Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Введение
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.
Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений.
Объект исследования взаимоотношения родителей и детей в семье.
Предмет исследования: условия позитивных взаимоотношений в семье.
1. Семья как социальный институт
Семья - один из наиболее древних и
значимых социальных институтов. Выделение
института семьи из других институтов
общества и тщательное его изучение
не случайны. Именно семья признаётся
всеми исследователями основным
носителем культурных образцов, наследуемых
из поколения в поколение, а также
необходимым условием социализации
личности. Именно в семье человек
обучается социальным ролям, получает
основы образования, навыки поведения.
В любом обществе семья имеет
двойственный характер. С одной стороны,
это социальный институт, с другой
- малая группа, имеющая свои закономерности
функционирования и развития. Отсюда
её зависимость от общественного
строя, существующих экономических, политических,
религиозных отношений и
Семьёй называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений, между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию.
Структура семьи. Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определённых важных для общества функций. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. Каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.
Семьи в зависимости от представленных
в них различных поколений
бывают супружескими или
2. Особенности взаимоотношений детей и родителей
Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие ее составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.
Различают три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль
Либерализм в семье
Демократизм основывается на взаимной
заинтересованности, поддержке и
взаимопомощи. При авторитарном стиле
потребности детей подавляются,
а при либеральном - игнорируются,
то в демократической семье
Основным направлением в описании типологии семейного воспитания - это изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде это можно сформулировать как неоптимальные и оптимальные родительские позиции. Позиция - (от лат. positio). Мнение, точка зрения, отношение к чему-либо и соответствующее поведение.
Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность родительской позиции представляется как понимание родителей индивидуальности своего ребенка, видение происходящих в его душевном мире изменения. Прогностичность родительской позиции заключается в том, что стиль общения должен опережать появление новых типических и личностных качеств детей. На основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию.
Некоторые авторы, занимающиеся проблемой воспитания детей, пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку.
Воспитание по типу любви и принятия.
Обобщенная формула
При этом подходе выделены два крайних типа - чрезмерная опека и излишняя требовательность.
Воспитание по типу чрезмерной опеки.
Воспитательная формула
Воспитание по типу излишней требовательности.
Воспитательная формула
Сочетание этих аспектов дают четыре типа воспитания:
1) теплое отношение к ребенку
в сочетании с представлением
ему самостоятельности и
2) холодное разрешающее
3) теплое ограничивающее
4) холодное ограничивающее
Выделены три аспекта
Отстраненное воспитание основано на симпатии, уважении, но существует большая дистанция с ребенком. Формула семейного воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, но мягкое обращение с ним сопровождается неумением помочь в его проблемах.
Действенная жалость, основана на близости, симпатии, но отсутствует уважение. Формула воспитания такова: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Этот стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется осознанностью действительных, а иногда и мнимых отклонений в его физическом и умственном развитии. В результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка. В общении с ребенком идут к пути предоставления особых привилегий всячески предохраняют от вредных влияний. Интересы родителей сосредоточены на нем, они как бы ни верят в возможности и способности ребенка.
Воспитание по типу снисходительного отстранения, основывается на симпатии, неуважении, большей межличностной дистанции. Формула семейного воспитания выглядит примерно так: «Нельзя не винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».
Неблагополучие ребенка
Отвержение основано на антипатии, неуважении, большой межличностной дистанции. Такое отношение родителей к своим детям встречается очень редко, формула родительской позиции выражается так: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель отстраняется от ребенка, не хочет общаться с ним, не замечает его присутствия. Родитель становится холодно-неприступным при его приближении.
Презрение. В этом типе отношений присутствуют неуважение, малая межличностная дистанция. Такое отношение к детям соответствует родительской формуле следующего вида: «Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, упрям, труслив, неприятен другим людям». Любые достижения ребенка родитель не замечает, игнорирует, в общении не замечает ничего положительного. Общение родителей и детей строится на понукании, назидании, требовательности. Такие родители постоянно посещают специалистов в желании «исправить» его.
Преследование. При таком типе родительского отношения неуважение, антипатия, но близость к ребенку существует. Воспитание строится по формуле: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!». В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в «мерзавца». Родители пытаются чрезмерной строгостью, жестким контролем переломить ребенка, нередко выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности.
Отказ основывается на антипатии, уважении
и большой межличностной
Приведенные типы родительского воспитания
заостренны. В ходе воспитания под
воздействием обстоятельств, тех или
иных событий отношение родителей
к ребенку изменяется. Будет ошибочным
считать, что поведение родителей
от рождения ребенка до его взросления
описывалось одним типом
Одним из ведущих спектров отношений в семье является общение. Исследователи В. Заслуженюк и В. Семиченко выделяют, что общение между родителями и детьми имеет ряд специфических особенностей. Они выделяют следующие положительные признаки семейного общения:
1. семейному общению присущи интимность, камерность, снижение «доверительного интервала», дистанции между общающимися сторонами;
2. семейное общение охватывает
все стороны человека, обеспечивая
его внеролевое принятия и
взаимодействие. Например, ребенок
в школе выполняет роль
3. в семейном общении невозможно
выделить такие аспекты как
обучение, воспитание, развитие. Им
присущ комплексный характер
влияния. Поощряя определенное
поведение ребенка, наказывая
его за нарушение тех или
иных правил, родители дают понять
какая система норм, правил приемлема.
В то же время, одновременно
идет механизм идентификации:
ребенок подражает родителям,
ориентируется на них, это
4. на семью возлагается
5. семья обеспечивает
Однако, исследователи выделяют, что
общение в семье может