Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение теоретического и практического подхода к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы.
2. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
3. Определить способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы социально-профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей 5
1.1. Воспитание детей в современной семье 5
1.2. Проблемы неблагополучных семей 13
1.3. Социально-психологический портрет
детей из неблагополучных семей 22
2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей в городе Колпашево 35
2.1. Факторы и условия социально-психического
развития детей из неблагополучных семей 35
2.2. Особенности социально-профилактической работы с детьми
из неблагополучных семей г. Колпашево 44
2.3. Организация социально-профилактической деятельности
Психолого-педагогического медико-социального центра «Семья» 57
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение 82

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Не всегда картина, нарисованная школой, совпадает с тем, как она видится со стороны. Но Центр не имеет права раскрывать тайны своих клиентов и говорить: обратите внимание на того-то и того-то: он очень обижен... Только если сами социальные педагоги и психологи присылают в Центр семьи или звонят, чтобы посоветоваться, специалисты вместе успешно решают проблемы.

То есть заказчиком на психологическую и социальную помощь центра «Семья» может выступить  руководитель ОУ (например, дети проявляют  агрессивность), классный руководитель (например, он не понимает причину неуспешности ребенка; виртуальная агрессия), социальный педагог.

О реализации программы «Автобус профилактики». В соответствии с приказом Управления образования № 122 от 03.04.08 в целях повышения эффективности и результативности психолого-педагогической, медико-социальной работы в условиях сельского общеобразовательного учреждения был организован «Автобус профилактики» в сельские ОУ по следующему графику: 12.04.09. - Мараксинская ООШ, 19.04.09. - Новоселовская СОШ, 26.04.09. - Моховская ООШ.

Методическое  обеспечение программы осуществлялось ППМС центром «Семья». Программа  учитывала потребности конкретных ОУ, планы работы выездной бригады  составлялись совместно с руководителями сельских ОУ, которые обеспечили условия  для проведения семинаров и консультаций. Планы работы выполнены в полном объеме. Руководители МОУ СОШ №2 и МОУ ДОД «ДЮЦ» оказали содействие в участии педагогов-психологов в мероприятиях «Автобуса профилактики».

В «Автобусе  профилактики» приняли участие  руководитель ППМС центра «Семья», педагоги-психологи МОУ СОШ №2, педагоги-психологи ППМС центра «Семья», логопед МОУ СОШ №1, а также медицинские работники ЦРБ.

Таблица 5 – Проведены следующие мероприятия с обучающимися

Мероприятие

Сельское  ОУ, контингент обучающихся

Количество принявших участие

Тренинговое занятие  «Мой выбор» по программе «Полезный  выбор»

Мараксинская ООШ 7-9 классы

16 детей

3 педагога

Тренинговое занятие  «Красота и здоровье»

Новоселовская СОШ, Моховская  ООШ

5-9 классы

28 детей

Мониторинг «Подросток и ПАВ»

Моховская ООШ

5-9 классы

16 детей

Консультации логопедов

Мараксинская ООШ, Новоселовская  СОШ, Моховская ООШ

1- 4 классы

9 детей

5 родителей

Индивидуальные консультации психологов

Мараксинская ООШ Новоселовская  СОШ Моховская ООШ

6-11 классы

13 детей

5 родителей

Беседы медиков о  репродуктивном здоровье

Мараксинская ООШ, Новоселовская  СОШ

7-11 классы

50 детей


 

Таблица 6 – Проведены следующие мероприятия с педагогами

Мероприятие

Сельское ОУ, контингент обучающихся

Количество  принявших участие

Семинар «Как сделать родителей союзниками школе»

Мараксинская  ООШ

8 педагогов

Обучающий семинар  «Гиперактивность. Причины и последствия»

Новоселовская СОШ

8 педагогов

Обучающий семинар  «Эффективные методы индивидуальной беседы с родителями»

Новоселовская СОШ Моховская ООШ

15 педагогов

Занятие «Как работать с детьми, имеющими проблемы звукопроизношения»

