы Колпашевского района, посредством организации досуга детей в каникулярный период с помощью школьных лагерей с дневным пребыванием, так же осуществляют социально-профилактической работу с детьми из неблагополучных семей.

Организация трудоустройства несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет. С 2007 года предоставление государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28 июня 2007 года № 449.

Основной целью  деятельности специалистов службы занятости  при работе с несовершеннолетними  является оказание им помощи в подготовке к адекватному поведению на современном  рынке труда, к восприятию требований, предъявляемых работодателями к рабочей силе в условиях производства.

Основными задачами временного трудоустройства подростков являются:

    • приобщение к труду и приобретение определенных профессиональных навыков;
    • создание условий для реализации несовершеннолетними гражданами их конституционного права на труд;
    • расширение спектра услуг, предоставляемых молодым людям на рынке труда и повышения качества уже существующих услуг;
    • наличие возможности адаптироваться в трудовом коллективе, научится нести ответственность за выполняемую работу.

Приоритетным  правом при трудоустройстве пользуются:

    • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
    • подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей;
    • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
    • подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних;
    • подростки, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний.

При организации  трудоустройства подростков на временную  работу учитываются требования трудового  законодательства. Трудоустройство несовершеннолетних граждан допускается на работу, не наносящую ущерба их здоровью, нормальному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения. Между работодателем и подростком на период работы заключается срочный трудовой договор.

Трудоустройство подростков в возрасте 14 лет допускается  только при наличии письменного  согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Продолжительность рабочего времени:

  • в дни каникул:

а) для учащихся в возрасте 14-15 лет – не более 4,8 часов в день;

б) для учащихся в возрасте 16 лет – не более 7,2 часов в день;

  • в течение учебного года:

а) для учащихся в возрасте 14-15 лет – не более 2,5 часов в день;

б) для учащихся в возрасте 16 лет – не более 3,5 часов в день.

Трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу производится на основе договоров, заключаемых городским центром занятости населения с районными отделами по делам молодежи, УПК и другими организациями, создающими временные рабочие места для подростков.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, проводит подбор несовершеннолетнему гражданину вариантов временного трудоустройства с использованием программно-технических комплексов в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей), содержащем сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях), на основании договоров о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, заключенных с работодателями.

Подбор несовершеннолетним гражданам вариантов временного трудоустройства осуществляется с  учетом состояния здоровья, возрастных и других индивидуальных особенностей несовершеннолетних граждан, пожеланий  к условиям работы временного характера (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, задает критерии поиска вариантов временного трудоустройства в программно-техническом комплексе, содержащем регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей).

При условии  отработки месячного баланса  рабочего времени, предусмотренного для  каждой возрастной категории несовершеннолетних граждан, размер заработной платы должен быть не менее размера минимальной  заработной платы, установленной в законодательном порядке на текущий период времени.

Информация о работе Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)