Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение теоретического и практического подхода к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы.
2. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
3. Определить способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы социально-профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей 5
1.1. Воспитание детей в современной семье 5
1.2. Проблемы неблагополучных семей 13
1.3. Социально-психологический портрет
детей из неблагополучных семей 22
2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей в городе Колпашево 35
2.1. Факторы и условия социально-психического
развития детей из неблагополучных семей 35
2.2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей г. Колпашево 44
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического медико-социального центра «Семья» 57
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение 82

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

На практике асоциально-аморальным семьям чаще всего  относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущими по принципу “цель оправдывает средства”, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешняя обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благоприятной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижениями. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим исключительно моральным представлениям, также оказывает на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. [36]

Вряд ли правомерна точка зрения тех, кто считает  необходимым изымать детей из социально-аморальных семей. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается  на детей такими родителями, нет  формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из этих семей. По отношению к таким родителям и детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах “обратной социализации”, когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций. Однако существенным недостатком методов обратной социализации является их запоздалость, прозрение часто наступает слишком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личности подростка. Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирующим влиянием - конфликтные и педагогические несостоятельные. [17]

Конфликтная семья, в которой по различным психологическим  причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения.

Конфликтные семьи  могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражительность  становится нормой взаимоотношений  супругов, так и “тихими”, где  отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений. [26]

В конфликтных  семьях десоциализирующее влияние проявляется не прямо через образцы аморального поведения или антиобщественные отношения родителей здесь имеет место косвенное десоциализирующее влияние, оказываемое за счет хронически осложненных, нездоровых отношений родителей.

В работе с семьями, где отношения супругов хронически осложнены и находятся фактически на грани распада, социальный работник, по сути дела, должен выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо, внимательно выслушать обе стороны, попытаться по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего на основе интересов ребенка. [1]

Среди семей  детей, состоящих на учете в ППМС центра «Семья», наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях неправильно формулируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей.

Педагогически несостоятельная, как и конфликтная  семья не оказывает на детей прямо  десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентаций у детей  в этих семьях происходит потому, что  за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Педагогически несостоятельная семья, прежде всего, нуждается в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обуславливающих их косвенное десоциализирующее влияние. Эти семьи, прежде всего, нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализировать ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с ребенком. [7]

На практике педагогически несостоятельные  семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально- педагогической работы с такими семьями позволили выделить следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности социально-профилактической

работы  с детьми из неблагополучных семей  г. Колпашево

В практике социально-профилактической деятельности с детьми и неблагополучными семьями создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.

Более распространенной формой социально-профилактической деятельности семье и детям являются центры смешанного типа, где объединяется работа различных служб. Так, одной из них является служба социальной реабилитации, занимающаяся людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.

В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, оказывают помощь молодой семье, несовершеннолетним преступникам, вернувшимся из заключения, алкоголикам и наркоманам.

Организацией  досуга детей и семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привлекаются отцы, предоставляется возможность родителям на несколько часов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.

В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям  населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: их прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.

Для оказания временной  помощи семье, попавшей, в беду, создаются  временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются  социальные гостиницы, для подростков и молодежи — дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания, найдя работу, могут уйти из интерната.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую  обстановку, осуществляют психологическое  и педагогическое просвещение всех ее членов.

Распространенной  формой работы с трудными детьми и  подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются профилактикой  их антиобщественного поведения, организовывая  их труд и учебу, помогая выйти  из кризисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую  помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и  лиц, которые вовлекают детей  и подростков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.

В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль над процессом реабилитации.

Особо социальные работники выделяют работу с родителями. Контакты с ними помогают социальному  педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Осуществить индивидуальные программы можно только вместе с родителями.

Чаще всего  каким-либо из центров охвачены семьи  «группы риска»: те, которые оказались  в тяжелом материальном положении, в которых родители учатся, работают на вредном производстве, многодетные семьи, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.

Одной из форм помощи семье является организация центров  семейного досуга. Они создаются  на государственные, муниципальные, общественные и частные средства. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», службы социальных педагогов, различные семейные клубы. Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы.

Для работы с  семьей, проводится обследование семей  района, составляется необходимая документация, чтобы увязать работу с семьей со всеми организациями района.

Семья как первичная  ячейка общества требует немедленной  помощи. Необходимо помочь семьям создать  нормальные условия жизни, помочь создать  нормальную гармонию отношений в  семье.

В современных  условиях создавать это не просто, наблюдается общая тенденция распада семьи, когда из семьи все уходят. Одни в детский сад, в школу, в техникум, в институт, другие на производство. Сложность представляет организация совместной деятельности родителей и детей. Для решения этой проблемы в районе существуют различные службы, перед ними ставятся одни задачи:

  • оказать семье медицинскую и психологическую помощь,
  • помощь в социальной адаптации и профилактики,
  • способность к укреплению физического и психологического здоровья населения,
  • помогать и поддерживать инициативы совместных мероприятий взрослых и детей.

Для решения  этих задач было организовано изучение неблагополучных семей, изучение каждого  члена семьи, и взрослых и детей, отношений в каждой такой семье.

Анализируется социальный статус семьи, ее экономическое положение, нравственный и психологический климат в семье. Только после тщательного изучения семей начинается оказание помощи.

В условиях города Колпашево в работе различных структур в области социальной деятельности определились основные направления социальной профилактики, которой занимаются социальные службы.

Организация социально-профилактической деятельности Психолого-педагогического Медико-социального  центром «Семья». Центр «Семья» осуществляет деятельность согласно Положению и Программе развития, которое было переработано и утверждено в ноябре 2006 года. Специфика центра «Семья» – работать с теми семьями, где беда еще не грянула, но она может быть в силу внутрисемейных проблем. Посещение таких семей, выявление проблем и предложение помощи – вот главная цель работников центра «Семья». Поэтому главное направление деятельности центра – индивидуальная, адресная помощь детям и семьям. Более подробно о работе центра «Семья» мы рассмотрим отдельно.

Организация социально-профилактической деятельности ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям» Колпшевского района. ОГУ «ЦСПСД» был основан отделом социальной защиты администрации Колашевского района в 2000 году. Главная задача ОГУ «ЦСПСД» - Социальная профилактика неблагополучия населения, мотивация семьи на самопомощь, выявление внутренних и внешних ресурсов семьи.

Специалисты ОГУ «ЦСПСД» проводят работу в следующих направлениях:

• Изучают семью;

• Помогают семьям в кризисных ситуациях;

• Помогают в оздоровлении среды;

• Помогают в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды;

• Защищают интересы ребёнка;

• Налаживает контакты.

Специалисты ОГУ  «ЦСПСД» осуществляют три формы работы с неблагополучными семьями – социальный патронаж, надзор и социально-педагогическое семейное консультирование.

Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный работник проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4-9 месяцев. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный работник поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.

Выделим следующие этапы работы ОГУ «ЦСПСД» с семьей в рамках патронажа.

1-й  этап. Знакомство. Договор с семьей.

Работа с  семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и социальным учреждением в лице социального работника. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.

2-й  этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

Социальный  работник должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.

3-й  этап. Сбор информации о семье:

Для сбора информации социальный работник пользуется большим набором методов. Прежде всего, это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон). Социальный работник активно применяет для сбора информации диагностические методы. Диагностические процедуры проводятся им самим, психологами, другими специалистами.

Информация о работе Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)