Моховская ООШ

8 педагогов

Занятие «Как провести родительское собрание по проблеме виртуальной  агрессии»

Новоселовская СОШ

8 педагогов

Круглый стол «Как говорить с детьми о репродуктивном здоровье»

Новоселовская СОШ

7 педагогов


Все выездные мероприятия  заканчивались совместным обсуждением  проведенных семинаров, занятий, консультаций. Педагоги отмечали необходимость совместной работы, актуальность тематики, делились своими проблемами, делали заявки - на проведение «Автобуса профилактики» в следующем учебном году. Положительные моменты отражены в Тетради «Отзывов о работе ППМС центра «Семья». Подготовлен фоторепортаж обо всех выездных мероприятиях.

Специалисты ППМС центра отмечают высокую активность руководства и педагогов, сельских ОУ, хорошую организацию, доброжелательную атмосферу и готовность к совместным действиям данных ОУ.

К отрицательным  моментам проведения «Автобуса профилактики»  можно отнести явное нежелание  медицинских работников участвовать в неоплачиваемых мероприятиях (срывается их прием в больнице, оплата же идет именно по количеству приемов). Существует график плановых медосмотров в сельских ОУ, и медики не заинтересованы ездить дважды в год в сельские ОУ. Эти вопросы, конечно, должны решаться на уровне руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неблагополучные семьи занимают очень большое  место среди категорий населения, и им как никому необходима социальная помощь и защита. Их трудное положение  зависит от кризисных явлений, происходящих в политике и экономике, растущей социальной напряженности в районе. На сегодняшний день состояние проблемной семьи в основном характеризуется нестабильностью, невысокой заработной платой, безработицей родителей, низкой культурой внутрисемейных отношений. Эти проблемы, связанные с материальной обеспеченностью, с досугом детей, их воспитанием, проблемные семьи не могут решить самостоятельно.

В результате исследования мы достигли цели работы, изучив теоретический  и практический подходы к реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей. Для достижения этой цели, мы рассмотрели теоретические и практические аспекты, изучаемой проблемы; выявили проблемы семейного воспитания в современных условиях; определили способы и средства, воздействующие на повышение социального потенциала семьи и социальной активности детей; рассмотрели формы и методы реализации социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей в городе Колпашево; проанализировали особенности социально-профилактической деятельности с детьми из неблагополучных семей ППМС центра «Семья».

На основании  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы:

1. В процессе  написания дипломной работы была  выявлена роль семьи в современном обществе. Гармоничное развитие личности ребенка невозможно без семейного воспитания, которое должно быть связанно и подкрепляться общественным. Ученые утверждают, что если всего лишь на несколько месяцев лишить ребёнка любви, то это нанесёт непоправимый ущерб умственному, нравственному и эмоциональному его развитию, всей последующей духовной жизни человека, отрицательно повлияет на психическое и физическое развитие. Создание духовной, эмоциональной основы личности вот цель и смысл семейного воспитания.

2. Переход нашей  страны на качественно иной  путь развития экономики отразился на жизнедеятельности семьи. На данный момент пока сложно говорить об окончательных социальных последствиях, но материальное положение семей на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Ухудшение финансового положения семьи, связанное с падением престижа некоторых профессий, оказало влияние на выполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей. Государственная политика в области занятости не может дать гарантии от безработицы, не формирует свой социальный заказ семье и школе на профессиональную подготовку молодежи. Недостаточное внимание государства к неблагополучным семьям ведет к криминальной обстановке в обществе, т.к. эти семьи порождают потомство подобное себе. В интересах России необходимо принимать срочные меры по социальной поддержке семьи, т.к. семья является ячейкой общества, и требовать от родителей добросовестного выполнения обязанностей по воспитанию детей.

3. В связи  с тем, что общество проявляет  недостаточное внимание к проблемам воспитания нового поколения, появляются чрезвычайно неблагоприятные социальные последствия. Это рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство.

