Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа
Целью исследования является изучение теоретического и практического подхода к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы.
2. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
3. Определить способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей.
Введение 3
1. Теоретические основы социально-профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей 5
1.1. Воспитание детей в современной семье 5
1.2. Проблемы неблагополучных семей 13
1.3. Социально-психологический портрет
детей из неблагополучных семей 22
2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей в городе Колпашево 35
2.1. Факторы и условия социально-психического
развития детей из неблагополучных семей 35
2.2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей г. Колпашево 44
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического медико-социального центра «Семья» 57
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение 82
Не всегда картина, нарисованная школой, совпадает с тем, как она видится со стороны. Но Центр не имеет права раскрывать тайны своих клиентов и говорить: обратите внимание на того-то и того-то: он очень обижен... Только если сами социальные педагоги и психологи присылают в Центр семьи или звонят, чтобы посоветоваться, специалисты вместе успешно решают проблемы.
То есть заказчиком на психологическую и социальную помощь центра «Семья» может выступить руководитель ОУ (например, дети проявляют агрессивность), классный руководитель (например, он не понимает причину неуспешности ребенка; виртуальная агрессия), социальный педагог.
О реализации программы «Автобус профилактики». В соответствии с приказом Управления образования № 122 от 03.04.08 в целях повышения эффективности и результативности психолого-педагогической, медико-социальной работы в условиях сельского общеобразовательного учреждения был организован «Автобус профилактики» в сельские ОУ по следующему графику: 12.04.09. - Мараксинская ООШ, 19.04.09. - Новоселовская СОШ, 26.04.09. - Моховская ООШ.
Методическое
обеспечение программы
В «Автобусе профилактики» приняли участие руководитель ППМС центра «Семья», педагоги-психологи МОУ СОШ №2, педагоги-психологи ППМС центра «Семья», логопед МОУ СОШ №1, а также медицинские работники ЦРБ.
Таблица 5 – Проведены следующие мероприятия с обучающимися
Мероприятие |
Сельское ОУ, контингент обучающихся |
Количество принявших участие |
Тренинговое занятие «Мой выбор» по программе «Полезный выбор» |
Мараксинская ООШ 7-9 классы |
16 детей 3 педагога |
Тренинговое занятие «Красота и здоровье» |
Новоселовская СОШ, Моховская ООШ 5-9 классы |
28 детей |
Мониторинг «Подросток и ПАВ» |
Моховская ООШ 5-9 классы |
16 детей |
Консультации логопедов |
Мараксинская ООШ, Новоселовская СОШ, Моховская ООШ 1- 4 классы |
9 детей 5 родителей |
Индивидуальные консультации психологов |
Мараксинская ООШ 6-11 классы |
13 детей 5 родителей |
Беседы медиков о репродуктивном здоровье |
Мараксинская ООШ, Новоселовская СОШ 7-11 классы |
50 детей |
Таблица 6 – Проведены следующие мероприятия с педагогами
Мероприятие |
Сельское ОУ, контингент обучающихся |
Количество принявших участие |
Семинар «Как сделать родителей союзниками школе» |
Мараксинская ООШ |
8 педагогов |
Обучающий семинар «Гиперактивность. Причины и последствия» |
Новоселовская СОШ |
8 педагогов |
Обучающий семинар «Эффективные методы индивидуальной беседы с родителями» |
Новоселовская СОШ Моховская ООШ |
15 педагогов |
Занятие «Как работать с детьми, имеющими проблемы звукопроизношения» |
Моховская ООШ |
8 педагогов |
Занятие «Как провести родительское собрание по проблеме виртуальной агрессии» |
Новоселовская СОШ |
8 педагогов |
Круглый стол «Как говорить с детьми о репродуктивном здоровье» |
Новоселовская СОШ |
7 педагогов |
Все выездные мероприятия заканчивались совместным обсуждением проведенных семинаров, занятий, консультаций. Педагоги отмечали необходимость совместной работы, актуальность тематики, делились своими проблемами, делали заявки - на проведение «Автобуса профилактики» в следующем учебном году. Положительные моменты отражены в Тетради «Отзывов о работе ППМС центра «Семья». Подготовлен фоторепортаж обо всех выездных мероприятиях.
Специалисты ППМС центра отмечают высокую активность руководства и педагогов, сельских ОУ, хорошую организацию, доброжелательную атмосферу и готовность к совместным действиям данных ОУ.
К отрицательным моментам проведения «Автобуса профилактики» можно отнести явное нежелание медицинских работников участвовать в неоплачиваемых мероприятиях (срывается их прием в больнице, оплата же идет именно по количеству приемов). Существует график плановых медосмотров в сельских ОУ, и медики не заинтересованы ездить дважды в год в сельские ОУ. Эти вопросы, конечно, должны решаться на уровне руководства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неблагополучные
семьи занимают очень большое
место среди категорий
В результате исследования мы достигли цели работы, изучив теоретический и практический подходы к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей. Для достижения этой цели, мы рассмотрели теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы; выявили проблемы семейного воспитания в современных условиях; определили способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей; рассмотрели формы и методы реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей в городе Колпашево; проанализировали особенности социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей ППМС центра «Семья».
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В процессе
написания дипломной работы
2. Переход нашей страны на качественно иной путь развития экономики отразился на жизнедеятельности семьи. На данный момент пока сложно говорить об окончательных социальных последствиях, но материальное положение семей на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Ухудшение финансового положения семьи, связанное с падением престижа некоторых профессий, оказало влияние на выполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей. Государственная политика в области занятости не может дать гарантии от безработицы, не формирует свой социальный заказ семье и школе на профессиональную подготовку молодежи. Недостаточное внимание государства к неблагополучным семьям ведет к криминальной обстановке в обществе, т.к. эти семьи порождают потомство подобное себе. В интересах России необходимо принимать срочные меры по социальной поддержке семьи, т.к. семья является ячейкой общества, и требовать от родителей добросовестного выполнения обязанностей по воспитанию детей.
3. В связи с тем, что общество проявляет недостаточное внимание к проблемам воспитания нового поколения, появляются чрезвычайно неблагоприятные социальные последствия. Это рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство.
У детей из неблагополучных семей имеется целый комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и установками образа жизни в такой семье, а это ведет к вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в неблагополучной семье, непроизвольно усваивает асоциальные формы поведения. Изменения характера личности ребенка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада неблагополучной семьи. Волей-неволей ребенок оказывается втянутым в решение многих семейных проблем и вместе со взрослыми несет груз ответственности за то, что происходит в доме. Все это отражается на особенностях его мировосприятия, на его чувствах и поведении.
В заключении, можно добавить следующее:
1. Необходимо
тщательное изучение семей (в
первую очередь нравственно-
2. Эффективность
"домашнего воспитания" заключается
в создании в семье
3. Основа решения проблем качественной социализации ребенка в семье, мы считаем в устранении причин, которые приводят к созданию конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной социально-профилактической помощи.
4. Деятельность
социального работника
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