Социальная работа с молодой семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 35.01 Кб (Скачать)

1. Общение между супругами, детьми  приходится на вторую половину  дня, придя домой члены семьи  испытывают острую потребность  в отдыхе.

2. Общение в семье может проходить  на фоне уже накопившегося  переизбытка общения.

3. Общение в семье связано  с мелкими, каждодневными бытовыми  хлопотами, что обесценивает его  содержательную сторону т. к. ограничивается внешней результативностью при внутренней пустоте отношений.

4. У родителей часто отсутствует  психолого-педагогический опыт. Он  приобретается параллельно с  развитием ребенка. Поэтому возможны  ошибки из-за отсутствия психолого-педагогического  опыта. Исследователь детского  невротизма В. Гарбузов выделяет несколько типов неправильного воспитания: гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический.

Гиперсоциальный тип неправильного воспитания встречается 
более часто. Ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть глубокая 
душевная потребность, а потому, что дети должны быть в каждой семье. 
Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован, чрезмерно дисциплинирован, чересчур гипомнителен.

При гиперсоциальном воспитании темперамент  подавляется, в результате у детей  формируется гиперсоциальный или  тревожно-мнительный характер, который  приводит к неврозу, если они терпят тяжелую неудачу или крах притязаний.

Тревожно-мнительный тип наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает и неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семье с единственным ребенком, а также в семье, где растет ребенок. Ребенок в таком случае несамостоятелен, нерешителен, раним, обидчив, не уверен себе. Они становятся очень беспокойными из-за тревожного восприятия действительности.

Эгоцентрический тип наблюдается в семье с недостаточным уровнем ответственности в отношении будущего. Ребенку навязывается представление о себе как о самодовлеющей сверхценности. Малейшие прихоти удовлетворяются немедленно, желания предугадываются.

Из вышеперечисленных причин можно  сказать, что при потенциально высоких  возможностях семейного воспитания существуют причины, которые усложняют  процесс внутрисемейного взаимодействия.

В результате каждодневного взаимодействия складывается общая атмосфера внутрисемейных отношений, характерная для того или иного типа семьи. Встречают  следующие виды отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социально-психологический анализ семьи

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно  зависит от социальной среды.

Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с  другом в многочисленные разнообразные  более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких  групп можно выделить большие  и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными  обществами. Выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным образовательным, возрастным, половым  и другим всевозможным признакам. Малая  группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек  проводит большую часть своей  жизни. Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой  обязанностью ее членов, которая делает ее относительно автономным социально-психологическим  образованием.

Семью можно отнести к естественно  малой группе, так как она возникает  и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно  охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней  присутствуют - достаточная психологическая  общность, налаженные личные взаимоотношение - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д. Психологически развитой как  коллектив считается такая семья, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие  отношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия  нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности  и информированности.

Таких малых групп, которые бы полностью  бы отвечали всем требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство  семей занимает промежуточное положение  между слаборазвитой группой  и высокоразвитым коллективом. Одни и те же члены семьи в различных характерных для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутрисемейных отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя», «установка» и «роль». Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. В семье она определяется связями данного человека с остальными членами семьи. От позиции, занимаемой человеком в семье, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов семьи.

В отличие от позиции статус человека в семье - это реальная характеристика его положения в системе внутрисистемных  отношений, степень действительной авторитетности для остальных членов семьи.

Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений - это личное, субъективное восприятие или своею соответственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень  внимания на остальные члены семьи. Действительный статус и его восприятие человеком могут расходиться.

В социальной психологии роль определяется как нормативно одобряемый образец  поведения, ожидаемого от человека, занимающего  определенную позицию. Войдя в определенную роль в семье, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены  семьи начинают ожидать от него поведение, соответствующего роли. Принятия на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутрисемейных отношений.

Итак, семья - тот институт, который  обеспечивает ребенка необходимым  минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком  и личностью. И, вместе с тем, никакой  другой социальный институт не может  потенциально нанести столько вреда  в воспитании детей, сколько может  сделать семья.

Семья - это своеобразная экономическая  ниша, которая характеризуется сложная  система взаимосвязанных процессов. Нарушение одного процесса влияет за собой к дисфункции других сфер в  системе селом.

Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора  воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

Проблемы брака и семьи всегда вызывают интерес исследователей. Многие вопросы, связанные с воспитанием  детей, развитием личности, благополучием  взрослых и детей, не могут быть решены без опоры на семью. Установлено  немало фактов в пользу принципиальной значимости и незаменимости семьи  для формирования личности ребенка. Дети, разлученные с родителями в  раннем детстве, могут отставать  в психическом развитии или иметь  стойкие нарушения эмоциональной  сферы. Не меньшее значение имеет  семья и для взрослых, являясь  источником эмоционального и физического  благополучия, чувства уверенности, оптимизма. По мнению современных исследователей, семья, утрачивая свои традиционные функции, становится институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем».

Современная семья претерпевает серьезные  изменения. Среди основных тенденций  преобразования семьи отмечают: изменение  типа главенства. Изменение ведут  в основном к демократизации отношений. Однако последствия этих изменений  не всегда положительны, особенно два  явления: неустойчивость брака, падение  рождаемости, что характерно для  всех развитых стран. Количество разводов увеличивается, но цифры разводов не полностью отражают брачную ситуацию. По данным З. Файнбурга среди не распавшихся браков около половины неудачные, т.е. половина не распавшихся браков принадлежит к разряду проблемных, конфликтных. Женщины в этих семьях воздерживаются от рождения детей из-за опасения за будущее своего брака.

Рассматривая проблемы современной  семьи, психологи дают социально-психологическую  оценку семьи. Семья представляет собой  малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими  только ей. Это нормативная заданность - зависимость от общественных институтов, регулирующих порядок заключения и  расторжения брака, представления  о возрасте вступления в брак. Состав семьи по полу и возрасту; закрытость - вхождение в семью новых членов регламентировано; естественным и уникальным путем ее расширения является рождение ребенка; полуфункциональность; длительность истории семьи, включающая качественно  различные этапы развития.

В семье как в социальной системе  различают несколько видов отношений (Н. Соловьев). Социально-биологические отношения в семье охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственного чувства, эмоционального фактора в воспитании детей, проблему наследственности. Хозяйственно-экономические отношения охватывают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, распределение обязанностей и пр. Юридические отношения охватывают сферу мотивации брака и развода, правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми. Нравственные отношения включает мужское и женское достоинство, сферу нравственного воспитания и самовоспитания, вопросы полового воспитания, проблему трудового воспитания. Психологические отношения охватывают сферу различных психологических особенностей личности, преодолении противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок, психологической совместимости и психологического климата. Эстетические отношения включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику отношений, поведения, речи, одежды, жилища. Эстетические отношения, наряду с нравственными и психологическими, образуют основу культурной преемственности в семье. Эмоциональное значение этих отношений очень велико. Они затрагивают ценностные ориентации личности каждого члена семьи и определяют в целом успешность семейной жизни. Успешность семейной жизни или её неблагополучие влияют и на психику, и на соматический статус человека.

Отношения между людьми в семье  из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они  включают четыре основных вида отношений:

1. Психофизиологические - это отношения  биологического родства и половые  отношения.

2. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге,  взаимную моральную и эмоциональную  поддержку.

3. Социальные отношения содержат  распределение ролей, материальную  зависимость в семье, а также  статусные отношения - авторитет,  руководство, подчинение и прочее.

4. Культурные - это особого рода  внутрисемейные связи и отношения,  обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной  культуры (национальной, религиозной  и т.п.), внутри которой данная  семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений  оказывает влияние на семейное  воспитание детей. Внутри каждого  из видов отношений могут существовать  как согласие, так и разногласие,  которые положительно или отрицательно  сказываются на воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семья - важнейший институт социализации, т. к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.

Семья - сложная система взаимосвязанных  процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

Взаимоотношения детей и родителей  складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в  семье, личностные свойства и качества самих детей.

Каковы задачи семьи? В общем  они состоят в том, чтобы:

· создать максимальные условия  для роста и развития ребенка

· передать опыт создания и сохранения семьи

· научить детей полезным, прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким

· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

В результате сделаны следующие  выводы:

1. Неадекватное отношение родителей  к ребенку обуславливает его  тревожное состояние, эмоциональный  психологический дискомфорт.

2. Уровень сформированности самостоятельности  зависит от развития личности  ребенка и от создания условий  родителями.

3. Позитивные взаимоотношения между  взрослыми и детьми формируются  при благоприятном климате в  семье, при наличии нравственного  характера самостоятельности детей.

На основе этих выводов можно  сделать заключение о том, что  наша гипотеза о роли самостоятельности  и родительского отношения к  детям получила свое подтверждение.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Афанасьева, Т.М. Семья: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1999.

Информация о работе Социальная работа с молодой семьей