У детей из неблагополучных  семей имеется целый комплекс психологических проблем, связанных  с определенными правилами и  установками образа жизни в такой  семье, а это ведет к вероятности  попасть в группу социального  риска. Ребенок, чтобы выжить в неблагополучной семье, непроизвольно усваивает асоциальные формы поведения. Изменения характера личности ребенка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада неблагополучной семьи. Волей-неволей ребенок оказывается втянутым в решение многих семейных проблем и вместе со взрослыми несет груз ответственности за то, что происходит в доме. Все это отражается на особенностях его мировосприятия, на его чувствах и поведении.

В заключении, можно добавить следующее:

1. Необходимо  тщательное изучение семей (в  первую очередь нравственно-психологического  климата в них, педагогической  просвещенности родителей).

2. Эффективность  "домашнего воспитания" заключается  в создании в семье благополучной  обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем повышения социально-педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом национальных, региональных и других особенностей.

3. Основа решения проблем качественной социализации ребенка в семье, мы считаем в устранении причин, которые приводят к созданию конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной социально-профилактической помощи.

4. Деятельность  социального работника оказывает  положительное влияние на организацию  сотрудничества семьи, социальных  посреднических учреждений и  школы путем совершенствования  социально-профилактической направленности  деятельности всех специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонов А.И. Кризис семьи как жизненной ценности и экономические аспекты семейной политики // Семья в новых социально-экономических условиях. – 2009. - №3. – С.13-22.
  2. Антонова Л.Н. Создание муниципальной системы социально-профилактической поддержки детей группы риска. – М.: Просвещение, 2008. – 428 с.
  3. Арефьев Л.Д. Беспризорные дети России // Социологические исследования. – 2008. - № 9. – С. 10.
  4. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций // Семья как объект социальной политики. – М.: ПСИ АН СССР, 1986. – 108 с.
  5. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер с англ. – М.: Прогресс, 2006. – 67 с.
  6. Бессонова Н. Как оградить детей от физического насилия // Социальная педагогика. – 2009. - № 2. – С. 13-16.
  7. Бодалев Н.В. Психология о личности. – М.: Просвещение, 1998. – 201 с.
  8. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Смысл, 2008. – 129 с.
  9. Вишневский А.Г. Современная семья: Идеология и политика // Свободная мысль. – 2009. - №. – С. 11-19.
  10. Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Ершовой А.Н. – М.: Прогресс, 2006. – 102 с.
  11. Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) // Социологические исследования. – 2009. - №8. – С. 70-43.
  12. Грошева И.А. Модальная личность: портрет с отклонениями // Социологические исследования. – 2009. - №3. – С. 82-88.
  13. Гурко Т.А. Особенности развития личности в различных типах семей // Социологические исследования. – 2006. - №3. – С. 40-42.
  14. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Просвещение, 1999. – 209 с.
  15. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 5-е изд. – Челябинск, 2008. – 258 с.
  16. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб: Речь, 2008. – 434 с..
  17. Дружинин В.Н.Психология семьи. – М.: Прогресс, 2006. – 202 с.
  18. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – СПб.: Питер, 2007. – 420 с.
  19. Закон Томской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 23.10.1998. – С. 8.
  20. Закон Томской области «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» от 2.12.2004. – С. 12.
  21. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Бородкина И.И. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков // Вопросы психологии. – 2007. - №2. – С. 68-80.
  22. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. – 2007. - №1. – С. 15-27.
  23. Кислицына О.А. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков // Социологические исследования. – 2009. - №8. – С. 92-97.
  24. Кон И.С. Психология ранней юности. – Москва: Просвещение, 1999. – 203 с.
  25. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. – 2007. - №3. – С 21-25.
  26. Кувшинникова В.А., Потолова А.И. Социальное положение нуждающихся семей // Социологические исследования. – 2007. - №12. – С. 21-22.
  27. Кушнир Л. Право ребенка – право на будущее // Семья и школа. – 2008. - №1. – С. 14.
  28. Литвинова А.В. Родители и де<span class="dash041e_0431_044b_

Информация о работе Социально-профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей (на примере г. Колпашево)